Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "БОЛЕТЬ ПО СРЕДСТВАМ"

Рынок добровольного медицинского страхования: кризис заставляет компании разрабатывать более дешевые продукты, а их клиентов — отказываться от лишних услуг.    В минувшем году, по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», российские страховщики собрали 72,31 млрд рублей по программам добровольного медицинского страхования (ДМС). Прогноз на этот год — 54,95 млрд рублей (-24%). Причины падения — повсеместное сокращение штатов и соцпакетов.
   Тем не менее участники рынка утверждают, что влияние кризиса в секторе ДМС пока не очень ощущается. Во-первых, во многих случаях еще действуют прошлогодние, докризисные, полисы. Во-вторых, большинству работодателей полностью отказаться от ДМС будет нелегко, хотя бы из репутационных соображений. Ведь потеря такой формы социальной поддержки персонала может ударить по имиджу. В-третьих, с приходом кризиса люди болеть реже не стали. Многие успели привыкнуть к «прелестям» добровольного медицинского страхования и в принципе готовы теперь приобрести страховой полис самостоятельно. Кроме того, страховщики надеются, что в 2009 году в связи с увеличением налоговой льготы с 3% до 6% от фонда оплаты труда, позволяющей работодателям увеличить расходы на ДМС, им даже удастся привлечь новых клиентов.

   ТОЛЬКО САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ
   На данный момент оттока клиентов не отметил ни один эксперт, опрошенный «Профилем». Зато все говорят о тенденции к сокращению расходов на страхование, например, за счет исключения из полиса дорогостоящих опций, и возросший спрос на услуги более дешевых клиник, что, конечно же, влияет на суммарные показатели по сборам. По оценке заместителя директора центра методологии и контроля медицинского страхования РОСНО Нины Егоркиной, снижение бюджета на ДМС у компаний (а 90% премий по ДМС обеспечивается именно корпоративными клиентами. — «Профиль») составляет сейчас 10-20%.
   В целом, по словам исполнительного вице-президента «Группы Ренессанс Страхование» Сирмы Готовац, работодатели не спешат отказываться от страхования. Многие из них воспринимают ДМС не как обременение, а как инструмент управления здоровьем персонала, дающий, в частности, возможность повысить работоспособность сотрудников и сократить издержки.
   Правда, в условиях нестабильности роль соцпакета несколько изменилась, и теперь он формируется, исходя не из принципа конкурентоспособности на рынке труда, а из реальных целей работодателя. Многие оставляют в своих медпрограммах только риски первой необходимости. А страховщики идут навстречу клиентам, начав продажи «лайт-продуктов». Для сокращения затрат на ДМС «Группа Ренессанс Страхование», к примеру, предлагает изменить перечень клиник, оптимизировать размер страхового покрытия, исключив некоторые услуги, или сократить число введенных в программу опций. На стоимость также существенно влияет сочетание различных страховых продуктов, например, когда такие опции ДМС, как поликлиника и госпитализация, заменены на услуги офисного врача в комбинации с выплатами по страхованию от несчастного случая и болезней.

ЗА СВОЙ СЧЕТ
    В случае если компания все же вынуждена отказаться от страхования своих сотрудников, она, как правило, предлагает им оплачивать полисы ДМС из своего кармана, но по корпоративным тарифам. И люди, имевшие полис ДМС в рамках соцпакета, для сохранения высокого уровня медицинского обслуживания и во избежание непредвиденных расходов, связанных с лечением, охотно принимают это предложение.
   Так, например, с начала текущего года «Ингосстрах» заключил три подобных договора с группой из более чем пятидесяти человек. А в «Ренессанс Страховании» для частных клиентов запустили даже специальную программу Vitality. Основное ее отличие от стандартных ДМС-продуктов заключается в том, что она направлена не только на своевременное предоставление качественных медицинских услуг, но и на стимулирование клиента к здоровому образу жизни. Так, в ходе профосмотров проводится диагностика заболеваний и выявляются «проблемные точки» — факторы, которые могут негативно сказаться на здоровье клиента. Врач предоставляет страхователю пакет рекомендаций, позволяющих эти факторы нивелировать. Фиксируются определенные показатели (уровень холестерина, индекс массы тела и т.д.), за каждый из которых клиент получает «баллы здоровья». По итогам года проводится еще один итоговый профосмотр, проверяются все показатели и пересчитываются баллы. Исходя из накопленных баллов, клиент получает скидку, которая может составить до 50%.
   Однако едва ли стоит рассчитывать на то, что сотрудники компаний, лишившиеся корпоративных полисов ДМС, начнут в массовом порядке приобретать полисы за свой счет. «Сжатие корпоративного рынка вряд ли приведет к существенному изменению соотношения корпоративных и индивидуальных клиентов, так как сокращение числа рабочих мест и уровня оплаты привело к тому, что у многих россиян просто нет средств на приобретение страховки», — считает Нина Егоркина. Поэтому основные усилия страховщиков будут направлены на сохранение корпоративного клиента, то есть на пролонгацию существующих договоров.
 
