29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Большая вода"

Архивная публикация 2002 года: "Большая вода"

В Россию постепенно приходит западная мода на здоровый образ жизни, непременным атрибутом которого является чистая питьевая или минеральная вода. Поэтому "водный" бизнес в России становится прибыльным....и ни туды, и ни сюды

Если бы лет пятнадцать назад кому-нибудь сказали, что простую воду будут продавать и народ будет покупать ее для того, чтобы приготовить чай или суп, это вызвало бы как минимум удивление. Однако жизнь, как говорится, диктует свои правила. И вот уже не "новый русский", а самый что ни на есть среднестатистический россиянин тащит домой пятилитровую канистру чистой воды.
Жители благополучных Европы и Америки привыкли покупать питьевую воду уже лет двадцать назад. И причина не только в "испорченной" европейской экологии и, как следствие, некачественной водопроводной воде. Именно в конце 70-х в Европе и США здоровый образ жизни вошел в моду, что и привело к ежегодному росту потребления "покупной" питьевой воды на 15--20%. В настоящее время в Германии, Италии, Франции на душу населения приходится более 100 литров минеральной воды в год. Что интересно, Германия в настоящее время -- единственная западно-европейская страна, в которой большая часть рынка (порядка 75%) приходится на газированную воду. В Италии, Франции, Испании, а также США более 60% рынка -- вода негазированная. В последние несколько лет на Западе началась мода на ароматизированную минеральную воду с фруктовым вкусом (ее доля на западно-европейском рынке составляет 12--15%). Новинки вроде "Святого источника" со вкусом лимона есть и у нас, однако у российского потребителя они пока особой популярностью не пользуются -- доля ароматизированной воды не превышает 2%.
В России спрос на воду в последнее время растет на 15% в год. Однако мы сильно отстаем пока от западных стран. Как считает аналитик United Financial Group Алексей Кривошапко, в 2002 году потребление воды в России составит 8,4 литра на душу населения (в 2001 году -- 5 литров). Ожидается, что в 2007 году среднестатистический россиянин будет выпивать 13 литров "правильной" воды. Но это все равно почти в 10 раз меньше, нежели в "цивилизованных" странах.
На отечественном рынке сейчас газированной воды продается намного больше, нежели негазированной (по данным компании AC Nielsen, она составляет 76% объема рынка). Однако при этом аналитики отмечают, что продажи негазированной воды растут заметно быстрее. Так, в апреле--мае 2002 года продажи "газировки" выросли на 11% по сравнению с прошлым годом, в то время как простой -- на 23%.
Ассортимент питьевой воды в течение последних двух лет существенно расширился. В любом более или менее приличном магазине или киоске представлено несколько видов воды -- от простой очищенной до лечебной. Наиболее доступны по цене (около 13--15 рублей за литр) так называемые "массовые" марки -- к ним относятся в основном местные бренды, которых в каждом регионе множество. В Москве и Подмосковье -- "Охтинская", в Питере -- "Полюстрово", в Башкирии -- "Юматовская" и т.п. В среднем по стране доля этих марок составляет около 60%.
Далее следует продукция среднего ценового сегмента (20 рублей за двухлитровую упаковку), где представлены уже не только российские, но и мировые бренды: BonAqua (Соса-Cola), Aqua Minerale (PepsiCo), "Святой источник" (недавно приобретен компанией Nestle), "Нарзан". Особняком стоит "Боржоми", которую относят к категории "локальный премиум" -- 0,5 литра грузинской воды стоит более 20 рублей. Их доля на российском рынке составляет около 40%.
Импортные бренды категории "супер премиум" (стоимость французской воды Perrier -- около 80 рублей за 1,5 л) можно встретить главным образом в супермаркетах крупных российских городов и в ресторанах. И хотя доля импорта в целом по России не превышает 1--2%, все же Perrier и Evian "имеют место быть".
Популярностью в народе пользуются большие пятилитровые бутыли с водой, средняя цена на которые обычно не превышает 30--35 рублей. Также привычным для нас явлением становится и наличие в офисах кулеров с чистой негазированной водой. Те же, кто побогаче, устанавливают в домах различные фильтры для очистки воды. Так что, несмотря на все уверения работников санэпидемнадзора, что водопроводная вода соответствует всем принятым нормам, народ тому, что течет из крана, не доверяет.
Если в кране нет воды...

Недоверие россиян к качеству водопроводной воды -- одна из причин роста продаж питьевой. Очевидно, что вкусовые качества водопроводной воды оставляют желать лучшего: то хлоркой отдает, то еще непонятно чем, а то и цвет у нее какой-то подозрительно желтоватый. На вопрос о качестве воды заведующий отделением коммунальной гигиены Госсанэпидемнадзора Москвы Владимир Котляр ответил, что водопроводная вода полностью отвечает существующим санитарным правилам и нормам и считается питьевой. "Попадая из источников на станции обработки, она проходит несколько стадий очистки. Для того чтобы убить микробов, воду хлорируют, а затем она отстаивается в специальных резервуарах. За последнее время никаких выбросов вредных веществ зарегистрировано не было. Что касается вкусовых качеств, то весной, после паводков, и осенью, в результате "цветения" воды, в ней действительно могут присутствовать посторонние запахи. Иногда отмечается повышенное содержание железа (чаще всего такое случается в новостройках, где водопроводные трубы еще не успели покрыться известковой "накипью"). Застоявшаяся в трубах вода приобретает желтоватый оттенок. Для здоровья это не опасно, однако нелишним будет пропустить воду через угольный фильтр".
Все же экологи с мнением работников санэпидемнадзора не согласны. Подавляющая масса фильтров, применяемых в быту, очищает воду только от свободного хлора, механических примесей и незначительно снижает содержание вредных солей. Кроме того, по мнению экспертов-экологов, при длительном использовании для питья и приготовления пищи воды, лишенной природных солей, могут развиться тяжелые заболевания. Оптимально в питьевой воде должно содержаться 200--500 мг минеральных солей на литр.
Еще одной причиной увеличения спроса на минеральную и питьевую воду, по словам Евгения Примачева, директора по маркетингу и продажам компании "Воды Боржоми" ("дочка" Georgian Glass & Mineral Water), является массированная реклама на телевидении. Крупнейшие игроки рынка активно вкладывают средства в рекламу своего продукта. Так, компания Pepsi-Cola, которой принадлежит торговая марка Aqua Minerale, в 2000 году потратила на рекламу порядка $3 млн., а в 2001 году -- $5,7 млн. Производитель грузинской минералки, Georgian Glass &Mineral Water, также планирует увеличить рекламный бюджет. По мнению экспертов рынка, он может составить около $1 млн.
Водо-проводчики

Российский рынок минеральной воды можно считать уже практически сформировавшимся. В настоящее время существует несколько крупных игроков: PepsiCo (марка Aqua Minerale), Coca-Cola (марка BonAqua), Georgian Glass &Mineral Water (марка "Боржоми"), Nestle (марка "Святой источник"). По словам Евгения Примачева, в мае этого года доля Aqua Minerale в Москве составила 17%, "Боржоми" -- 14%, "Святого источника" -- 14%, BonAqua -- 7%. Что интересно, в России на рынке конкурируют производители разных сегментов -- минеральной и питьевой (столовой) воды, чего на цивилизованном и правильно сегментированном рынке быть не должно. Торговые марки Aqua Minerale, BonAqua и "Святой источник", которые минерализуются искусственно, не должны быль соперниками натуральной минеральной воды -- например, "Боржоми" или "Ессентуков". Дело в том, что искусственно минерализированная вода по химическому составу может быть идентичной природной минеральной, однако никаким лечебным эффектом не обладает.
Несмотря на то, что рынок практически поделен, на нем все же появляются новые игроки, что, скорее всего, свидетельствует о наличии там "жизненного пространства" и высокой прибыльности этого бизнеса.
Так, в конце 2002 года свое производство бутилированной воды начнет компания "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания". Новое предприятие (общая стоимость которого оценивается в $15 млн.) находится в Новгородской области. Как заявляют в компании, планируется выпускать натуральную минеральную столовую и лечебно-столовую воду в ПЭТ-бутылках емкостью 1,5 л и 0,5 л. Новая торговая марка будет называться "Дары Валдая". В ближайшие два года "Вимм-Билль-Данн" со своим новым брендом планирует занять 5--7% отечественного рынка минеральной воды.
Еще одним событием "водного" рынка стало приобретение компанией Nestle Waters Group (дочерним предприятием крупнейшего мирового производителя продуктов питания Nestle) бренда "Святой источник". Сумма сделки не разглашается, однако аналитики рынка сходятся во мнении, что она составила порядка $80 млн.
Покупка российского бренда входит в стратегию швейцарской компании, которая во всех странах мира приобретает крупный локальный бренд, вкладывая средства в его развитие. До настоящего момента Nestle Waters Group представляла в России воду категории "премиум" -- марки Perrier и Vittel, занимая на отечественном "водном" рынке менее 1%. По словам Ричарда Олферта, руководителя управления инвестиционно-банковских услуг компании "Ренессанс Капитал" (финансовый советник компании "Святой источник"), переговоры о покупке "Святого источника" начались еще в прошлом году. Претендентов было несколько: "Вимм-Билль-Данн", Coca-Cola, Danone и Nestle Water Group. Предпочтение отдали последней, так как у швейцарской компании развит бизнес доставки воды в офисы, что является одним из основных направлений деятельности российской компании. Ведь в настоящее время более 25% продаж "Святого источника" приходится именно на данный сегмент рынка.
С приобретением "Святого источника" компания намерена осваивать в России нишу недорогой воды, увеличив свою долю на рынке до 11%. Конкуренты отнеслись к сделке довольно спокойно, посчитав, что со сменой собственника никакого передела рынка не предвидится.
Кроме того, швейцарская сторона не намерена вносить какие-либо изменения ни в состав руководства компанией, ни в планы ее развития. Так, в настоящее время продукция "Святого источника" представлена в большинстве крупных регионов страны. Однако, следуя примеру производителей пива, компания планирует уделить особое внимание развитию регионального направления. В частности, можно ожидать, что инвестиции Nestle пойдут на развитие производства в Омске, благодаря чему будет увеличено присутствие компании в Сибирском регионе.
Компания GG&MW Co N.V, выпускающая минеральную воду "Боржоми", также расширяет свое присутствие в регионах. По словам Евгения Примачева, в конце прошлого года в компании был создан отдел региональных продаж. В 2002 году спрос на грузинскую минеральную воду в регионах превысил все ожидания (к июню рост продаж составил 188%). В результате пришлось монтировать новые линии по производству тары и даже размещать заказы на других заводах.
Обман чистой воды

К сожалению, минеральная вода относится к наиболее часто подделываемым в России товарам. Это и понятно -- потребление воды год от года растет, а подделывать ее легко и дешево. Тем более что отличить фальшивую воду на вкус практически невозможно -- для этого нужна специальная экспертиза. По данным Госторгинспекции, после проведенных проверок за первое полугодие 2002 года в России было забраковано и снято с продажи около 20% минеральной воды. Это значит, что каждая пятая бутылка по минеральному составу и маркировке не соответствовала принятым стандартам. В 2001 году каждая десятая бутылка была признана фальсификатом.
Однако заведующий лабораторией минеральных вод Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Вадим Алтаев считает, что нарваться на подделку все же стало сложнее, чем два года назад. В основном некачественную воду можно купить на оптовых рынках или в маленьких ларьках. Крупные продуктовые магазины и супермаркеты стараются работать с официальными дистрибьюторами производителей минеральной воды.
Сами производители тоже не сидят сложа руки. Так, например, компания "Воды Боржоми", торговая марка которой долгое время являлась самой популярной подделкой на российском рынке левых товаров, борется с подделками совместно с торгинспекцией. По словам Евгения Примачева, за июнь 2002 года было обнаружено менее 1% фальсифицированной воды, тогда как в прошлом году -- 3%. Вода, купленная не на оптовом рынке, говорит Евгений Примачев, будет на 100% качественной.

Производство минеральной воды в России (млн. декалитров)*

В Россию постепенно приходит западная мода на здоровый образ жизни, непременным атрибутом которого является чистая питьевая или минеральная вода. Поэтому "водный" бизнес в России становится прибыльным....и ни туды, и ни сюды


Если бы лет пятнадцать назад кому-нибудь сказали, что простую воду будут продавать и народ будет покупать ее для того, чтобы приготовить чай или суп, это вызвало бы как минимум удивление. Однако жизнь, как говорится, диктует свои правила. И вот уже не "новый русский", а самый что ни на есть среднестатистический россиянин тащит домой пятилитровую канистру чистой воды.

Жители благополучных Европы и Америки привыкли покупать питьевую воду уже лет двадцать назад. И причина не только в "испорченной" европейской экологии и, как следствие, некачественной водопроводной воде. Именно в конце 70-х в Европе и США здоровый образ жизни вошел в моду, что и привело к ежегодному росту потребления "покупной" питьевой воды на 15--20%. В настоящее время в Германии, Италии, Франции на душу населения приходится более 100 литров минеральной воды в год. Что интересно, Германия в настоящее время -- единственная западно-европейская страна, в которой большая часть рынка (порядка 75%) приходится на газированную воду. В Италии, Франции, Испании, а также США более 60% рынка -- вода негазированная. В последние несколько лет на Западе началась мода на ароматизированную минеральную воду с фруктовым вкусом (ее доля на западно-европейском рынке составляет 12--15%). Новинки вроде "Святого источника" со вкусом лимона есть и у нас, однако у российского потребителя они пока особой популярностью не пользуются -- доля ароматизированной воды не превышает 2%.

В России спрос на воду в последнее время растет на 15% в год. Однако мы сильно отстаем пока от западных стран. Как считает аналитик United Financial Group Алексей Кривошапко, в 2002 году потребление воды в России составит 8,4 литра на душу населения (в 2001 году -- 5 литров). Ожидается, что в 2007 году среднестатистический россиянин будет выпивать 13 литров "правильной" воды. Но это все равно почти в 10 раз меньше, нежели в "цивилизованных" странах.

На отечественном рынке сейчас газированной воды продается намного больше, нежели негазированной (по данным компании AC Nielsen, она составляет 76% объема рынка). Однако при этом аналитики отмечают, что продажи негазированной воды растут заметно быстрее. Так, в апреле--мае 2002 года продажи "газировки" выросли на 11% по сравнению с прошлым годом, в то время как простой -- на 23%.

Ассортимент питьевой воды в течение последних двух лет существенно расширился. В любом более или менее приличном магазине или киоске представлено несколько видов воды -- от простой очищенной до лечебной. Наиболее доступны по цене (около 13--15 рублей за литр) так называемые "массовые" марки -- к ним относятся в основном местные бренды, которых в каждом регионе множество. В Москве и Подмосковье -- "Охтинская", в Питере -- "Полюстрово", в Башкирии -- "Юматовская" и т.п. В среднем по стране доля этих марок составляет около 60%.

Далее следует продукция среднего ценового сегмента (20 рублей за двухлитровую упаковку), где представлены уже не только российские, но и мировые бренды: BonAqua (Соса-Cola), Aqua Minerale (PepsiCo), "Святой источник" (недавно приобретен компанией Nestle), "Нарзан". Особняком стоит "Боржоми", которую относят к категории "локальный премиум" -- 0,5 литра грузинской воды стоит более 20 рублей. Их доля на российском рынке составляет около 40%.

Импортные бренды категории "супер премиум" (стоимость французской воды Perrier -- около 80 рублей за 1,5 л) можно встретить главным образом в супермаркетах крупных российских городов и в ресторанах. И хотя доля импорта в целом по России не превышает 1--2%, все же Perrier и Evian "имеют место быть".

Популярностью в народе пользуются большие пятилитровые бутыли с водой, средняя цена на которые обычно не превышает 30--35 рублей. Также привычным для нас явлением становится и наличие в офисах кулеров с чистой негазированной водой. Те же, кто побогаче, устанавливают в домах различные фильтры для очистки воды. Так что, несмотря на все уверения работников санэпидемнадзора, что водопроводная вода соответствует всем принятым нормам, народ тому, что течет из крана, не доверяет.

Если в кране нет воды...


Недоверие россиян к качеству водопроводной воды -- одна из причин роста продаж питьевой. Очевидно, что вкусовые качества водопроводной воды оставляют желать лучшего: то хлоркой отдает, то еще непонятно чем, а то и цвет у нее какой-то подозрительно желтоватый. На вопрос о качестве воды заведующий отделением коммунальной гигиены Госсанэпидемнадзора Москвы Владимир Котляр ответил, что водопроводная вода полностью отвечает существующим санитарным правилам и нормам и считается питьевой. "Попадая из источников на станции обработки, она проходит несколько стадий очистки. Для того чтобы убить микробов, воду хлорируют, а затем она отстаивается в специальных резервуарах. За последнее время никаких выбросов вредных веществ зарегистрировано не было. Что касается вкусовых качеств, то весной, после паводков, и осенью, в результате "цветения" воды, в ней действительно могут присутствовать посторонние запахи. Иногда отмечается повышенное содержание железа (чаще всего такое случается в новостройках, где водопроводные трубы еще не успели покрыться известковой "накипью"). Застоявшаяся в трубах вода приобретает желтоватый оттенок. Для здоровья это не опасно, однако нелишним будет пропустить воду через угольный фильтр".

