Архивная публикация 2002 года: "Болтун -- находка для связиста"
Кто же пользуется "безлимиткой" и кто на ней зарабатывает?На рынке сотовой связи под безлимитными понимаются тарифные планы, предлагающие пользователям неограниченное время для разговоров за фиксированную плату. "Бесконечные" беседы стоят недешево -- первичный взнос составляет $150--350, а абонентская плата -- $50--200 (подробнее -- см. таблицу 1). Самые "разговорчивые" клиенты получают ряд дополнительных услуг: скидки (до 20%) на междугородную и международную связь, скидки на внутрисетевой роуминг, индивидуальные консультации (персональную "девушку на коммутаторе" и пр.).
Само подключение к безлимитным планам, как правило, не требует материальных затрат, нужно лишь внести абонентскую плату за 1--2 месяца. В качестве "компенсации" счастливый обладатель тарифа получает бесплатно услугу голосовой почты и не платит за отправку SMS. Хотя представить, что владелец безлимитного тарифа будет тратить время на набивку текстовых сообщений, довольно сложно.
Лучше жевать, чем говорить
Лидеры российского сотового рынка -- операторы, работающие в стандарте GSM -- "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн"), МТС и "Мегафон" -- имеют в своем пакете всего по одному безлимитному тарифу с городским номером (у "Мегафона" есть еще один -- с федеральным). В настоящий момент доля абонентов, которые пользуются подобными тарифами, составляет 1--3% от клиентской базы GSM-операторов.
Мы попросили представителей компаний составить собирательный образ пользователя безлимитными планами. В результате выяснилось, что "фоторобот" у всех трех GSM-операторов -- одинаковый. Это, как правило, мужчины в возрасте 30--40 лет, занимающие руководящие посты, работающие в сфере услуг, финансах или торговле. Сотовый телефон такие абоненты используют преимущественно в деловых целях. Большая часть звонков совершается в Москве, при этом достаточно высокий (по сравнению с другими планами) процент трафика приходится на заграничные разговоры.
Для подобного клиента, по утверждению GSM-операторов, одного безлимитного плана в ассортименте более чем достаточно. Это не означает, что так называемые многоговорящие абоненты выпадают из поля зрения связистов. Как раз наоборот. Просто операторы полагают, что говорить много и говорить "бесконечно" -- это две большие разницы. Опираясь на проведенные исследования, эксперты компаний утверждают, что 90% пользователей со средним и высоким доходом ($300 в месяц на человека и выше) говорят по мобильнику от 300 до 500 минут ежемесячно. Специально для них операторы и придумали тарифы, предлагающие соответственно 300 и 500 минут трафика (см. таблицу 2). А когда был замечен интерес клиентов к большему объему времени, тут же появились тарифы на 1000 минут.
Действительно, для человека, который говорит не больше получаса в день (около тысячи минут в месяц), подобные, как их называют, промежуточные тарифы являются более выгодными, чем безлимитные.
Можно предположить, что безлимитные тарифы адресованы тем абонентам, которые разговаривают более 30 минут в день. Однако GSM-операторы не согласны с подобной формулировкой. Они полагают, что дело не в количестве минут, а, как ни странно, в характере пользователей. Дескать, граждане, которым действительно необходим безлимитный тариф, просто не хотят задумываться над тем, сколько времени они разговаривают по мобильному телефону. А поскольку подобных клиентов ничтожно мало, делать на них ставку экономически нецелесообразно.
Как считают, например, в компании МТС, безлимитные тарифы вообще невыгодны: дополнительная нагрузка на сети GSM, которая создается такими пользователями, не компенсируется получаемыми от них доходами.
Выгодное общение
Совсем другая ситуация складывается у двух других операторов сотовой связи -- компаний МСС (стандарт NMT) и СОНЕТ (стандарт CDMA), у которых безлимитных тарифов намного больше (у МСС -- 8, у СОНЕТа -- 3). Последнее время они замечают переход собственных абонентов с более дешевых тарифов на безлимитные. Например, у СОНЕТа около 40% новых клиентов подключаются именно по безлимитным планам.
