25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Борьба за жизнь"

Архивная публикация 2007 года: "Борьба за жизнь"

Конкуренция за накопления россиян вступает в новую фазу. На этот раз основная битва развернется на страховом поле.Будущее российской экономики в значительной степени зависит от схватки, развертывающейся в эти дни на страховом рынке. Страхование по всему миру служит ключевым источником длинных и относительно дешевых финансовых ресурсов. Причем основная их часть формируется за счет взносов в различные схемы страхования жизни, выступающего, по сути, в роли дополнительного пенсионного обеспечения. В России этот вид страхования по сию пору был крайне мало развит и в основном использовался для прикрытия различных серых зарплатных схем. Однако усиление контроля над страховщиками со стороны регулирующих органов, в частности жесткое разделение страховых компаний на те, что имеют право заниматься страхованием жизни, и остальные, не имеющие такого права, выносит на повестку дня вопрос о возможном захвате этой части рынка иностранными компаниями. Недавно стало известно о выходе на российское страховое поле новых крупных иностранных игроков вроде AIG и ING, которые рассчитывают занять на нем ключевые позиции.

Борьба за потребителя уже переросла в настоящую битву, где в ход идет все, начиная с пересмотра компаниями своей продуктовой линейки и заканчивая разработкой новых страховых продуктов и гибкой тарифной политикой. Главный в этой истории, конечно, потребитель, которому остается только выбрать страховщика по душе и по карману.

За чистоту страховых рядов

В большей мере изменения, случившиеся на отечественном рынке страховых услуг, связаны с давно назревавшей консолидацией страховщиков. К тому же рост рынка в этом году побил рекорды прошлых лет и показал, что страховой бизнес может приносить инвесторам вполне реальную прибыль. Судите сами. Только за первое полугодие текущего года страховые сборы выросли на 24% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 363,18 млрд рублей. Правда, увеличилась и сумма страховых выплат — на 31%, до 200,03 млрд рублей. Такие данные предоставила Федеральная служба страхового надзора (ФССН России) в своем полугодовом отчете. Но особенно показательны данные за первый квартал этого года. Согласно информации регулятора, общая сумма страховой премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования за первый квартал 2007 года составила соответственно 190 и 98,1 млрд рублей, или 123,2% и 143,2%, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

При этом показательно, что сумма страховых взносов (премий) со стороны клиентов росла интенсивнее, чем выплаты по случившимся страховым случаям. «Страховой бизнес привлекает к себе все больше интереса, причем главным образом среди тех, кто ранее не имел опыта страхового бизнеса», — констатирует начальник аналитического отдела ОСАО «Ингосстрах» Илья Богданов. По его словам, сейчас страховой рынок находится на подъеме, и экономическое положение ведущих страховщиков улучшается. «Как следствие растет прибыль страховщиков и потенциальная капиталоотдача, что не может не привлекать инвесторов, готовых вкладывать в развитие этого сектора финансовых услуг деньги», — констатирует аналитик. Интерес инвесторов, которые стали активно вкладывать деньги в страхование, стало еще одной причиной бурного роста сектора в текущем году. Подводя итоги первого полугодия, игроки предполагают, что уже в этом году страховой рынок сможет выйти на объем в 800 млрд рублей по сборам страховых премий (в 2006 году — 610 млрд рублей).

«Рекордам» страховщиков есть и практическое объяснение. Несколько лет регулятор рынка в лице Росстрахнадзора вел кропотливую работу по искоренению серых схем, в том числе и по уходу от налогов, которыми пользовались нечестные на руку работодатели, которые через страхование своих сотрудников «уходили» от уплаты единого социального налога (ЕСН). Однако когда стало понятно, что отзывом лицензий у конкретных страховщиков не обойтись, в ход пошло законодательство. И с 1 июля этого года вступили в силу давно ожидаемые рынком поправки в закон «Об организации страхового дела», которые были приняты еще в 2004 году. Согласно им, страховщикам предписывают заниматься либо только страхованием жизни, либо всеми остальными видами страхования. Еще за несколько месяцев до этого события игроки рынка предсказывали скорую смерть львиной доли компаний, занимающихся серыми схемами. Ведь согласно новому закону, им придется выбирать: или честный бизнес на страховании жизни, которое сейчас, по оценкам компании ING, находится в зачаточном состоянии и составляет всего лишь 0,05% ВВП, или лишение лицензии. Пока действие закона не очень заметно — лавины отозванных Росстрахнадзором лицензий нет. А согласно статистике регулятора, на 1 января 2007 года в России насчитывалось 918 страховых компаний, из которых отчетность о своей работе госрегулятору рынка предоставляли только 906. Однако тенденция налицо — рынок постепенно очищается от непрофильных игроков, а, следовательно, конкуренция между оставшимися убыстряется.{PAGE}

Без схем и в белом…

По мнению главы Росстрахнадзора Ильи Ломакина-Румянцева, показатели первого полугодия говорят о том, что серые схемы уходят в прошлое, а рынок постепенно «выздоравливает». Поэтому большинству крупных игроков так или иначе пришлось задуматься о своей продуктовой линейке и сделать выбор между перспективным, но дорогостоящим в продажах продукте «страхование жизни» и остальными видами имущественного страхования, как, например, автогражданка, которая до сих пор выступает в качестве локомотива рынка страховых услуг.

При этом важно отметить: страхование жизни, которым до недавнего времени увлекались игроки средней величины, используя этот вид страхования в серых схемах, на самом деле продукт для компании весьма затратный. К тому же страховой рынок в России еще очень молод. И в отличие от Европы и Америки, где страхование жизни становилось в течение последних полусотни лет, не может похвастаться накопленным багажом знаний по продажам и продвижению столь специфического для менталитета нашей страны продукта, когда взносы нужно платить систематически многие годы. Вполне естественно, что эстафетную палочку по приучению россиян к новому виду страхования из рук недобросовестных страховщиков, использующих страхование жизни как одну из финансовых схем, переняли иностранцы. Тем более что у них достаточно финансовых ресурсов для продвижения этого продукта. «Число иностранных страховщиков на российском рынке медленно, но неуклонно растет год от года, — говорит Илья Богданов из «Ингосстраха». — Прежде всего они планируют заниматься страхованием жизни. Быстрорастущие объемы премий по страхованию жизни заемщиков стали для них сигналом, что пора столбить место для осуществления долгосрочного накопительного страхования». Не случайно в начале этого года компания ING, мировой страховой гигант, объявила о начале работы в России именно в сегменте страхования жизни. В самой компании «Профилю» рассказали, что оценивают российский рынок как «крайне привлекательный для иностранных компаний. За исключением автострахования он находится в самой начальной стадии развития. И в то же время Россия — страна с большим рынком и впечатляющим темпом роста». По данным ING, этому способствуют следующие факторы: за последние пять-шесть лет в стране стабилизировалась экономическая ситуация, что является основной предпосылкой для развития рынка страхования жизни, также недавно были введены налоговые льготы для добровольного пенсионного страхования. «Мы ожидаем, что в скором времени это коснется и долгосрочного страхования жизни. По нашим прогнозам, рынок страхования жизни будет расти в среднем на 30% в год и в будущем достигнет 1,5 млрд евро», — комментируют в ING. Тенденция уже видна. По данным компании «Ингосстрах», наибольшая динамика по итогам первого полугодия 2007 года у страхования жизни (51%), которое опережает имущественное страхование (23%). Но эксперты компании связывают увеличение сборов с активным развитием потребительского и ипотечного кредитования, при котором банки в обязательном порядке требуют от заемщика купить этот вид страховки.

Вглубь и вширь

Неудивительно, что, приняв новые «правила игры», участники рынка разделились по специфике «жизнь» и все остальное и принялись активно окучивать регионы. Ведь сейчас у регионов гораздо более высокий потенциал для развития страхового бизнеса. Эксперты отмечают, что в связи с жестким разделением продуктовой линейки на законодательном уровне крупные компании задумались о расширении зоны своего присутствия. Раньше небольшие страховые компании, базирующиеся в регионах, зачастую выигрывали за счет своего местоположения. Они были априори «свои» на местном рынке и вызывали большее доверие у клиента. Многие из них активно работали с местными банками, оказывая комплексные услуги при получении клиентом разного рода кредитов, где требовалось обязательное страхование жизни заемщика или имущества. Однако крупные игроки, в отличие от своих региональных собратьев, имеют больше возможностей, в том числе и финансовых. А региональные рынки, где потолок роста насыщения страховыми услугами далек и туманен, как горизонт, конечно, являются одним из приоритетов для экспансии как для отечественных, так и для иностранных страховщиков. По последним данным компании «Ингосстрах», доля страховых премий на рынке по всем видам страхования (кроме ОМС), приходящаяся на остальные регионы РФ, кроме Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, выросла с 39% в первом полугодии 2005 года до 45% в первом полугодии 2007-го. Ведь если конкурента нельзя победить, его можно купить. По словам Ильи Богданова из «Ингосстраха», в последние два года процесс слияния и поглощения на страховом рынке значительно активизировался, в каждом месяце, за исключением лета и периода отпусков, можно было фиксировать несколько сделок. «В результате целый ряд страховщиков в регионах перешли на положение филиалов компаний федерального уровня», — добавляет эксперт. Данная консолидация и укрупнение основных игроков приведут в результате к объединению страхового бизнеса и укреплению сектора, считает Богданов.

Это мнение подтверждается и последними рыночными исследованиями. Если посмотреть по отчетности сборы крупных компаний и сравнить их с объемом всех собранных за полгода премий, то получится, что на 50 компаний пришлось около 70% всех сборов на рынке

И улыбка — бесплатно...

Какие новые продукты могут предложить иностранцы и что могут сделать для потребителя отечественные страховщики? Совершенствовать сервис, советуют эксперты. Тем более что сами иностранцы, в свою очередь, согласны с тем, что конкуренция с их приходом усилится, но считают, что «места под солнцем» хватит всем, а выиграет в конечном счете потребитель. «От здоровой конкуренции прежде всего выигрывает потребитель страховых услуг. А на рынке страхования жизни все компании будут конкурировать, вне зависимости от российского или иностранного происхождения. Но шансы на успех есть у каждого, все дело в подходе», — говорят в компании ING.

Пока все опрошенные «Профилем» участники рынка склоняются к мнению, что основная ставка будет сделана на увеличение количества и повышение качества услуг страховых агентов или, как любят называть иностранные игроки, «финансовых консультантов».

Российские страховщики между тем сконцентрировались на более простых в продажах и популярных направлениях имущественного страхования. Например, автогражданка, которая с момента появления является настоящим локомотивом рынка, или страхование недвижимости. Конкуренция на этих рынках, в отличие от страхования жизни, в разы сильнее, а значит, сервис и сопутствующие услуги должны быть на уровне. Илья Богданов называет рост продаж иномарок «главной причиной увеличения объемов премии по страхованию автокаско». По его словам, только за первое полугодие 2007 года россияне купили около 720 тыс. автомобилей иностранного производства, что на 70% больше, чем за тот же период 2006 года.

Конечно, это не очень большое утешение для простого потребителя, если учитывать, что тарифные сетки у большинства игроков не будут пересматриваться. Несмотря на все перечисленные факторы — консолидацию страхового рынка, усиление конкуренции и появление новых игроков с дешевыми западными деньгами, — падать страховые расценки не будут. Игроки рынка и тут находят «логическое объяснение», хотя и соглашаются, что конкуренция может привести к постепенному снижению тарифов на ряд страховых продуктов. Но тут ключевым словом является «постепенное».

