Наверх
22 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Большая политическая нумерология"

Предстоящий саммит "большой восьмерки" в этом году пройдет в необычных условиях. Запланированная на конец июня встреча лидеров ведущих стран мира состоится вдали от посторонних глаз и назойливых антиглобалистов -- в маленьком канадском городке Кананаскисе. Между тем масштаб нынешней повестки впечатляет. Возможно, лидеры "восьмерки" столкнутся с тем, что проблему борьбы с международным терроризмом им придется решать с привлечением более широкого круга участников.На олимпийском уровне


26--28 июня состоится очередная встреча лидеров восьми наиболее развитых стран мира. Премьер-министры Великобритании Тони Блэр, Италии -- Сильвио Берлускони, Канады -- Жан Кретьен, Японии -- Дзюнъитиро Коидзуми, канцлер Германии Герхард Шредер, президенты России Владимир Путин, США -- Джордж Буш, Франции -- Жак Ширак, при участии президента Еврокомиссии Романо Проди и главы правительства Испании -- страны, председательствующей в Евросоюзе -- Хосе Мариа Аснара обсудят глобальные проблемы человечества и наметят пути их решения.

Первые лица соберутся в Кананаскисе -- небольшом канадском городке, расположенном примерно в 80 километрах к западу от Калгари. Благодаря этому соседству Кананаскис однажды уже мелькал в репортажах мировых телеканалов. Однако помнят об этом, пожалуй, лишь любители спорта: в 1988 году, когда Калгари принимал у себя зимние Олимпийские игры, в Кананаскисе проходили горно-лыжные соревнования. Для их участников и была построена современная инфраструктура города -- отели, дороги, лыжные трассы, подъемники и прочие сооружения.

Стоит отметить, что отелей в городе всего два -- The Delta Lodge и The Mountain Lodge. Так что высоким гостям, а также членам делегаций (помощникам, экспертам, охране и прочим сопровождающим лицам) волей-неволей придется уместиться в 411 номерах. Поэтому каждой стране--участнице саммита будет разрешено привезти с собой не более 30--35 человек. Остальным, как пошутил Жан Кретьен на прошлогоднем саммите, "придется захватить с собой спальные мешки" или же ночевать в Калгари. Такой уменьшенный формат встречи резко контрастирует с числом гостей саммита в Генуе, где только одна американская делегация насчитывала 900 человек.

Собственно в этом и состоит замысел организаторов встречи. Канадцы неоднократно заявляли, что намерены сделать ее более камерной и менее формальной, "чтобы дать возможность мировым лидерам сфокусироваться не на внешней стороне дела, а на достижении конкретных результатов". Впрочем, такое самоограничение отвечает интересам не только принимающей стороны, но и самих лидеров "восьмерки". Всем памятны жаркие деньки генуэзского саммита, когда толпы антиглобалистов, приехавших со всего мира, вели настоящие уличные бои с полицией. А поскольку это происходило практически на тех же самых улицах, по которым ездили в своих лимузинах лидеры "восьмерки", внимание мировой общественности оказалось приковано не столько к самому саммиту, сколько к уличным беспорядкам и их зачинщикам. Пиар-акция антиглобалистов удалась, саммит же, с точки зрения пиара, был провален. Повторять "пикантные сцены" на своих улицах канадские власти не решились.

Поэтому, несмотря на то, что первоначально правительство намеревалось пригласить "восьмерку" в Оттаву (среди вариантов рассматривались также Калгари, Джаспер и Эдмонтон), премьер Жан Кретьен отдал предпочтение маленькому Кананаскису. Тем более что в город ведет всего одна автодорога, которая в дни саммита будет заблокирована для передвижения посторонних. Таким образом, чтобы прорваться к месту проведения саммита, антиглобалистам придется либо идти пешком из Калгари (24 километра по сильно пересеченной местности, через лес и горы, где водятся дикие звери -- медведи -- барибалы и гризли, пумы-кугуары и пр.), либо плыть на каноэ. Даже если отдельные смельчаки на это и решатся, от массовых акций мировые лидеры застрахованы. А значит, ничто не отвлечет их от решения глобальных проблем.

"Ты помнишь, как все начиналось..."