Основная причина, по которой эти две компании более трепетно, чем лидеры рынка, относятся к безлимитным планам, заключается в самом позиционировании операторов. Старейший из них -- "Московская сотовая связь" -- на заре российского мобильного бизнеса заполучил немало корпоративных абонентов, многие из которых хранят ему верность и до сих пор. Пользователи безлимитными тарифами МСС составляют 20% от общего числа абонентов компании, принося ей тем самым существенный доход. Это в основном представители "малого" и "среднего" бизнеса, телефоны которых оформляются на фирму. Вторая категория абонентов -- жители новостроек, где установка телефона в обозримом будущем не планируется. Когда-то компания МСС первой предложила обделенным связью новоселам свои услуги. Почему они по-прежнему выбирают "безлимитку" от МСС, неизвестно -- традиция такая.
Наконец, оператор СОНЕТ (стандарт CDMA) в настоящий момент делает ставку на продвижение именно безлимитных тарифных планов. В переводе это означает намерение захватить (или переманить) многоговорящего абонента -- сегмент, который, по утверждению конкурентов СОНЕТа, уже давно освоен.
Вполне возможно, что план оператора осуществится: других претендентов на звание "самого безлимитного" пока не появилось. Согласно исследованиям компании, безлимитными тарифами СОНЕТа пользуется наиболее обеспеченная часть граждан -- владельцы собственного бизнеса и члены их семей, менеджеры высшего и среднего звена, творческая интеллигенция. Они, как правило, имеют один сотовый телефон, по которому разговаривают и на работе, и дома. Сегодня доля клиентов СОНЕТа, пользующихся безлимитными тарифами, составляет 50%.
В компании утверждают, что их клиенты, по сравнению с абонентами GSM-операторов, выигрывают в качестве связи. Действительно, нагрузка на сети стандарта CDMA в настоящий момент невысока (из-за небольшого числа абонентов), что и позволяет сводить всяческие сбои к минимуму.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что отношение связистов к безлимитным планам напрямую зависит от того, какой доход они приносят. В отличие от GSM-операторов, которые держат такие тарифы в своем хозяйстве "престижу ради" (зарабатывая в основном на более дешевых предложениях), большая часть доходов компаний СОНЕТ и МСС формируется именно за счет "безлимитных" абонентов.
Мы не рискнем прогнозировать, какой из операторов выиграет в качестве приза самого разговорчивого и независимого абонента. Практика показывает, что покупатель частенько выбирает не столько самый выгодный, сколько самый раскрученный товар.
Безлимитные тарифы ($)
Кто же пользуется "безлимиткой" и кто на ней зарабатывает?На рынке сотовой связи под безлимитными понимаются тарифные планы, предлагающие пользователям неограниченное время для разговоров за фиксированную плату. "Бесконечные" беседы стоят недешево -- первичный взнос составляет $150--350, а абонентская плата -- $50--200 (подробнее -- см. таблицу 1). Самые "разговорчивые" клиенты получают ряд дополнительных услуг: скидки (до 20%) на междугородную и международную связь, скидки на внутрисетевой роуминг, индивидуальные консультации (персональную "девушку на коммутаторе" и пр.).
Само подключение к безлимитным планам, как правило, не требует материальных затрат, нужно лишь внести абонентскую плату за 1--2 месяца. В качестве "компенсации" счастливый обладатель тарифа получает бесплатно услугу голосовой почты и не платит за отправку SMS. Хотя представить, что владелец безлимитного тарифа будет тратить время на набивку текстовых сообщений, довольно сложно.
Лучше жевать, чем говорить
Лидеры российского сотового рынка -- операторы, работающие в стандарте GSM -- "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн"), МТС и "Мегафон" -- имеют в своем пакете всего по одному безлимитному тарифу с городским номером (у "Мегафона" есть еще один -- с федеральным). В настоящий момент доля абонентов, которые пользуются подобными тарифами, составляет 1--3% от клиентской базы GSM-операторов.