ПО ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ 

  Наибольшим спросом у тех, кто готов сейчас приобретать полис ДМС (речь как о частных, так и о корпоративных клиентах), традиционно пользуются поликлинические и стоматологические услуги. Согласно опросу, проведенному недавно «Группой Ренессанс Страхование» совместно с порталом Headhunter.ru, большинство частных лиц назвали эти услуги в числе наиболее важных опций ДМС (68% и 58% соответственно). На третьем месте — возможность вызова врача на дом (44%).
   И, согласно данным опроса работодателей, в большинстве случаев они предоставляют программы медстрахования, отвечающие вышеназванным запросам сотрудников. Так, в 67% случаев корпоративный полис ДМС включает поликлиническое обслуживание, в 50% — стоматологию и в 52% — возможность вызова врача на дом. Впрочем, программы ДМС, предоставляемые работодателями, не полностью удовлетворяют сотрудников. Если соискатели хотели бы иметь 4-5 наиболее важных для них сервисных опций, то работодатели преимущественно включают только две.
   Как отмечает Нина Егоркина, по-прежнему вызывают интерес и программы с комплексным набором рисков: амбулаторная помощь, помощь на дому, стоматология, скорая помощь и стационарное обслуживание. Однако сокращение бюджетов на социальные пакеты влияет на объем медицинских услуг внутри данных рисков.
   «Если прежде интерес работодателей к той или иной программе ДМС ограничивался выбором поликлиник, то теперь основной фактор, который обуславливает спрос, — эффективность программы с точки зрения управления здоровьем персонала, то есть сервис и медицинский результат, — продолжает тему Сирма Готовац. — В условиях кризиса становится весьма актуальным вопрос оптимизации расходов и включения в программу бюджетосберегающих опций, таких, например, как врач в офисе, который значительно экономит рабочее время сотрудников, а также контролирует ведущие к росту стоимости ДМС так называемые гиперлечение и гипердиагностику».
{PAGE}
   А вот требования, предъявляемые к полису ДМС как частными, так и корпоративными клиентами, остаются неизменными. По словам начальника управления страхования физических лиц департамента медицинского страхования «Ингосстраха» Антонины Кружалиной, это высокий профессионализм врачей и, соответственно, качественная медицинская помощь, своевременная организация лечения, высокий уровень культуры медицинского персонала, современное оснащение лечебного учреждения и справедливый тариф.

НОВАЯ ГРУППА РИСКА
    Эксперты «Профиля» отметили еще одну кризисную закономерность: больных в клиниках меньше не стало. При снижении общего количества прикрепленных пациентов резко возросло число обращений за медицинской помощью. Как отмечает начальник управления развития медицинского страхования департамента медицинского страхования «Ингосстраха» Анна Муковозова, застрахованные сейчас стараются выжать из страховки максимум возможного. А это в итоге создает проблему для андеррайтинга ДМС (анализ предлагаемых на страхование рисков). По словам представителя «Ингосстраха», вопросов в этой связи возникает много: какова вероятность сокращения персонала у того или иного потенциального клиента, останется ли обращаемость и дальше на высоком уровне или упадет до нормальных показателей, какую инфляцию на рынке медуслуг ожидать в текущем году и т.д.
   Фактически стандартные алгоритмы андеррайтинга ДМС сегодня неактуальны. Поскольку рынок ДМС в России еще довольно молодой, у страховых компаний нет опыта работы с портфелем клиентов в аналогичной экономической ситуации. Страховщики вынуждены практически вслепую приспосабливаться под постоянно меняющиеся внешние параметры. Но если для крупных страховых компаний это опыт преодоления внештатных ситуаций, то для небольших компаний такие эксперименты грозят банкротством и уходом с рынка.

 

 

 КАКИЕ ПРОГРАММЫ ДМС ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ?
    ЭКСПЕРТЫ
   МИХАИЛ КОПИТАЙКО, директор департамента медицинского страхования ОСАО «Ингосстрах» :
   «В настоящее время «Ингосстрах» предлагает большой спектр программ, удовлетворяющий самые разные запросы клиентов. Это программы амбулаторно-поликлинической помощи, включающие консультации специалистов, диагностические и лечебные процедуры, а также помощь на дому; программы стоматологической и стационарной (как экстренной, так и плановой) помощи; реабилитационно-восстановительное лечение на базе ведущих здравниц России; программы «Личный врач-терапевт», «Личный врач-педиатр» и др.».
   СИРМА ГОТОВАЦ, исполнительный вице-президент «Группы Ренессанс Страхование»:
   «Наша компания предлагает инновационные решения страхования персонала, которые становятся в руках работодателя эффективным инструментом мотивации и повышения работоспособности коллектива. В медицинском страховании это, прежде всего, сделанные под конкретного клиента программы с использованием технологии healthmanagement — рационального подхода в оказании медицинской помощи и управлении здоровьем персонала. В условиях кризиса особенно возросла актуальность еще одной нашей услуги — работы врача-куратора на предприятии, который выполняет роль медицинского менеджера, оптимизирует и делает более эффективным лечебный процесс. Экономия бюджета при этом достигает 30%».
   НИНА ЕГОРКИНА, заместитель директора центра методологии и контроля медицинского страхования РОСНО:
   «Для корпоративных клиентов нами доработана уже существующая линейка страховых программ с различным наполнением. Так, по программам «Стандарт», «Рациональная», «Базовая», «ДМС 50», «ДМС-бюджет» клиенты имеют возможность приобрести полис, наиболее точно отвечающий их потребностям и финансовым возможностям. Есть и уникальные предложения. Так, например, ранее мы запустили продукт «Международное медицинское страхование», который пока не имеет аналогов на российском рынке. Он позволяет застрахованному получать медицинскую помощь по самому широкому перечню заболеваний (в данный список входят онкологические заболевания, гепатит, туберкулез, сахарный диабет, профессиональные болезни), в том числе — сложнейшие операции в любой стране мира. Страховая сумма составляет 2 млн евро. Этот продукт также включает франшизу».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK