25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Брайан Нильсен: "Если банк правильно работает с заемщиками, токредит всегда возвращается"."

Архивная публикация 2003 года: "Брайан Нильсен: "Если банк правильно работает с заемщиками, токредит всегда возвращается"."

Кредитование небольших предприятий -- отнюдь не благотворительность, а вполне доходное дело, считает руководитель Фонда поддержки малого бизнеса при Европейском банке реконструкции и развития Брайан НИЛЬСЕН."Профиль": Господин Нильсен, в чем заключается деятельность вашего фонда в России?
Брайан Нильсен: Мы работаем при Европейском банке реконструкции и развития и сотрудничаем с российскими банками--партнерами ЕБРР. Эти банки -- КМБ-Банк, Сбербанк, Нижегородский банкирский дом, Челиндбанк (Челябинск), Уралтрансбанк (Екатеринбург), Сибакадембанк (Новосибирск), Дальневосточный банк (Владивосток) -- получают кредиты от ЕБРР для финансирования предприятий малого и среднего бизнеса. Недавно начата пилотная программа с банком "УралСиб" в Уфе.
Помимо собственно кредитования мы предоставляем банкам техническую поддержку: обучаем специалистов особенностям анализа кредитоспособности предприятий малого бизнеса, консультируем банки на предмет упрощения процедур утверждения кредитов -- например, рекомендуем создание специальных кредитных комитетов, которые могут собираться по мере необходимости и оперативно принимать решения по малым кредитам.
"П.": Сколько кредитов вы уже выдали малым предприятиям?
Б.Н.: С 1994 года мы выдали около 150 тыс. кредитов на общую сумму $1,3 млрд. Ежемесячно мы предоставляем около 4,5 тыс. займов на сумму примерно в $30 млн.
"П.": Считается, что кредитование малого и среднего бизнеса -- очень рискованный бизнес из-за высокой вероятности невозврата кредита...
Б.Н.: Я не согласен с тем, что кредитование малого бизнеса более рискованное дело, чем предоставление займов крупным предприятиям. Если банк правильно работает с заемщиками, то кредит всегда возвращается. Тут проблема не столько в размере предприятия, сколько в особенностях подхода к конкретному сегменту рынка.
"П.": Кто ваши основные клиенты в банках-партнерах?
Б.Н.: Около 90% наших заемщиков -- это частные предприниматели (ПБОЮЛ. -- "Профиль"). Обычно это семейный бизнес. Средний размер кредита для них составляет $6--7 тыс. Есть у нас и более крупные заемщики: максимальный лимит на один кредит составляет $200 тыс. Примерно две трети наших клиентов заняты в сфере торговли, около 20% предоставляют услуги, остальные работают на производстве. Большая часть заемщиков -- это региональный бизнес, ведь мы работаем в 125 городах России.
"П.": Каким критериям должны отвечать заемщики?
Б.Н.: Предприятие должно работать не менее трех месяцев, если это торговый бизнес, и не менее полугода -- если компания занимается производством или предоставляет услуги.
"П.": В середине октября российское правительство приняло решение выделить около 3 млрд. рублей на кредитование малого и среднего бизнеса. Эти средства станут распределяться через Российский банк развития, который обещает, что ставки будут немного ниже рыночных. Значит ли это, что у вас появится сильный конкурент на рынке?
Б.Н.: Та программа, о которой вы говорите, еще не начала работать, поэтому трудно пока оценить ее перспективы. Мы всегда приветствуем конкуренцию на рыночных условиях -- например, в нескольких городах по нашей программе работают сразу три банка-партнера, и клиенты от этого только выигрывают.
"П.": Как вы считаете, когда малому и среднему бизнесу не понадобится поддержка со стороны иностранных финансовых институтов или со стороны государства?
Б.Н.: Что касается поддержки со стороны государства, на Западе это практика и сегодняшнего дня, и завтрашнего. Для нас важно, чтобы российская банковская система была готова к активному кредитованию нашей целевой группы, и когда это произойдет, мы станем не нужны. Судя по тому, что российские банки сейчас активно занимаются розницей, в частности потребительским кредитованием, они стали понимать: главное -- не объем займа, а количество выданных кредитов. Нельзя рассчитывать только на двух-трех крупных клиентов. Рынку нужны массовые банковские продукты.
"П.": Можно назвать временные рамки?
Б.Н.: Трудно сказать. По крайней мере, наша программа рассчитана до 2010 года. Вполне возможно, что она будет продлена, хотя пока этот вопрос не обсуждался.