Конкуренция за накопления россиян вступает в новую фазу. На этот раз основная битва развернется на страховом поле.Будущее российской экономики в значительной степени зависит от схватки, развертывающейся в эти дни на страховом рынке. Страхование по всему миру служит ключевым источником длинных и относительно дешевых финансовых ресурсов. Причем основная их часть формируется за счет взносов в различные схемы страхования жизни, выступающего, по сути, в роли дополнительного пенсионного обеспечения. В России этот вид страхования по сию пору был крайне мало развит и в основном использовался для прикрытия различных серых зарплатных схем. Однако усиление контроля над страховщиками со стороны регулирующих органов, в частности жесткое разделение страховых компаний на те, что имеют право заниматься страхованием жизни, и остальные, не имеющие такого права, выносит на повестку дня вопрос о возможном захвате этой части рынка иностранными компаниями. Недавно стало известно о выходе на российское страховое поле новых крупных иностранных игроков вроде AIG и ING, которые рассчитывают занять на нем ключевые позиции.

Борьба за потребителя уже переросла в настоящую битву, где в ход идет все, начиная с пересмотра компаниями своей продуктовой линейки и заканчивая разработкой новых страховых продуктов и гибкой тарифной политикой. Главный в этой истории, конечно, потребитель, которому остается только выбрать страховщика по душе и по карману.

За чистоту страховых рядов

В большей мере изменения, случившиеся на отечественном рынке страховых услуг, связаны с давно назревавшей консолидацией страховщиков. К тому же рост рынка в этом году побил рекорды прошлых лет и показал, что страховой бизнес может приносить инвесторам вполне реальную прибыль. Судите сами. Только за первое полугодие текущего года страховые сборы выросли на 24% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составили 363,18 млрд рублей. Правда, увеличилась и сумма страховых выплат — на 31%, до 200,03 млрд рублей. Такие данные предоставила Федеральная служба страхового надзора (ФССН России) в своем полугодовом отчете. Но особенно показательны данные за первый квартал этого года. Согласно информации регулятора, общая сумма страховой премии (взносов) и страховых выплат по всем видам страхования за первый квартал 2007 года составила соответственно 190 и 98,1 млрд рублей, или 123,2% и 143,2%, по сравнению с аналогичным периодом 2006 года.

При этом показательно, что сумма страховых взносов (премий) со стороны клиентов росла интенсивнее, чем выплаты по случившимся страховым случаям. «Страховой бизнес привлекает к себе все больше интереса, причем главным образом среди тех, кто ранее не имел опыта страхового бизнеса», — констатирует начальник аналитического отдела ОСАО «Ингосстрах» Илья Богданов. По его словам, сейчас страховой рынок находится на подъеме, и экономическое положение ведущих страховщиков улучшается. «Как следствие растет прибыль страховщиков и потенциальная капиталоотдача, что не может не привлекать инвесторов, готовых вкладывать в развитие этого сектора финансовых услуг деньги», — констатирует аналитик. Интерес инвесторов, которые стали активно вкладывать деньги в страхование, стало еще одной причиной бурного роста сектора в текущем году. Подводя итоги первого полугодия, игроки предполагают, что уже в этом году страховой рынок сможет выйти на объем в 800 млрд рублей по сборам страховых премий (в 2006 году — 610 млрд рублей).

