19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Брось, ТИТОв"

Архивная публикация 2000 года: "Брось, ТИТОв"

После того как 4 апреля губернатор Самарской области Константин Титов подал в отставку, в Самаре уже никто не сомневается, что следующим их губернатором будет Константин Титов.Эх, Самара-городок, неспокойная я!

Самоотставка Константина Титова стала, пожалуй, самым большим послевыборным сюрпризом. В том числе для самого губернатора. Еще в декабре минувшего года Титов пребывал в состоянии эйфории -- после того как Союз правых сил (Титов -- председатель политсовета СПС) сумел добиться значительного присутствия в Думе. После этого губернатор не раз говорил, что результаты парламентских выборов -- подтверждение того, что в России появился новый слой людей, поддерживающих праволиберальные ценности. Сейчас можно сказать, что это было причиной последовавшей серьезной ошибки Титова. Он посчитал, что означенный им слой позволит ему сыграть в большую политическую игру. И неожиданно для всех объявил об участии в президентских выборах.
Слой слоем, но финансово-промышленные структуры, ранее поддерживавшие губернатора на федеральном уровне (группа "Сибирский алюминий") и в регионе (АДС "Волгопромгаз", банковский холдинг "Солидарность" и др.), оказались не готовы к такому повороту событий. Более того, выдвижение Титова в президенты некоторые из его партнеров назвали серьезной ошибкой. В Самаре рассказывают, например, что перед выборами на последнем экономическом форуме в Давосе Титов трижды пытался заговорить о поддержке с главой "Сибирского алюминия" Олегом Дерипаской и каждый раз получал отказ: алюминиевый магнат посчитал, что не может рисковать своим бизнесом, поддерживая хоть и невеликого, но конкурента Владимира Путина.
По тому же сценарию развивались и события в Самаре -- многие из влиятельных бизнесменов сделали взносы в избирательный фонд своего губернатора, но взносы эти были по большей части символическими. В кулуарах же прямо говорили, что это, скорее, дань уважения, нежели серьезная денежная поддержка.
Между тем Титов, даже несмотря на то, что Координационный совет СПС отказался поддержать его президентские устремления, продолжал упорствовать, уверяя всех и вся, что на политической сцене есть только два новых политика: Путин и он, Титов. И дескать, потому он, Титов, должен неизбежно набрать минимум 5% голосов на президентских выборах, а максимум -- занять третье место и поторговаться с Кремлем: я -- свои голоса Путину, мне -- высокий московский пост. Естественно, что особую надежду Титов возлагал на земляков-самарцев, которые по замыслу должны были обеспечить ему никак не меньше 50% в Самарской области.
Невкусный губернатор

Знающие Титова люди уверяют, что он вообще упорный и, если что-то возьмет в голову, переубедить его невозможно. Директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков рассказал, что во время предвыборных путешествий по России Титов стремился отъехать подальше от цивилизации, что подчас никак нельзя было объяснить меркантильными соображениями. Например, Титову очень захотелось посмотреть, как живут чукчи. Не поддавшись уговорам команды (ну нет на Чукотке его избирателей!), Титов полетел в тундру. Если не считать интервью, данного одной местной телекомпании, вел себя Титов не как кандидат в президенты, а как вполне нормальный турист. Осмотрел чум, от предложенного чая отказался. Любознательности Титова не мешали даже тучи мошкары, которая буквально съела всех его спутников. Только не его самого -- на Титова мошка, казалось, просто не обращает внимания. И это несмотря на то, что все прочие обмазались сильным репеллентом, а Титов отказался. Ничем, кроме как вкусовыми особенностями самарского губернатора, присутствующие это объяснить не смогли.
В день президентских выборов выяснилось, что вслед за чукотской мошкой от Титова отказались его собственные избиратели. 26 марта стало для губернатора настоящий ударом -- за него проголосовали лишь 1,47% российских избирателей. Но главное -- самарцы, отдавшие Титову на губернаторских выборах зимой 1996 года 63% голосов, на выборах президентских предпочли Владимира Путина и Геннадия Зюганова. Титов же у себя на родине оказался третьим с 20%.
Блеск и нищета пиара

По мнению Валерия Хомякова, Титов проиграл президентские выборы в собственной губернии из-за холодной прагматичности своих сторонников из числа самарского населения. Любя Титова как губернатора, они тем не менее не сочли его достойным соперником Путину и отдали голоса последнему, резонно рассудив, что Титову они не помогут, а и.о. президента в борьбе против Геннадия Зюганова не помешают.
Заранее догадываясь об этом, пиарщики, работавшие на Титова, поставили перед ним лишь реально достижимую задачу: самим участием в президентских выборах выбиться из серой шеренги коллег-губернаторов.
План действий, предложенный Титову, был нехитрый. Поначалу "гасить" Зюганова, потом оппонировать Явлинскому, далее по обстоятельствам, но, скорее всего, выждав удобный момент, с достоинством сходить с дистанции. И такой момент был -- на программе НТВ "Глас народа", во время которой выкатили "рояль в кустах" в виде кандидата Евгения Савостьянова, отдавшего свои голоса Григорию Явлинскому. Титову там была отведена роль своеобразного болванчика: уговорит его Евгений Киселев тоже сойти с дистанции в пользу Явлинского -- хорошо, нет -- Титов окажется в роли предателя демократии.
Об этой домашней заготовке НТВ в штабе Титова узнали заранее. И предложили губернатору эффектно поломать телеигру, публично отдав свои голоса Владимиру Путину. Титов отказался наотрез. Точно так же, как, по признанию одного из людей, участвовавших в разработке тактики президентской кампании Титова, самарский губернатор не последовал практически ни одной из данных ему рекомендаций, на полном серьезе мечтая о третьем месте и нешуточном торге с командой Путина.
Любовный треугольник

Между тем люди, хорошо знающие Константина Титова утверждают, что именно отношение Титова к преемнику Ельцина стало истинной причиной его выдвижения в президенты и последующего поведения.
Начать с того, что за все годы правления Бориса Ельцина никто не слышал от Титова ни одного дурного слова о президенте. Свое отношение к Ельцину Титов определил одной фразой: "Я был бы никем, если бы не Ельцин". Более того, самарский губернатор вхож в семью Ельцина. На последний (уже после отставки) день рождения Ельцина Титов приехал без приглашения и был принят -- более того, 1-й президент разговаривал с ним полчаса. Своими встречами с Ельциным Титов всегда гордился и дорожил. А в 1995 году, когда Ельцин отдыхал в вотчине Титова пансионате "Волжский утес", самарский губернатор чуть ли не каждый день виделся с патроном, втайне составляя ему компанию за рюмкой, строго запрещенной президенту врачами и семьей.
Не исключено, считают в окружении Титова, что именно при одной из этих встреч Ельцин в порыве благодушия намекнул самарскому губернатору на возможную перспективу преемничества. Внезапное же появление Путина, говорят близкие Титову люди, губернатор воспринял почти с ребяческими обидой и ревностью.
Так или иначе, но неделя с 27 марта по 3 апреля была для губернатора тяжелым испытанием. Титов не был заметен ни на заседаниях Совета Федерации в Москве, ни в Самаре, а на выходные вообще уехал в Саратов поздравлять соседа Дмитрия Аяцкова с победой на губернаторских выборах.
Вечером 3 апреля он отправил в губернскую Думу конверт, в котором содержалось письмо с одной единственной фразой: "Прошу рассмотреть просьбу о досрочном освобождении меня от занимаемой должности".
Ставка на отставку

Свои действия губернатор прокомментировал предельно коротко: "Народ не оказал мне доверия, и я не могу больше исполнять свои обязанности". Ближайшие соратники Титова наперебой принялись объяснять шаг своего шефа как мужественный поступок, призванный прояснить вопрос о том, поддерживают его жители губернии или нет. Примерно так же высказались представители крупнейших бизнес-структур. Например, один из соучредителей банка "Солидарность" и вице-президент нефтекомпании ЮКОС Леонид Симановский заявил в интервью самарским СМИ, что Титов поступил как мужчина.
Но вместе с сочувственными репликами вся самарская элита сразу и наперебой заговорила о том, что Титов ушел ради гарантированной победы на предстоящих губернаторских выборах, которые теперь пройдут не в декабре, а досрочно -- в начале июля.
Повод для такой оценки есть, и очень серьезный. За последние месяцы у самарского губернатора появился влиятельный противник--претендент на его пост -- вице-президент группы "Альянс" Виктор Тархов. Когда-то Тархов возглавлял Кубышевский облисполком, связан со многими ныне действующим чиновниками, так что имеет, кроме финансового, неплохой административный ресурс. Тем серьезнее была опасность, что Тархов сумеет раскрутиться на фоне самарской неудачи Титова на президентских выборах. Потому губернатор и начал игру на грани фола, объявив об отставке, вслед за чем вскоре наверняка объявит об участии в досрочных выборах. Прямой расчет: до июля никакой другой кандидат не сумеет подняться до уровня Титова, который, по данным местных социологических замеров, по-прежнему пользуется как губернатор поддержкой более 60% населения области.
Если, конечно, не последует серьезное предложение из Кремля, на что Титов, по словам людей из его окружения, продолжает надеяться с маниакальным упорством.