Мы попросили представителей компаний составить собирательный образ пользователя безлимитными планами. В результате выяснилось, что "фоторобот" у всех трех GSM-операторов -- одинаковый. Это, как правило, мужчины в возрасте 30--40 лет, занимающие руководящие посты, работающие в сфере услуг, финансах или торговле. Сотовый телефон такие абоненты используют преимущественно в деловых целях. Большая часть звонков совершается в Москве, при этом достаточно высокий (по сравнению с другими планами) процент трафика приходится на заграничные разговоры.
Для подобного клиента, по утверждению GSM-операторов, одного безлимитного плана в ассортименте более чем достаточно. Это не означает, что так называемые многоговорящие абоненты выпадают из поля зрения связистов. Как раз наоборот. Просто операторы полагают, что говорить много и говорить "бесконечно" -- это две большие разницы. Опираясь на проведенные исследования, эксперты компаний утверждают, что 90% пользователей со средним и высоким доходом ($300 в месяц на человека и выше) говорят по мобильнику от 300 до 500 минут ежемесячно. Специально для них операторы и придумали тарифы, предлагающие соответственно 300 и 500 минут трафика (см. таблицу 2). А когда был замечен интерес клиентов к большему объему времени, тут же появились тарифы на 1000 минут.
Действительно, для человека, который говорит не больше получаса в день (около тысячи минут в месяц), подобные, как их называют, промежуточные тарифы являются более выгодными, чем безлимитные.
Можно предположить, что безлимитные тарифы адресованы тем абонентам, которые разговаривают более 30 минут в день. Однако GSM-операторы не согласны с подобной формулировкой. Они полагают, что дело не в количестве минут, а, как ни странно, в характере пользователей. Дескать, граждане, которым действительно необходим безлимитный тариф, просто не хотят задумываться над тем, сколько времени они разговаривают по мобильному телефону. А поскольку подобных клиентов ничтожно мало, делать на них ставку экономически нецелесообразно.
Как считают, например, в компании МТС, безлимитные тарифы вообще невыгодны: дополнительная нагрузка на сети GSM, которая создается такими пользователями, не компенсируется получаемыми от них доходами.
Выгодное общение
Совсем другая ситуация складывается у двух других операторов сотовой связи -- компаний МСС (стандарт NMT) и СОНЕТ (стандарт CDMA), у которых безлимитных тарифов намного больше (у МСС -- 8, у СОНЕТа -- 3). Последнее время они замечают переход собственных абонентов с более дешевых тарифов на безлимитные. Например, у СОНЕТа около 40% новых клиентов подключаются именно по безлимитным планам.
Основная причина, по которой эти две компании более трепетно, чем лидеры рынка, относятся к безлимитным планам, заключается в самом позиционировании операторов. Старейший из них -- "Московская сотовая связь" -- на заре российского мобильного бизнеса заполучил немало корпоративных абонентов, многие из которых хранят ему верность и до сих пор. Пользователи безлимитными тарифами МСС составляют 20% от общего числа абонентов компании, принося ей тем самым существенный доход. Это в основном представители "малого" и "среднего" бизнеса, телефоны которых оформляются на фирму. Вторая категория абонентов -- жители новостроек, где установка телефона в обозримом будущем не планируется. Когда-то компания МСС первой предложила обделенным связью новоселам свои услуги. Почему они по-прежнему выбирают "безлимитку" от МСС, неизвестно -- традиция такая.
Наконец, оператор СОНЕТ (стандарт CDMA) в настоящий момент делает ставку на продвижение именно безлимитных тарифных планов. В переводе это означает намерение захватить (или переманить) многоговорящего абонента -- сегмент, который, по утверждению конкурентов СОНЕТа, уже давно освоен.
