16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Бомба замедленного действия -- неграмотность"

Архивная публикация 2002 года: "Бомба замедленного действия -- неграмотность"

Хуже всего образование у наиболее быстро растущих слоев населения в США.Десять лет назад американский бизнес более всего заботило то, что низкий уровень подготовки работников может снизить конкурентоспособность США на мировом рынке. Но бурный рост экономики в конце 90-х годов сопровождался столь же резким скачком производительности труда, и все опасения рассеялись. Однако результаты недавних исследований снова заставляют тревожиться о состоянии "человеческого капитала" страны. Равно как и о том, что американские школы не поспевают за современными требованиями.
По данным исследования, проведенного Educational Testing Service (Принстон, штат Нью-Джерси), по уровню грамотности взрослого населения США занимают десятое место среди 17 индустриально развитых стран. При этом большинство среди малообразованных составляют иммигранты и меньшинства. Доля обеих этих групп в структуре рабочей силы в США растет. И значит, если не удастся резко улучшить систему подготовки и образования, отставание Америки увеличится. Американские школы в этом деле не помощники: 16--25-летние американцы уступают в знаниях своим зарубежным сверстникам, причем еще больше, чем американцы, которым перевалило за 40 (см. таблицы).
В этом исследовании впервые сравнивается общеобразовательная подготовка взрослых, для чего использованы результаты тестов, проведенных в 1994--1998 годах в 17 странах. В каждой из них оценивались три аспекта функциональной грамотности: умение понимать книжные и газетные тексты, навыки пользования, например, картами или расписанием автобусов, а также способность применить математические знания, скажем, для проверки чековой книжки или вычисления размеров чаевых. Средний показатель США по всем трем аспектам -- 272 из 500, на 32 меньше, чем у занимающей первое место Швеции.
Несмотря на средний результат, США все же обошли большинство своих крупнейших торговых партнеров (кроме Германии), включая Францию, Великобританию и Италию. (Япония такие тесты не проводила.) И это при куда более пестром составе населения Америки: представителей меньшинств, иммигрантов и бедняков в Америке больше, чем в большинстве стран, участвовавших в тестах.
Но гордиться особенно нечем. На основе одобренных большинством критериев OECD выделила пять уровней. Поскольку в любой стране мало абсолютно неграмотных людей, два нижних уровня -- это те, кто пишет и читает хуже выпускника средней школы. И в эти категории попадают 45% американцев. А почти половина из них занимает самый нижний уровень, то есть они еще менее грамотны, чем бросившие школу.
Больше всего проблем среди меньшинств и иммигрантов. С 1990 года 40% прироста рабочей силы в США обеспечили именно иммигранты. Из-за отсутствия квалификации они отстают от коренных американцев на 74 пункта. К тому же уровень иммигрантов в США ниже, чем у тех, кто приезжает в другие страны, где отдают предпочтение образованным людям.
Не лучше обстоят дела и у американских меньшинств. Показатели у испаноговорящих ниже, чем у белых, на 75 пунктов, а у чернокожих -- на 63 пункта. Результат родившихся в США белых и американцев азиатского происхождения составил 228 очков -- второе место в международном рейтинге по способности понимать тексты. "Наша школа не дает необходимых знаний иммигрантам и представителям меньшинств, и это -- большая проблема для компаний. Ведь именно этих людей приходится нанимать на работу", -- подчеркивает Филлис Айсен (Phyllis Eisen), руководитель сектора образования National Association of Manufacturers.
США уже долго мирятся с еще большим разрывом между богатыми и бедными. Отчасти потому, что принято считать, будто более высокая оплата труда талантливых и предприимчивых людей способствует более быстрому росту экономики. Но экспансия плохо подготовленных работников ставит экономический рост под угрозу. Если низшие слои в Америке не начнут получать более качественное образование, уровень подготовки работников в США по сравнению с другими странами, скорее всего, станет еще ниже.

Аарон Бернстайн (Aaron Bernstein) в Вашингтоне. -- Business Week.

Место США среди 17 индустриально развитых стран*

Хуже всего образование у наиболее быстро растущих слоев населения в США.Десять лет назад американский бизнес более всего заботило то, что низкий уровень подготовки работников может снизить конкурентоспособность США на мировом рынке. Но бурный рост экономики в конце 90-х годов сопровождался столь же резким скачком производительности труда, и все опасения рассеялись. Однако результаты недавних исследований снова заставляют тревожиться о состоянии "человеческого капитала" страны. Равно как и о том, что американские школы не поспевают за современными требованиями.