«Рекордам» страховщиков есть и практическое объяснение. Несколько лет регулятор рынка в лице Росстрахнадзора вел кропотливую работу по искоренению серых схем, в том числе и по уходу от налогов, которыми пользовались нечестные на руку работодатели, которые через страхование своих сотрудников «уходили» от уплаты единого социального налога (ЕСН). Однако когда стало понятно, что отзывом лицензий у конкретных страховщиков не обойтись, в ход пошло законодательство. И с 1 июля этого года вступили в силу давно ожидаемые рынком поправки в закон «Об организации страхового дела», которые были приняты еще в 2004 году. Согласно им, страховщикам предписывают заниматься либо только страхованием жизни, либо всеми остальными видами страхования. Еще за несколько месяцев до этого события игроки рынка предсказывали скорую смерть львиной доли компаний, занимающихся серыми схемами. Ведь согласно новому закону, им придется выбирать: или честный бизнес на страховании жизни, которое сейчас, по оценкам компании ING, находится в зачаточном состоянии и составляет всего лишь 0,05% ВВП, или лишение лицензии. Пока действие закона не очень заметно — лавины отозванных Росстрахнадзором лицензий нет. А согласно статистике регулятора, на 1 января 2007 года в России насчитывалось 918 страховых компаний, из которых отчетность о своей работе госрегулятору рынка предоставляли только 906. Однако тенденция налицо — рынок постепенно очищается от непрофильных игроков, а, следовательно, конкуренция между оставшимися убыстряется.{PAGE}

Без схем и в белом…

По мнению главы Росстрахнадзора Ильи Ломакина-Румянцева, показатели первого полугодия говорят о том, что серые схемы уходят в прошлое, а рынок постепенно «выздоравливает». Поэтому большинству крупных игроков так или иначе пришлось задуматься о своей продуктовой линейке и сделать выбор между перспективным, но дорогостоящим в продажах продукте «страхование жизни» и остальными видами имущественного страхования, как, например, автогражданка, которая до сих пор выступает в качестве локомотива рынка страховых услуг.

При этом важно отметить: страхование жизни, которым до недавнего времени увлекались игроки средней величины, используя этот вид страхования в серых схемах, на самом деле продукт для компании весьма затратный. К тому же страховой рынок в России еще очень молод. И в отличие от Европы и Америки, где страхование жизни становилось в течение последних полусотни лет, не может похвастаться накопленным багажом знаний по продажам и продвижению столь специфического для менталитета нашей страны продукта, когда взносы нужно платить систематически многие годы. Вполне естественно, что эстафетную палочку по приучению россиян к новому виду страхования из рук недобросовестных страховщиков, использующих страхование жизни как одну из финансовых схем, переняли иностранцы. Тем более что у них достаточно финансовых ресурсов для продвижения этого продукта. «Число иностранных страховщиков на российском рынке медленно, но неуклонно растет год от года, — говорит Илья Богданов из «Ингосстраха». — Прежде всего они планируют заниматься страхованием жизни. Быстрорастущие объемы премий по страхованию жизни заемщиков стали для них сигналом, что пора столбить место для осуществления долгосрочного накопительного страхования». Не случайно в начале этого года компания ING, мировой страховой гигант, объявила о начале работы в России именно в сегменте страхования жизни. В самой компании «Профилю» рассказали, что оценивают российский рынок как «крайне привлекательный для иностранных компаний. За исключением автострахования он находится в самой начальной стадии развития. И в то же время Россия — страна с большим рынком и впечатляющим темпом роста». По данным ING, этому способствуют следующие факторы: за последние пять-шесть лет в стране стабилизировалась экономическая ситуация, что является основной предпосылкой для развития рынка страхования жизни, также недавно были введены налоговые льготы для добровольного пенсионного страхования. «Мы ожидаем, что в скором времени это коснется и долгосрочного страхования жизни. По нашим прогнозам, рынок страхования жизни будет расти в среднем на 30% в год и в будущем достигнет 1,5 млрд евро», — комментируют в ING. Тенденция уже видна. По данным компании «Ингосстрах», наибольшая динамика по итогам первого полугодия 2007 года у страхования жизни (51%), которое опережает имущественное страхование (23%). Но эксперты компании связывают увеличение сборов с активным развитием потребительского и ипотечного кредитования, при котором банки в обязательном порядке требуют от заемщика купить этот вид страховки.