Кредитование небольших предприятий -- отнюдь не благотворительность, а вполне доходное дело, считает руководитель Фонда поддержки малого бизнеса при Европейском банке реконструкции и развития Брайан НИЛЬСЕН."Профиль": Господин Нильсен, в чем заключается деятельность вашего фонда в России?

Брайан Нильсен: Мы работаем при Европейском банке реконструкции и развития и сотрудничаем с российскими банками--партнерами ЕБРР. Эти банки -- КМБ-Банк, Сбербанк, Нижегородский банкирский дом, Челиндбанк (Челябинск), Уралтрансбанк (Екатеринбург), Сибакадембанк (Новосибирск), Дальневосточный банк (Владивосток) -- получают кредиты от ЕБРР для финансирования предприятий малого и среднего бизнеса. Недавно начата пилотная программа с банком "УралСиб" в Уфе.

Помимо собственно кредитования мы предоставляем банкам техническую поддержку: обучаем специалистов особенностям анализа кредитоспособности предприятий малого бизнеса, консультируем банки на предмет упрощения процедур утверждения кредитов -- например, рекомендуем создание специальных кредитных комитетов, которые могут собираться по мере необходимости и оперативно принимать решения по малым кредитам.

"П.": Сколько кредитов вы уже выдали малым предприятиям?

Б.Н.: С 1994 года мы выдали около 150 тыс. кредитов на общую сумму $1,3 млрд. Ежемесячно мы предоставляем около 4,5 тыс. займов на сумму примерно в $30 млн.

"П.": Считается, что кредитование малого и среднего бизнеса -- очень рискованный бизнес из-за высокой вероятности невозврата кредита...

Б.Н.: Я не согласен с тем, что кредитование малого бизнеса более рискованное дело, чем предоставление займов крупным предприятиям. Если банк правильно работает с заемщиками, то кредит всегда возвращается. Тут проблема не столько в размере предприятия, сколько в особенностях подхода к конкретному сегменту рынка.

"П.": Кто ваши основные клиенты в банках-партнерах?

Б.Н.: Около 90% наших заемщиков -- это частные предприниматели (ПБОЮЛ. -- "Профиль"). Обычно это семейный бизнес. Средний размер кредита для них составляет $6--7 тыс. Есть у нас и более крупные заемщики: максимальный лимит на один кредит составляет $200 тыс. Примерно две трети наших клиентов заняты в сфере торговли, около 20% предоставляют услуги, остальные работают на производстве. Большая часть заемщиков -- это региональный бизнес, ведь мы работаем в 125 городах России.

"П.": Каким критериям должны отвечать заемщики?

Б.Н.: Предприятие должно работать не менее трех месяцев, если это торговый бизнес, и не менее полугода -- если компания занимается производством или предоставляет услуги.

"П.": В середине октября российское правительство приняло решение выделить около 3 млрд. рублей на кредитование малого и среднего бизнеса. Эти средства станут распределяться через Российский банк развития, который обещает, что ставки будут немного ниже рыночных. Значит ли это, что у вас появится сильный конкурент на рынке?

Б.Н.: Та программа, о которой вы говорите, еще не начала работать, поэтому трудно пока оценить ее перспективы. Мы всегда приветствуем конкуренцию на рыночных условиях -- например, в нескольких городах по нашей программе работают сразу три банка-партнера, и клиенты от этого только выигрывают.

"П.": Как вы считаете, когда малому и среднему бизнесу не понадобится поддержка со стороны иностранных финансовых институтов или со стороны государства?

Б.Н.: Что касается поддержки со стороны государства, на Западе это практика и сегодняшнего дня, и завтрашнего. Для нас важно, чтобы российская банковская система была готова к активному кредитованию нашей целевой группы, и когда это произойдет, мы станем не нужны. Судя по тому, что российские банки сейчас активно занимаются розницей, в частности потребительским кредитованием, они стали понимать: главное -- не объем займа, а количество выданных кредитов. Нельзя рассчитывать только на двух-трех крупных клиентов. Рынку нужны массовые банковские продукты.

"П.": Можно назвать временные рамки?

Б.Н.: Трудно сказать. По крайней мере, наша программа рассчитана до 2010 года. Вполне возможно, что она будет продлена, хотя пока этот вопрос не обсуждался.

НАТАЛЬЯ РОМАНОВА.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».