По данным исследования, проведенного Educational Testing Service (Принстон, штат Нью-Джерси), по уровню грамотности взрослого населения США занимают десятое место среди 17 индустриально развитых стран. При этом большинство среди малообразованных составляют иммигранты и меньшинства. Доля обеих этих групп в структуре рабочей силы в США растет. И значит, если не удастся резко улучшить систему подготовки и образования, отставание Америки увеличится. Американские школы в этом деле не помощники: 16--25-летние американцы уступают в знаниях своим зарубежным сверстникам, причем еще больше, чем американцы, которым перевалило за 40 (см. таблицы).

В этом исследовании впервые сравнивается общеобразовательная подготовка взрослых, для чего использованы результаты тестов, проведенных в 1994--1998 годах в 17 странах. В каждой из них оценивались три аспекта функциональной грамотности: умение понимать книжные и газетные тексты, навыки пользования, например, картами или расписанием автобусов, а также способность применить математические знания, скажем, для проверки чековой книжки или вычисления размеров чаевых. Средний показатель США по всем трем аспектам -- 272 из 500, на 32 меньше, чем у занимающей первое место Швеции.

Несмотря на средний результат, США все же обошли большинство своих крупнейших торговых партнеров (кроме Германии), включая Францию, Великобританию и Италию. (Япония такие тесты не проводила.) И это при куда более пестром составе населения Америки: представителей меньшинств, иммигрантов и бедняков в Америке больше, чем в большинстве стран, участвовавших в тестах.

Но гордиться особенно нечем. На основе одобренных большинством критериев OECD выделила пять уровней. Поскольку в любой стране мало абсолютно неграмотных людей, два нижних уровня -- это те, кто пишет и читает хуже выпускника средней школы. И в эти категории попадают 45% американцев. А почти половина из них занимает самый нижний уровень, то есть они еще менее грамотны, чем бросившие школу.

Больше всего проблем среди меньшинств и иммигрантов. С 1990 года 40% прироста рабочей силы в США обеспечили именно иммигранты. Из-за отсутствия квалификации они отстают от коренных американцев на 74 пункта. К тому же уровень иммигрантов в США ниже, чем у тех, кто приезжает в другие страны, где отдают предпочтение образованным людям.

Не лучше обстоят дела и у американских меньшинств. Показатели у испаноговорящих ниже, чем у белых, на 75 пунктов, а у чернокожих -- на 63 пункта. Результат родившихся в США белых и американцев азиатского происхождения составил 228 очков -- второе место в международном рейтинге по способности понимать тексты. "Наша школа не дает необходимых знаний иммигрантам и представителям меньшинств, и это -- большая проблема для компаний. Ведь именно этих людей приходится нанимать на работу", -- подчеркивает Филлис Айсен (Phyllis Eisen), руководитель сектора образования National Association of Manufacturers.

США уже долго мирятся с еще большим разрывом между богатыми и бедными. Отчасти потому, что принято считать, будто более высокая оплата труда талантливых и предприимчивых людей способствует более быстрому росту экономики. Но экспансия плохо подготовленных работников ставит экономический рост под угрозу. Если низшие слои в Америке не начнут получать более качественное образование, уровень подготовки работников в США по сравнению с другими странами, скорее всего, станет еще ниже.


Аарон Бернстайн (Aaron Bernstein) в Вашингтоне. -- Business Week.


Место США среди 17 индустриально развитых стран*

УровеньМесто США

Лучшие 10%3-е**

Лучшие 30%5-е

Средний уровень10-е

Худшие 30%11-е

Худшие 10%15-е

* Тесты проводились в 1994--1998 годах. Другие участники: Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Великобритания, Ирландия, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария.


** Второе место, если статистически объединить США и Канаду.


Источник: Educational Testing Service. -- Business Week.

Место США среди 17 индустриально развитых стран* в зависимости от возраста

ВозрастМесто США

56--655-е

46--558-е

36--458-е**

26--3515-е

26--3614-е

16--2514-е

* Тесты проводились в 1994--1998 годах. Другие участники: Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Великобритания, Ирландия, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария.


** Второе место, если статистически объединить США и Канаду.


Источник: Educational Testing Service. -- Business Week.


* Тесты проводились в 1994--1998 годах. Другие участники: Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Великобритания, Ирландия, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария.


** Седьмое место, если статистически объединить США и Австралию.


Источник: Educational Testing Service. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».