Несмотря на то, что Канада уже в четвертый раз устраивает у себя саммит мировых лидеров (до Кананаскиса лидеров принимали Оттава -- 1981, Торонто -- 1988 и Галифакс -- 1995), по большому счету, сама она не входит в состав "отцов-основателей" форума. Идея проведения саммитов такого уровня родилась в ходе неофициальных встреч министров финансов Канады, Франции, Великобритании, США, ФРГ, Италии и Японии. В начале 70-х годов такие встречи организовывали министры финансов Франции и ФРГ -- Валери Жискар д'Эстен и Гельмут Шмидт. После того, как оба политика заняли в своих странах посты соответственно президента и федерального канцлера, они предложили главам других наиболее развитых государств принять участие в форуме. В работе первого саммита, который прошел в 1975 году в Рамбуйе (Франция), участвовало только шесть стран -- без Канады. Первый же полноценный саммит "семерки" прошел годом позже в Пуэрто-Рико.

Главная цель этих ежегодных встреч -- обмен информацией и идеями, главным образом в сфере экономики; обсуждение проблем, вызывающих озабоченность мирового сообщества, и совместная выработка "подходов и стратегий". Среди обсуждаемых проблем -- управление макроэкономикой, международная торговля, отношения с развивающимися странами. За годы существования форума повестка дня саммитов значительно расширилась: стороны обсуждали проблемы занятости, экологии, преступности, наркомании, прав человека, контроля над вооружениями и т.д. По установившейся традиции форум не имеет своей штаб-квартиры. Организацию саммитов берет на себя принимающая страна. Как и во всякой неформальной структуре, на саммитах утвержденные правила и регламенты заменены своеобразными ритуалами. Среди наиболее экзотических -- заранее утвержденные формы обращения к лидерам стран. Так, на саммите в Кананаскисе Владимира Путина и Жака Ширака будут именовать "ваше превосходительство", "г-н президент", на крайний случай -- "сэр"; к Джорджу Бушу должны обращаться "мистер", "мистер президент", "сэр"; лидеров Германии и Великобритании -- помимо "г-н канцлер" и "г-н премьер-министр" -- будут называть "сэр", а также "г-н Шредер" и "г-н Блэр" и т.д. Другие формы обращения могут быть восприняты как дурной тон.

Превращение чисел


Превращение "семерки" в "восьмерку" (те же плюс Россия) произошло намного позже и не сразу. С 1991 года лидеры СССР, а затем и России приглашались на общие обмены мнениями, которые проходили за рамками саммитов. Всем, и нам в том числе, было понятно, что это -- некий дипломатический реверанс в сторону строящей демократию бывшей сверхдержавы. Начиная с саммита в Неаполе (1994 год) начала работать схема "7 + 1" -- по окончании встреч в рамках G-7 проводилась дискуссия по политическим вопросам с участием России. В 1996 году по инициативе Бориса Ельцина в Москве даже состоялся специальный саммит G-8 по вопросам ядерной безопасности. "Семерка", обеспокоенная состоянием старых советских атомных электростанций, согласилась провести спецвстречу, на которую была приглашена и Украина, подтвердившая намерение закрыть Чернобыльскую АЭС. Москва же взяла на себя важные обязательства по международному контролю в области ядерной безопасности и по запрещению ядерных испытаний.

И только с 1997 года Россия стала полноправной участницей саммитов по всему кругу проблем, за исключением экономических и финансовых вопросов. Впрочем, положа руку на сердце, абсолютное большинство наблюдателей до сих пор считают, что "превращения чисел" все еще не произошло, и продолжают именовать форум по-старому -- G-7. И с их аргументами трудно спорить. Ведь несмотря на военный и территориальный потенциал, назвать Россию одним из "мировых экономических лидеров" язык все-таки не поворачивается. Должник большинства своих партнеров по G-8, страна, рыночный характер экономики которой США признали буквально на днях, Россия тем не менее смогла несколько подправить свой имидж в глазах семи остальных членов клуба.