После того как 4 апреля губернатор Самарской области Константин Титов подал в отставку, в Самаре уже никто не сомневается, что следующим их губернатором будет Константин Титов.Эх, Самара-городок, неспокойная я!


Самоотставка Константина Титова стала, пожалуй, самым большим послевыборным сюрпризом. В том числе для самого губернатора. Еще в декабре минувшего года Титов пребывал в состоянии эйфории -- после того как Союз правых сил (Титов -- председатель политсовета СПС) сумел добиться значительного присутствия в Думе. После этого губернатор не раз говорил, что результаты парламентских выборов -- подтверждение того, что в России появился новый слой людей, поддерживающих праволиберальные ценности. Сейчас можно сказать, что это было причиной последовавшей серьезной ошибки Титова. Он посчитал, что означенный им слой позволит ему сыграть в большую политическую игру. И неожиданно для всех объявил об участии в президентских выборах.

Слой слоем, но финансово-промышленные структуры, ранее поддерживавшие губернатора на федеральном уровне (группа "Сибирский алюминий") и в регионе (АДС "Волгопромгаз", банковский холдинг "Солидарность" и др.), оказались не готовы к такому повороту событий. Более того, выдвижение Титова в президенты некоторые из его партнеров назвали серьезной ошибкой. В Самаре рассказывают, например, что перед выборами на последнем экономическом форуме в Давосе Титов трижды пытался заговорить о поддержке с главой "Сибирского алюминия" Олегом Дерипаской и каждый раз получал отказ: алюминиевый магнат посчитал, что не может рисковать своим бизнесом, поддерживая хоть и невеликого, но конкурента Владимира Путина.

По тому же сценарию развивались и события в Самаре -- многие из влиятельных бизнесменов сделали взносы в избирательный фонд своего губернатора, но взносы эти были по большей части символическими. В кулуарах же прямо говорили, что это, скорее, дань уважения, нежели серьезная денежная поддержка.

Между тем Титов, даже несмотря на то, что Координационный совет СПС отказался поддержать его президентские устремления, продолжал упорствовать, уверяя всех и вся, что на политической сцене есть только два новых политика: Путин и он, Титов. И дескать, потому он, Титов, должен неизбежно набрать минимум 5% голосов на президентских выборах, а максимум -- занять третье место и поторговаться с Кремлем: я -- свои голоса Путину, мне -- высокий московский пост. Естественно, что особую надежду Титов возлагал на земляков-самарцев, которые по замыслу должны были обеспечить ему никак не меньше 50% в Самарской области.

Невкусный губернатор


Знающие Титова люди уверяют, что он вообще упорный и, если что-то возьмет в голову, переубедить его невозможно. Директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков рассказал, что во время предвыборных путешествий по России Титов стремился отъехать подальше от цивилизации, что подчас никак нельзя было объяснить меркантильными соображениями. Например, Титову очень захотелось посмотреть, как живут чукчи. Не поддавшись уговорам команды (ну нет на Чукотке его избирателей!), Титов полетел в тундру. Если не считать интервью, данного одной местной телекомпании, вел себя Титов не как кандидат в президенты, а как вполне нормальный турист. Осмотрел чум, от предложенного чая отказался. Любознательности Титова не мешали даже тучи мошкары, которая буквально съела всех его спутников. Только не его самого -- на Титова мошка, казалось, просто не обращает внимания. И это несмотря на то, что все прочие обмазались сильным репеллентом, а Титов отказался. Ничем, кроме как вкусовыми особенностями самарского губернатора, присутствующие это объяснить не смогли.

В день президентских выборов выяснилось, что вслед за чукотской мошкой от Титова отказались его собственные избиратели. 26 марта стало для губернатора настоящий ударом -- за него проголосовали лишь 1,47% российских избирателей. Но главное -- самарцы, отдавшие Титову на губернаторских выборах зимой 1996 года 63% голосов, на выборах президентских предпочли Владимира Путина и Геннадия Зюганова. Титов же у себя на родине оказался третьим с 20%.

Блеск и нищета пиара


По мнению Валерия Хомякова, Титов проиграл президентские выборы в собственной губернии из-за холодной прагматичности своих сторонников из числа самарского населения. Любя Титова как губернатора, они тем не менее не сочли его достойным соперником Путину и отдали голоса последнему, резонно рассудив, что Титову они не помогут, а и.о. президента в борьбе против Геннадия Зюганова не помешают.

Заранее догадываясь об этом, пиарщики, работавшие на Титова, поставили перед ним лишь реально достижимую задачу: самим участием в президентских выборах выбиться из серой шеренги коллег-губернаторов.

