25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Борьба с инфляцией – это вопрос политической зрелости общества"

Архивная публикация 2006 года: "Борьба с инфляцией – это вопрос политической зрелости общества"

Вновь обострилась дискуссия по проблемам инфляции. На заседании правительства 9 марта этот вопрос был в острой форме поставлен М. Фрадковым.Вслед за В. Путиным, указавшим тремя днями ранее на отсутствие успехов в борьбе с ростом цен, премьер заявил, что «по инфляции плохо идут дела». Был сформулирован беспрецедентный по жесткости тезис: превышение прогнозных цифр по инфляции будет свидетельствовать о профнепригодности ответственных за данное направление деятельности чиновников.

Заявление это вызвало бурю обсуждений. Так уж у нас повелось, что во всем стараются усмотреть не суть, а проявление подковерной борьбы. Всем тотчас захотелось узнать имя кандидата в «профнепригодные». Наконец, интерес представляет и непосредственная причина возникновения темы инфляции, поднятая при обсуждении технического вопроса о мерах по развитию сельскохозяйственного машиностроения, докладчик которого, глава Минпромэнерго В. Христенко, уж точно не имеет прямого отношения к данной проблематике.

За всем этим в стороне остается главный вопрос — о причинах высокой инфляции и перспективах борьбы с ней. Цены у нас действительно растут, подавляющее большинство населения (особенно жители крупных городов) с насмешкой воспринимают сообщения об 11-процентном росте цен в минувшем году.

За январь—февраль рост потребительских цен составил 4,1% против 3,9% за тот же период прошлого года. Особенно быстро росли цены на продовольственные товары — 5% и на платные услуги населению — 7,2%. Конечно, эти цифры не следует механически экстраполировать на год — в начале года цены у нас всегда растут быстрее, чем летом—осенью. Однако тревогу вызывает вполне возможное повышение тарифов на топливо и услуги естественных монополий. Высокая конъюнктура мировых цен на нефть и газ толкает вверх и внутренние цены на эти продукты, обращая благо для бюджета (поступление валютных ресурсов) в трудности для отечественных производителей. А исключительно холодная зима и очевидная изношенность мощностей дают моральное (и, главное, материальное) право энергетикам поставить вопрос о более существенном повышении тарифов, чем первоначально планировалось. А за этим, естественно, поползут вверх и транспортные тарифы. Правда, общий вклад энергетики в рост цен не стоит преувеличивать: как правило, производители списывают на них собственное стремление выжать больше из покупателя.

Правительство, и прежде всего Минфин, находится под постоянным давлением со стороны разного рода лоббистов, которые настаивают на существенном повышении бюджетных расходов, указывая на средства Стабилизационного фонда. В стране много нерешенных проблем, и большинство предлагаемых направлений расходов вполне осмысленны с технической (отраслевой) точки зрения. Однако если одним из критериальных индикаторов эффективности деятельности правительства становится снижение инфляции, то надо прекратить разговоры о «распечатывании» Стабфонда. Более того, надо вернуться к принятому несколько лет назад тезису о целесообразности снижения бюджетных расходов на 1 процентный пункт ВВП в год. Дезинфляция требует бюджетного консерватизма.

По-видимому, определенного изменения денежной политики можно ожидать и от Центробанка. Именно он отвечает по Конституции за устойчивость денежной системы. Причем технически остановить инфляцию для него большого труда не представляет — достаточно резко ужесточить денежную политику, то есть ограничить свою активность на валютном рынке, перестать наращивать валютные резервы. Однако надо хорошо понимать, что за этим последует резкое укрепление рубля и снижение конкурентоспособности отечественного производства. Формально это не должно интересовать Центробанк, его дело — устойчивость валюты, но наши денежные власти до последнего времени проводили очень осторожную политику, принимая во внимание и нужды производственного сектора.

Тем самым налицо еще одна, может быть главная, проблема снижения инфляции. Решение этой задачи в краткосрочном периоде противоречит задаче обеспечения высоких темпов экономического роста, поскольку укрепление рубля снижает конкурентоспособность внутреннего производства и стимулирует приток готового импорта. В долгосрочном плане ситуация иная: стабильные цены дают важный ориентир инвесторам, которым важна определенность. Чтобы разрешить это противоречие, необходимо осуществить комплекс мер по стимулированию инвестиционной активности, сопровождающейся ростом производительности труда, что и компенсирует проблемы, связанные с укреплением валютного курса.

Снижение инфляции не может быть задачей одного-двух ведомств. Хотя в первую очередь динамика цен находится в компетенции Центробанка и Минфина, инфляция — показатель, отражающий результаты деятельности разных органов власти и, кроме того, разных влиятельных групп интересов. Поэтому вопрос снижения инфляции — это и вопрос о политической зрелости самого нашего общества.

Вновь обострилась дискуссия по проблемам инфляции. На заседании правительства 9 марта этот вопрос был в острой форме поставлен М. Фрадковым.Вслед за В. Путиным, указавшим тремя днями ранее на отсутствие успехов в борьбе с ростом цен, премьер заявил, что «по инфляции плохо идут дела». Был сформулирован беспрецедентный по жесткости тезис: превышение прогнозных цифр по инфляции будет свидетельствовать о профнепригодности ответственных за данное направление деятельности чиновников.

Заявление это вызвало бурю обсуждений. Так уж у нас повелось, что во всем стараются усмотреть не суть, а проявление подковерной борьбы. Всем тотчас захотелось узнать имя кандидата в «профнепригодные». Наконец, интерес представляет и непосредственная причина возникновения темы инфляции, поднятая при обсуждении технического вопроса о мерах по развитию сельскохозяйственного машиностроения, докладчик которого, глава Минпромэнерго В. Христенко, уж точно не имеет прямого отношения к данной проблематике.

За всем этим в стороне остается главный вопрос — о причинах высокой инфляции и перспективах борьбы с ней. Цены у нас действительно растут, подавляющее большинство населения (особенно жители крупных городов) с насмешкой воспринимают сообщения об 11-процентном росте цен в минувшем году.

За январь—февраль рост потребительских цен составил 4,1% против 3,9% за тот же период прошлого года. Особенно быстро росли цены на продовольственные товары — 5% и на платные услуги населению — 7,2%. Конечно, эти цифры не следует механически экстраполировать на год — в начале года цены у нас всегда растут быстрее, чем летом—осенью. Однако тревогу вызывает вполне возможное повышение тарифов на топливо и услуги естественных монополий. Высокая конъюнктура мировых цен на нефть и газ толкает вверх и внутренние цены на эти продукты, обращая благо для бюджета (поступление валютных ресурсов) в трудности для отечественных производителей. А исключительно холодная зима и очевидная изношенность мощностей дают моральное (и, главное, материальное) право энергетикам поставить вопрос о более существенном повышении тарифов, чем первоначально планировалось. А за этим, естественно, поползут вверх и транспортные тарифы. Правда, общий вклад энергетики в рост цен не стоит преувеличивать: как правило, производители списывают на них собственное стремление выжать больше из покупателя.

Правительство, и прежде всего Минфин, находится под постоянным давлением со стороны разного рода лоббистов, которые настаивают на существенном повышении бюджетных расходов, указывая на средства Стабилизационного фонда. В стране много нерешенных проблем, и большинство предлагаемых направлений расходов вполне осмысленны с технической (отраслевой) точки зрения. Однако если одним из критериальных индикаторов эффективности деятельности правительства становится снижение инфляции, то надо прекратить разговоры о «распечатывании» Стабфонда. Более того, надо вернуться к принятому несколько лет назад тезису о целесообразности снижения бюджетных расходов на 1 процентный пункт ВВП в год. Дезинфляция требует бюджетного консерватизма.

По-видимому, определенного изменения денежной политики можно ожидать и от Центробанка. Именно он отвечает по Конституции за устойчивость денежной системы. Причем технически остановить инфляцию для него большого труда не представляет — достаточно резко ужесточить денежную политику, то есть ограничить свою активность на валютном рынке, перестать наращивать валютные резервы. Однако надо хорошо понимать, что за этим последует резкое укрепление рубля и снижение конкурентоспособности отечественного производства. Формально это не должно интересовать Центробанк, его дело — устойчивость валюты, но наши денежные власти до последнего времени проводили очень осторожную политику, принимая во внимание и нужды производственного сектора.

Тем самым налицо еще одна, может быть главная, проблема снижения инфляции. Решение этой задачи в краткосрочном периоде противоречит задаче обеспечения высоких темпов экономического роста, поскольку укрепление рубля снижает конкурентоспособность внутреннего производства и стимулирует приток готового импорта. В долгосрочном плане ситуация иная: стабильные цены дают важный ориентир инвесторам, которым важна определенность. Чтобы разрешить это противоречие, необходимо осуществить комплекс мер по стимулированию инвестиционной активности, сопровождающейся ростом производительности труда, что и компенсирует проблемы, связанные с укреплением валютного курса.

Снижение инфляции не может быть задачей одного-двух ведомств. Хотя в первую очередь динамика цен находится в компетенции Центробанка и Минфина, инфляция — показатель, отражающий результаты деятельности разных органов власти и, кроме того, разных влиятельных групп интересов. Поэтому вопрос снижения инфляции — это и вопрос о политической зрелости самого нашего общества.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».