Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Боярыню Морозову отпели"

30 октября премьерой оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» на сцене Большого зала Московской консерватории открылся фестиваль современной музыки «Московская осень».Уже тот факт, что мировая премьера хоровой оперы состоялась в России, достоин уважения. Патриотизм Щедрина не прошел незамеченным, перед премьерой министр культуры Александр Соколов зачитал приветствие участникам фестиваля от имени президента РФ Владимира Путина, а от себя добавил, что опера (Щедрин написал не только музыку, но и либретто на старославянском) — «великий подарок». Сам Щедрин признался, что сначала хотел написать о протопопе Аввакуме (его партию исполняет тенор из Австралии Эндрю Гудвин) и провел серьезное исследование старообрядческой литературы, но для оперы нужен был сильный женский характер, которым и стала боярыня Морозова (меццо-сопрано Лариса Костюк), зверски замученная в боровской темнице вместе с сестрой своей княгиней Урусовой (сопрано Вероника Джиоева) по приказу царя Алексея Михайловича (бас-баритон Михаил Давыдов). Несмотря на то, что опера звучала в концертном исполнении, на слушателей она произвела колоссальное впечатление. И не только из-за драматического пафоса музыки и точно выверенного текста, написанного по житиям Аввакума и Морозовой, но и благодаря великолепному хору Бориса Тевлина (выполнявшему роль оркестра), таланту солистки «Геликон-оперы» Костюк (в обычном концертном платье выглядевшей не менее величественно и трагично, чем ее героиня на картине Василия Сурикова) и уникальному голосу Эндрю Гудвина.

Судя по всему, концертным исполнением своего произведения Щедрин не ограничится: он уже вручил либретто режиссеру Дмитрию Чернякову, знаменитому своими «Аидой» и «Тристаном». Александр Соколов грустно признался, что немедленно дал бы денег на масштабную постановку оперы, если бы они у него были (министр намекал на то, что финансами распоряжается не он, а глава Федерального агентства Михаил Швыдкой). Даже организатор выступления, президент оперного продюсерского центра Classica Viva Вадим Солод, уверенный, что будущее опер именно за концертным исполнением — «здесь лажать нельзя, в кулису не споешь, сразу видно, у кого голос дрожит, да и звезд собрать на пару концертных вечеров проще, чем на постановку», — признался, что планирует поставить оперу летом в Вологодском кремле. Хотя возможно, что в случае с «Боярыней Морозовой» лучше будет не переносить оперу на театральную сцену: весь второй акт посвящен пыткам, заточению в темницу и мучительной смерти героини от голода. Умирая, она молит стражника о куске хлеба: «Умилосердися, рабе Христов, зело измогох от глада…» Смерть в земляной яме, полной собственных нечистот, будет посильнее, чем кончина Виолетты из «Травиаты», отдавшей Богу душу на шелковых простынях.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK