25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Большой куш"

Архивная публикация 2007 года: "Большой куш"

РАО ЕЭС объявило о грандиозных планах по вводу новых генерирующих мощностей. Сумеют ли отечественные инжиниринговые и энергомашиностроительные компании побороться за миллиарды Чубайса?Глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, презентуя инвестпрограмму холдинга на $110 млрд., сказал: «Я не знаю в нашей экономике ни одной инвестиционной программы, сопоставимой по масштабам с нашей». Аналитики спорят: в состоянии ли российское энергетическое машиностроение удовлетворить такой спрос на оборудование для новых электростанций? Ведь только газовых турбин потребуется около 100 комплектов.

Энергетикам нужны современные технологии и оборудование, которое в России до недавнего времени вообще не производилось. Так, до 2000 года в стране не было ни одного действующего парогазового энергоблока, в то время как по всему миру эта технология доминирует на протяжении последних 20 лет. Сейчас в России таких энергоблоков всего четыре. Пятый — «Ивановские ПГУ» — компания «Технопромэкспорт» должна отладить и вывести на полную мощность к концу лета этого года.

Ввод этого энергообъекта весьма позитивный сигнал и для энергетиков, и для машиностроителей. Дело в том, что это первая станция, которую «Технопромэкспорт» строит на базе отечественной газовой турбины ГТЭ-110. Турбину, не уступающую зарубежным аналогам, разработало и изготовило рыбинское НПО «Сатурн», более известного своими двигателями для гражданской и военной авиации.

Ранее газовые турбины покупались за рубежом, например на одной из самых современных в стране Северо-Западной ТЭЦ тот же «Технопромэкспорт» устанавливал турбины Siemens. Именно благодаря проекту Северо-Западной ТЭЦ в России появилось лицензионное производство газовых турбин.

«Ивановские ПГУ» — это промежуточный финиш в соревновании двух стратегий энергомашиностроения — с опорой на лицензионные технологии и на собственные. Приоритет одной из них отдавать уже поздно, они должны существовать параллельно», — сказал в интервью «Профилю» гендиректор «Технопромэкспорта» Сергей Моложавый.

Российский рынок настолько огромен, что будет востребовано и лицензионное, и отечественное, и даже полностью западное оборудование. Только в ближайшие 3—4 года потребность в мощностях новых тепловых электростанций, по прогнозам РАО ЕЭС, составит около 30 ГВт. Сергей Моложавый замечает, что в сложившихся условиях «по самым скромным прогнозам, к 2010 году «Технопромэкспорт» планирует занять как минимум 25% российского рынка строительства энергетических объектов. В случае же, если это будет строительство под ключ по мировым стандартам — с выдачей банковских гарантий, со штрафами за срыв сроков и невыходом на проектную мощность, — компания может занять и до 70% рынка».

Впрочем, если планы Анатолия Чубайса воплотятся в жизнь, места на рынке хватит всем, считает Сергей Моложавый. «Пока рынок энергетического инжиниринга не стал полноценно конкурентным. Близость к менеджменту генерирующих компаний или отдельных станций часто является основным конкурентным преимуществом, — рассказывает «Профилю» топ-менеджер одной из инжиниринговых компаний. — Практически каждая электростанция имеет в своем составе маленькое «натуральное хозяйство». То есть они проводят формальные тендеры, сами закупают оборудование и потом своими силами пытаются построить электростанцию с помощью своей маленькой строительной компании, состоящей из слесарей, монтажников и инженеров непонятной квалификации. Это не только неэффективно, но и небезопасно. Что будет, если по вине сварщика из строя выйдет дорогостоящее оборудование? Кто будет выплачивать многомиллионные убытки?»

И это сейчас, когда формально еще сохраняется единый госконтроль в электроэнергетике. А что будет после того, как завершится реформа и на смену РАО ЕЭС придет пара десятков независимых генкомпаний со своими акционерами и своими интересами? А впереди еще и серьезная битва с иноземными подрядчиками.

«Сегодня у наших производителей оборудования головокружение от цифр и объемов гипотетических заказов, поэтому они необоснованно повышают цены, делая себя неконкурентоспособными, — говорит Сергей Моложавый. — Уже сегодня по ряду проектов, которые «Технопромэкспорт» готовится исполнять, цены, предлагаемые западными компаниями, со всеми таможенными пошлинами и НДС больше наших всего на 5—10%. Если учесть, что трудозатраты на сборку и монтаж западного оборудования меньше, а риск невыхода на запланированные параметры ниже, то в итоге оно получается дешевле».

Если так будет продолжаться, то рынок быстро захватят, например, китайцы. Анатолий Чубайс однажды назвал промышленность Поднебесной «секретным резервом главного командования на совсем тяжелый случай». Слава богу, что пока вал заказов на машиностроителей не обрушился и у них есть время подготовиться. Те, кто упустит эту паузу, упустят и миллиарды Чубайса.

РАО ЕЭС объявило о грандиозных планах по вводу новых генерирующих мощностей. Сумеют ли отечественные инжиниринговые и энергомашиностроительные компании побороться за миллиарды Чубайса?Глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, презентуя инвестпрограмму холдинга на $110 млрд., сказал: «Я не знаю в нашей экономике ни одной инвестиционной программы, сопоставимой по масштабам с нашей». Аналитики спорят: в состоянии ли российское энергетическое машиностроение удовлетворить такой спрос на оборудование для новых электростанций? Ведь только газовых турбин потребуется около 100 комплектов.

Энергетикам нужны современные технологии и оборудование, которое в России до недавнего времени вообще не производилось. Так, до 2000 года в стране не было ни одного действующего парогазового энергоблока, в то время как по всему миру эта технология доминирует на протяжении последних 20 лет. Сейчас в России таких энергоблоков всего четыре. Пятый — «Ивановские ПГУ» — компания «Технопромэкспорт» должна отладить и вывести на полную мощность к концу лета этого года.

Ввод этого энергообъекта весьма позитивный сигнал и для энергетиков, и для машиностроителей. Дело в том, что это первая станция, которую «Технопромэкспорт» строит на базе отечественной газовой турбины ГТЭ-110. Турбину, не уступающую зарубежным аналогам, разработало и изготовило рыбинское НПО «Сатурн», более известного своими двигателями для гражданской и военной авиации.

Ранее газовые турбины покупались за рубежом, например на одной из самых современных в стране Северо-Западной ТЭЦ тот же «Технопромэкспорт» устанавливал турбины Siemens. Именно благодаря проекту Северо-Западной ТЭЦ в России появилось лицензионное производство газовых турбин.

«Ивановские ПГУ» — это промежуточный финиш в соревновании двух стратегий энергомашиностроения — с опорой на лицензионные технологии и на собственные. Приоритет одной из них отдавать уже поздно, они должны существовать параллельно», — сказал в интервью «Профилю» гендиректор «Технопромэкспорта» Сергей Моложавый.

Российский рынок настолько огромен, что будет востребовано и лицензионное, и отечественное, и даже полностью западное оборудование. Только в ближайшие 3—4 года потребность в мощностях новых тепловых электростанций, по прогнозам РАО ЕЭС, составит около 30 ГВт. Сергей Моложавый замечает, что в сложившихся условиях «по самым скромным прогнозам, к 2010 году «Технопромэкспорт» планирует занять как минимум 25% российского рынка строительства энергетических объектов. В случае же, если это будет строительство под ключ по мировым стандартам — с выдачей банковских гарантий, со штрафами за срыв сроков и невыходом на проектную мощность, — компания может занять и до 70% рынка».

Впрочем, если планы Анатолия Чубайса воплотятся в жизнь, места на рынке хватит всем, считает Сергей Моложавый. «Пока рынок энергетического инжиниринга не стал полноценно конкурентным. Близость к менеджменту генерирующих компаний или отдельных станций часто является основным конкурентным преимуществом, — рассказывает «Профилю» топ-менеджер одной из инжиниринговых компаний. — Практически каждая электростанция имеет в своем составе маленькое «натуральное хозяйство». То есть они проводят формальные тендеры, сами закупают оборудование и потом своими силами пытаются построить электростанцию с помощью своей маленькой строительной компании, состоящей из слесарей, монтажников и инженеров непонятной квалификации. Это не только неэффективно, но и небезопасно. Что будет, если по вине сварщика из строя выйдет дорогостоящее оборудование? Кто будет выплачивать многомиллионные убытки?»

И это сейчас, когда формально еще сохраняется единый госконтроль в электроэнергетике. А что будет после того, как завершится реформа и на смену РАО ЕЭС придет пара десятков независимых генкомпаний со своими акционерами и своими интересами? А впереди еще и серьезная битва с иноземными подрядчиками.

«Сегодня у наших производителей оборудования головокружение от цифр и объемов гипотетических заказов, поэтому они необоснованно повышают цены, делая себя неконкурентоспособными, — говорит Сергей Моложавый. — Уже сегодня по ряду проектов, которые «Технопромэкспорт» готовится исполнять, цены, предлагаемые западными компаниями, со всеми таможенными пошлинами и НДС больше наших всего на 5—10%. Если учесть, что трудозатраты на сборку и монтаж западного оборудования меньше, а риск невыхода на запланированные параметры ниже, то в итоге оно получается дешевле».

Если так будет продолжаться, то рынок быстро захватят, например, китайцы. Анатолий Чубайс однажды назвал промышленность Поднебесной «секретным резервом главного командования на совсем тяжелый случай». Слава богу, что пока вал заказов на машиностроителей не обрушился и у них есть время подготовиться. Те, кто упустит эту паузу, упустят и миллиарды Чубайса.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».