Вполне возможно, что план оператора осуществится: других претендентов на звание "самого безлимитного" пока не появилось. Согласно исследованиям компании, безлимитными тарифами СОНЕТа пользуется наиболее обеспеченная часть граждан -- владельцы собственного бизнеса и члены их семей, менеджеры высшего и среднего звена, творческая интеллигенция. Они, как правило, имеют один сотовый телефон, по которому разговаривают и на работе, и дома. Сегодня доля клиентов СОНЕТа, пользующихся безлимитными тарифами, составляет 50%.
В компании утверждают, что их клиенты, по сравнению с абонентами GSM-операторов, выигрывают в качестве связи. Действительно, нагрузка на сети стандарта CDMA в настоящий момент невысока (из-за небольшого числа абонентов), что и позволяет сводить всяческие сбои к минимуму.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что отношение связистов к безлимитным планам напрямую зависит от того, какой доход они приносят. В отличие от GSM-операторов, которые держат такие тарифы в своем хозяйстве "престижу ради" (зарабатывая в основном на более дешевых предложениях), большая часть доходов компаний СОНЕТ и МСС формируется именно за счет "безлимитных" абонентов.
Мы не рискнем прогнозировать, какой из операторов выиграет в качестве приза самого разговорчивого и независимого абонента. Практика показывает, что покупатель частенько выбирает не столько самый выгодный, сколько самый раскрученный товар.
Безлимитные тарифы ($)
Оператор | Наименование тарифа | Стоимость подключения | Первичный платеж / гарантийный взнос | Абонентская плата | Льготы / скидки |
---|---|---|---|---|---|
МТС | Эксклюзив | 0 | 350 | 249 | Бесплатные междугородные звонки |
"ВымпелКом" | Супер GSM | 0 | 195 | 180 | Скидка 20% на международную связь |
"Мегафон" | НонСтоп-500 | 0 | 80 | 50 | Тариф является безлимитным только внутри сети Мегафон-Москва |
МСС | Безлимитный специальный | 0 | 50 | 82,5 | Скидки на междугородные и международные звонки |
МСС | Безлимитный 159 | 0 | 30 | 132,5 | Бесплатные междугородные исходящие звонки в города РФ |
"Сонет" | Сонет 120 | 0 | 120 | 120 | Бесплатные SMS-услуги, голосовая почта, переадресация вызова, конференц-связь |
"Сонет" | Болтун | 240 | 315 | 75 | В октябре -- скидка 70% на подключение |
"Сонет" | Антикризис | 2000 | 2020 | 20 | В октябре голосовая почта -- бесплатно |
Все цены указаны без НДС.
Промежуточные тарифы ($)
Оператор | Наименование тарифа | Стоимость подключения | Первичный платеж / гарантийный взнос | Абонентская плата | Льготы / скидки |
---|---|---|---|---|---|
"ВымпелКом" | Супер 500 (включает 500 мин. трафика) | 0 | 100 | 60 | Местные вызовы с 501 мин. -- 0,2 |
"ВымпелКом" | Супер 1000 (включает 1000 мин. трафика) | 0 | 150 | 100 | Местные вызовы с 1001 мин. -- 0,2 |
"Мегафон" | Нон-Стоп 300 (300 мин. внешнего трафика и безлимитный трафик внутри сети) | 0 | 50 | 33 | Местные вызовы с 301 мин. -- 0,1 |
МСС | Безлимитный 2001 (включает 800 мин. трафика) | 0 | 30 | 80 | Местные вызовы с 801 мин. -- 0,25 |
"Сонет" | Сонет N100 (включает 2000 мин. трафика) | 0 | 100 | 100 | Местные вызовы с 2001 мин. -- 0,10 |
"Сонет" | Золотая середина (включает 600 мин. трафика) | 166 | 216 | 50 | Местные вызовы с 601 мин. -- 0,12 |
"Сонет" | Сонет N 16 (включает 200 минут трафика) | 0 | 16 | 16 | Местные вызовы с 201 мин. -- 0,08 |
Все цены указаны без НДС.
Все цены указаны без НДС.
МАКСИМ БУКИН
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».