Все же экологи с мнением работников санэпидемнадзора не согласны. Подавляющая масса фильтров, применяемых в быту, очищает воду только от свободного хлора, механических примесей и незначительно снижает содержание вредных солей. Кроме того, по мнению экспертов-экологов, при длительном использовании для питья и приготовления пищи воды, лишенной природных солей, могут развиться тяжелые заболевания. Оптимально в питьевой воде должно содержаться 200--500 мг минеральных солей на литр.

Еще одной причиной увеличения спроса на минеральную и питьевую воду, по словам Евгения Примачева, директора по маркетингу и продажам компании "Воды Боржоми" ("дочка" Georgian Glass & Mineral Water), является массированная реклама на телевидении. Крупнейшие игроки рынка активно вкладывают средства в рекламу своего продукта. Так, компания Pepsi-Cola, которой принадлежит торговая марка Aqua Minerale, в 2000 году потратила на рекламу порядка $3 млн., а в 2001 году -- $5,7 млн. Производитель грузинской минералки, Georgian Glass &Mineral Water, также планирует увеличить рекламный бюджет. По мнению экспертов рынка, он может составить около $1 млн.

Водо-проводчики


Российский рынок минеральной воды можно считать уже практически сформировавшимся. В настоящее время существует несколько крупных игроков: PepsiCo (марка Aqua Minerale), Coca-Cola (марка BonAqua), Georgian Glass &Mineral Water (марка "Боржоми"), Nestle (марка "Святой источник"). По словам Евгения Примачева, в мае этого года доля Aqua Minerale в Москве составила 17%, "Боржоми" -- 14%, "Святого источника" -- 14%, BonAqua -- 7%. Что интересно, в России на рынке конкурируют производители разных сегментов -- минеральной и питьевой (столовой) воды, чего на цивилизованном и правильно сегментированном рынке быть не должно. Торговые марки Aqua Minerale, BonAqua и "Святой источник", которые минерализуются искусственно, не должны быль соперниками натуральной минеральной воды -- например, "Боржоми" или "Ессентуков". Дело в том, что искусственно минерализированная вода по химическому составу может быть идентичной природной минеральной, однако никаким лечебным эффектом не обладает.

Несмотря на то, что рынок практически поделен, на нем все же появляются новые игроки, что, скорее всего, свидетельствует о наличии там "жизненного пространства" и высокой прибыльности этого бизнеса.

Так, в конце 2002 года свое производство бутилированной воды начнет компания "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания". Новое предприятие (общая стоимость которого оценивается в $15 млн.) находится в Новгородской области. Как заявляют в компании, планируется выпускать натуральную минеральную столовую и лечебно-столовую воду в ПЭТ-бутылках емкостью 1,5 л и 0,5 л. Новая торговая марка будет называться "Дары Валдая". В ближайшие два года "Вимм-Билль-Данн" со своим новым брендом планирует занять 5--7% отечественного рынка минеральной воды.

Еще одним событием "водного" рынка стало приобретение компанией Nestle Waters Group (дочерним предприятием крупнейшего мирового производителя продуктов питания Nestle) бренда "Святой источник". Сумма сделки не разглашается, однако аналитики рынка сходятся во мнении, что она составила порядка $80 млн.

Покупка российского бренда входит в стратегию швейцарской компании, которая во всех странах мира приобретает крупный локальный бренд, вкладывая средства в его развитие. До настоящего момента Nestle Waters Group представляла в России воду категории "премиум" -- марки Perrier и Vittel, занимая на отечественном "водном" рынке менее 1%. По словам Ричарда Олферта, руководителя управления инвестиционно-банковских услуг компании "Ренессанс Капитал" (финансовый советник компании "Святой источник"), переговоры о покупке "Святого источника" начались еще в прошлом году. Претендентов было несколько: "Вимм-Билль-Данн", Coca-Cola, Danone и Nestle Water Group. Предпочтение отдали последней, так как у швейцарской компании развит бизнес доставки воды в офисы, что является одним из основных направлений деятельности российской компании. Ведь в настоящее время более 25% продаж "Святого источника" приходится именно на данный сегмент рынка.