План действий, предложенный Титову, был нехитрый. Поначалу "гасить" Зюганова, потом оппонировать Явлинскому, далее по обстоятельствам, но, скорее всего, выждав удобный момент, с достоинством сходить с дистанции. И такой момент был -- на программе НТВ "Глас народа", во время которой выкатили "рояль в кустах" в виде кандидата Евгения Савостьянова, отдавшего свои голоса Григорию Явлинскому. Титову там была отведена роль своеобразного болванчика: уговорит его Евгений Киселев тоже сойти с дистанции в пользу Явлинского -- хорошо, нет -- Титов окажется в роли предателя демократии.

Об этой домашней заготовке НТВ в штабе Титова узнали заранее. И предложили губернатору эффектно поломать телеигру, публично отдав свои голоса Владимиру Путину. Титов отказался наотрез. Точно так же, как, по признанию одного из людей, участвовавших в разработке тактики президентской кампании Титова, самарский губернатор не последовал практически ни одной из данных ему рекомендаций, на полном серьезе мечтая о третьем месте и нешуточном торге с командой Путина.

Любовный треугольник


Между тем люди, хорошо знающие Константина Титова утверждают, что именно отношение Титова к преемнику Ельцина стало истинной причиной его выдвижения в президенты и последующего поведения.

Начать с того, что за все годы правления Бориса Ельцина никто не слышал от Титова ни одного дурного слова о президенте. Свое отношение к Ельцину Титов определил одной фразой: "Я был бы никем, если бы не Ельцин". Более того, самарский губернатор вхож в семью Ельцина. На последний (уже после отставки) день рождения Ельцина Титов приехал без приглашения и был принят -- более того, 1-й президент разговаривал с ним полчаса. Своими встречами с Ельциным Титов всегда гордился и дорожил. А в 1995 году, когда Ельцин отдыхал в вотчине Титова пансионате "Волжский утес", самарский губернатор чуть ли не каждый день виделся с патроном, втайне составляя ему компанию за рюмкой, строго запрещенной президенту врачами и семьей.

Не исключено, считают в окружении Титова, что именно при одной из этих встреч Ельцин в порыве благодушия намекнул самарскому губернатору на возможную перспективу преемничества. Внезапное же появление Путина, говорят близкие Титову люди, губернатор воспринял почти с ребяческими обидой и ревностью.

Так или иначе, но неделя с 27 марта по 3 апреля была для губернатора тяжелым испытанием. Титов не был заметен ни на заседаниях Совета Федерации в Москве, ни в Самаре, а на выходные вообще уехал в Саратов поздравлять соседа Дмитрия Аяцкова с победой на губернаторских выборах.

Вечером 3 апреля он отправил в губернскую Думу конверт, в котором содержалось письмо с одной единственной фразой: "Прошу рассмотреть просьбу о досрочном освобождении меня от занимаемой должности".

Ставка на отставку


Свои действия губернатор прокомментировал предельно коротко: "Народ не оказал мне доверия, и я не могу больше исполнять свои обязанности". Ближайшие соратники Титова наперебой принялись объяснять шаг своего шефа как мужественный поступок, призванный прояснить вопрос о том, поддерживают его жители губернии или нет. Примерно так же высказались представители крупнейших бизнес-структур. Например, один из соучредителей банка "Солидарность" и вице-президент нефтекомпании ЮКОС Леонид Симановский заявил в интервью самарским СМИ, что Титов поступил как мужчина.

Но вместе с сочувственными репликами вся самарская элита сразу и наперебой заговорила о том, что Титов ушел ради гарантированной победы на предстоящих губернаторских выборах, которые теперь пройдут не в декабре, а досрочно -- в начале июля.

Повод для такой оценки есть, и очень серьезный. За последние месяцы у самарского губернатора появился влиятельный противник--претендент на его пост -- вице-президент группы "Альянс" Виктор Тархов. Когда-то Тархов возглавлял Кубышевский облисполком, связан со многими ныне действующим чиновниками, так что имеет, кроме финансового, неплохой административный ресурс. Тем серьезнее была опасность, что Тархов сумеет раскрутиться на фоне самарской неудачи Титова на президентских выборах. Потому губернатор и начал игру на грани фола, объявив об отставке, вслед за чем вскоре наверняка объявит об участии в досрочных выборах. Прямой расчет: до июля никакой другой кандидат не сумеет подняться до уровня Титова, который, по данным местных социологических замеров, по-прежнему пользуется как губернатор поддержкой более 60% населения области.

Если, конечно, не последует серьезное предложение из Кремля, на что Титов, по словам людей из его окружения, продолжает надеяться с маниакальным упорством.

ВЕРОНИКА ЗЛОТНИЦКАЯ, АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».