Вглубь и вширь

Неудивительно, что, приняв новые «правила игры», участники рынка разделились по специфике «жизнь» и все остальное и принялись активно окучивать регионы. Ведь сейчас у регионов гораздо более высокий потенциал для развития страхового бизнеса. Эксперты отмечают, что в связи с жестким разделением продуктовой линейки на законодательном уровне крупные компании задумались о расширении зоны своего присутствия. Раньше небольшие страховые компании, базирующиеся в регионах, зачастую выигрывали за счет своего местоположения. Они были априори «свои» на местном рынке и вызывали большее доверие у клиента. Многие из них активно работали с местными банками, оказывая комплексные услуги при получении клиентом разного рода кредитов, где требовалось обязательное страхование жизни заемщика или имущества. Однако крупные игроки, в отличие от своих региональных собратьев, имеют больше возможностей, в том числе и финансовых. А региональные рынки, где потолок роста насыщения страховыми услугами далек и туманен, как горизонт, конечно, являются одним из приоритетов для экспансии как для отечественных, так и для иностранных страховщиков. По последним данным компании «Ингосстрах», доля страховых премий на рынке по всем видам страхования (кроме ОМС), приходящаяся на остальные регионы РФ, кроме Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, выросла с 39% в первом полугодии 2005 года до 45% в первом полугодии 2007-го. Ведь если конкурента нельзя победить, его можно купить. По словам Ильи Богданова из «Ингосстраха», в последние два года процесс слияния и поглощения на страховом рынке значительно активизировался, в каждом месяце, за исключением лета и периода отпусков, можно было фиксировать несколько сделок. «В результате целый ряд страховщиков в регионах перешли на положение филиалов компаний федерального уровня», — добавляет эксперт. Данная консолидация и укрупнение основных игроков приведут в результате к объединению страхового бизнеса и укреплению сектора, считает Богданов.

Это мнение подтверждается и последними рыночными исследованиями. Если посмотреть по отчетности сборы крупных компаний и сравнить их с объемом всех собранных за полгода премий, то получится, что на 50 компаний пришлось около 70% всех сборов на рынке

И улыбка — бесплатно...

Какие новые продукты могут предложить иностранцы и что могут сделать для потребителя отечественные страховщики? Совершенствовать сервис, советуют эксперты. Тем более что сами иностранцы, в свою очередь, согласны с тем, что конкуренция с их приходом усилится, но считают, что «места под солнцем» хватит всем, а выиграет в конечном счете потребитель. «От здоровой конкуренции прежде всего выигрывает потребитель страховых услуг. А на рынке страхования жизни все компании будут конкурировать, вне зависимости от российского или иностранного происхождения. Но шансы на успех есть у каждого, все дело в подходе», — говорят в компании ING.

Пока все опрошенные «Профилем» участники рынка склоняются к мнению, что основная ставка будет сделана на увеличение количества и повышение качества услуг страховых агентов или, как любят называть иностранные игроки, «финансовых консультантов».

Российские страховщики между тем сконцентрировались на более простых в продажах и популярных направлениях имущественного страхования. Например, автогражданка, которая с момента появления является настоящим локомотивом рынка, или страхование недвижимости. Конкуренция на этих рынках, в отличие от страхования жизни, в разы сильнее, а значит, сервис и сопутствующие услуги должны быть на уровне. Илья Богданов называет рост продаж иномарок «главной причиной увеличения объемов премии по страхованию автокаско». По его словам, только за первое полугодие 2007 года россияне купили около 720 тыс. автомобилей иностранного производства, что на 70% больше, чем за тот же период 2006 года.

Конечно, это не очень большое утешение для простого потребителя, если учитывать, что тарифные сетки у большинства игроков не будут пересматриваться. Несмотря на все перечисленные факторы — консолидацию страхового рынка, усиление конкуренции и появление новых игроков с дешевыми западными деньгами, — падать страховые расценки не будут. Игроки рынка и тут находят «логическое объяснение», хотя и соглашаются, что конкуренция может привести к постепенному снижению тарифов на ряд страховых продуктов. Но тут ключевым словом является «постепенное».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».