Но ничто не вечно в нашем быстро меняющемся мире. Сегодня на глобальном уровне на первое место выходят проблемы борьбы с терроризмом и нераспространения ядерного оружия. А в их решении Россия может сыграть куда большую роль, чем подавляющее число участников "старой семерки". И антитеррористическая операция США в Афганистане это наглядно продемонстрировала. Поэтому у России в нынешней ситуации шансы укрепить свои позиции в рамках "восьмерки" как никогда высоки. В этой связи характерно, что на нынешнем саммите российский лидер займет за общим столом почетное место -- слева от хозяина встречи, премьер-министра Канады. По мнению наблюдателей, это, с одной стороны, "знак большого уважения к России", а с другой -- признание того факта, что в решении проблем, стоящих перед мировым сообществом, значимы не только экономика и военный ресурс.

Впрочем, новые угрозы все больше заставляют мировых лидеров задумываться над тем, возможна ли вообще эффективная борьба с терроризмом и достижение глобальной стабильности без участия других "сильных игроков". В первую очередь -- Китая и Индии. Обе эти страны имеют ядерное оружие. У обеих серьезные проблемы с международным терроризмом на своей территории. Обе обладают возможностями занимать гораздо более жесткие позиции в этом вопросе, что, в принципе, отвечает интересам всего цивилизованного мира. В отличие, кстати, от западных стран, вынужденных в силу разных обстоятельств маневрировать во взаимоотношениях с мусульманским миром и отчасти сужать возможности противодействия террористам.

Наконец, обе страны, особенно КНР, стремительно наращивают свой экономический потенциал. Поэтому не случайно, что еще в 1999 году Герхард Шредер предложил в ближайшем будущем допустить к участию в саммитах Китай. Пекин, правда, пока отказывается от участия в клубе, но кто знает, не изменится ли со временем "порядок цифр", не превратится ли G-8 в G-9, 10, 11? По крайней мере, появление в 1999 году "двадцатки", или, как ее еще называют, G-20, -- уже реальность. И не исключено, что однажды этот форум министров финансов и глав центральных банков стран "восьмерки" с участием Китая, Южной Кореи, Аргентины, Австралии, Саудовской Аравии, ЮАР, Бразилии, Индии, Турции и Мексики, а также представителей Евросоюза, МВФ и Всемирного Банка может приобрести более "высокий формат". И в этом случае нет сомнений, что Россия обязательно станет полноправным членом этого "элитарного" клуба.


Места проведения и тематика саммитов

ГодГородТематика

1975РамбуйеБезработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

1976Пуэрто-РикоМеждународная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977ЛондонБезработица среди молодежи, роль Международного валютного фонда в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.

1978БоннМеры по обузданию инфляции в странах "семерки", помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979ТокиоРост цен на нефть и дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980ВенецияРост мировых цен на нефть и увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981ОттаваРост населения планеты, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982ВерсальРазвитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983ВильямсбургФинансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984ЛондонНачавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985БоннОпасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986ТокиоОпределение среднесрочной налоговой и финансовой политики для каждой из стран "семерки", способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987ВенецияСитуация в сельском хозяйстве стран "семерки", снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, советская перестройка.

1988ТоронтоНеобходимость реформирования ГАТТ, роль стран Азиатско-Тихоокеанского региона в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989ПарижДиалог с "азиатскими тиграми", экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990ХьюстонИнвестиции и кредиты для стран Восточной и Центральной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

1991ЛондонФинансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны; миграция в страны "семерки"; нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

1992МюнхенПроблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство "семерки" и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

1993ТокиоСитуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994НеапольЭкономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и "отмывание" денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.

1995ГалифаксНовая форма проведения саммитов с большей ориентацией на результат, реформа международных институтов -- МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

1996МоскваЯдерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

1996ЛионГлобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

1997ДенверСтарение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, космические станции, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

1998БирмингемНовый формат саммитов -- "только лидеры", министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

1999КельнСоциальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

2000ОкинаваВлияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

2001ГенуяБорьба с бедностью, облегчение долгового бремени слаборазвитых стран, защита окружающей среды, противодействие транснациональной организованной преступности и распространению наркотиков.

2002КананаскисПроблемы Африки, вопросы образования, борьба с международным экстремизмом, урегулирование локальных конфликтов.

ВЛАДИМИР РУДАКОВ, АНДРЕЙ РЯБОВ

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
21.10.2021