С приобретением "Святого источника" компания намерена осваивать в России нишу недорогой воды, увеличив свою долю на рынке до 11%. Конкуренты отнеслись к сделке довольно спокойно, посчитав, что со сменой собственника никакого передела рынка не предвидится.

Кроме того, швейцарская сторона не намерена вносить какие-либо изменения ни в состав руководства компанией, ни в планы ее развития. Так, в настоящее время продукция "Святого источника" представлена в большинстве крупных регионов страны. Однако, следуя примеру производителей пива, компания планирует уделить особое внимание развитию регионального направления. В частности, можно ожидать, что инвестиции Nestle пойдут на развитие производства в Омске, благодаря чему будет увеличено присутствие компании в Сибирском регионе.

Компания GG&MW Co N.V, выпускающая минеральную воду "Боржоми", также расширяет свое присутствие в регионах. По словам Евгения Примачева, в конце прошлого года в компании был создан отдел региональных продаж. В 2002 году спрос на грузинскую минеральную воду в регионах превысил все ожидания (к июню рост продаж составил 188%). В результате пришлось монтировать новые линии по производству тары и даже размещать заказы на других заводах.

Обман чистой воды


К сожалению, минеральная вода относится к наиболее часто подделываемым в России товарам. Это и понятно -- потребление воды год от года растет, а подделывать ее легко и дешево. Тем более что отличить фальшивую воду на вкус практически невозможно -- для этого нужна специальная экспертиза. По данным Госторгинспекции, после проведенных проверок за первое полугодие 2002 года в России было забраковано и снято с продажи около 20% минеральной воды. Это значит, что каждая пятая бутылка по минеральному составу и маркировке не соответствовала принятым стандартам. В 2001 году каждая десятая бутылка была признана фальсификатом.

Однако заведующий лабораторией минеральных вод Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Вадим Алтаев считает, что нарваться на подделку все же стало сложнее, чем два года назад. В основном некачественную воду можно купить на оптовых рынках или в маленьких ларьках. Крупные продуктовые магазины и супермаркеты стараются работать с официальными дистрибьюторами производителей минеральной воды.

Сами производители тоже не сидят сложа руки. Так, например, компания "Воды Боржоми", торговая марка которой долгое время являлась самой популярной подделкой на российском рынке левых товаров, борется с подделками совместно с торгинспекцией. По словам Евгения Примачева, за июнь 2002 года было обнаружено менее 1% фальсифицированной воды, тогда как в прошлом году -- 3%. Вода, купленная не на оптовом рынке, говорит Евгений Примачев, будет на 100% качественной.


Производство минеральной воды в России (млн. декалитров)*

199630,3

199741,1

199851,2

199974,5

200098,5

2001117,0

* По данным Госкомстата РФ.

Самые популярные у потребителей марки минеральной воды (%)*

2000 год

Боржоми31%

Нарзан26%

Aqua Minerale26%

Ессентуки21%

BonAqua19%

Святой Источник18%

Славяновская8%

Новотерская7%

Меркурий5%

Росинка4%

Vera4%

Серебряная вода4%

Бами3%

Черноголовка3%

Кристалин2%

Охтинская2%

2001 год

Aqua Minerale32%

Боржоми27%

Нарзан25%

BonAqua21%

Ессентуки21%

Святой Источник19%

Славяновская7%

Новотерская7%

Меркурий6%

Росинка4%

Родники Боржоми4%

Серебряная вода4%

Дворцовая3%

Vera3%

Черноголовка3%

Бами2%

Blue water2%

Кристалин2%

Охтинская2%

* По данным Госкомстата РФ.


* По данным социологического опроса Comcon 2 (респонденты могли называть несколько марок воды).

Места покупки минеральной воды (%)*

Продовольственный магазин47,5%

Киоск/палатка34,2%

Супермаркет11,6%

Оптовый и обычный рынок16,9%

Мини-маркет9,2%

Универсам8,7%

Специализированные магазины6,5%

Уличный лоток3,8%

Ресторан/кафе2,8%

* По данным Госкомстата РФ.


* По данным социологического опроса Comcon 2 (респонденты могли называть несколько марок воды).


* По данным социологического опроса Comcon 2 (респонденты могли называть несколько мест покупки воды).

ИРИНА ШАБАНОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама