Наверх
28 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Будем экономить на продуктах"

На экспорте нефтепродуктов через порты балтийских государств российские нефтяники ежегодно теряют около $1,5 млрд. После строительства госкомпанией «Транснефтепродукт» нового трубопровода из центральной части России до балтийского побережья значительная часть этой суммы останется у нас в стране.Как известно, после распада СССР транспортировка энергоносителей по трубопроводам, проходящим по территориям бывших союзных республик, перестала быть для России бесплатной. Львиную долю государственных бюджетов Украины, Белоруссии, Молдавии составляют именно те деньги, которые эти страны взимают с российских компаний за транзит газа, нефти и нефтепродуктов через свои суверенные территории. Не стесняясь, используют свое географическое положение и страны Балтии.
В связи с этим России в ее нынешних границах ничего не остается делать, как строить новые трубопроводы, обеспечивающие перекачку нефти на Запад на более выгодных условиях.
В рамках этой политики, в частности, был недавно реализован проект строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС, построена компанией «Транснефть», которой принадлежит более 90% российских нефтепроводов). БТС — это нефтепровод с пропускной способностью до 12 млн. тонн сырья в год, который на четверть «разгрузил» нефтепроводы, идущие по балтийским странам. Также следует отметить газпромовский проект строительства газопровода «Ямал — Европа», который сейчас находится в стадии реализации. По этому трубопроводу планируется поставлять газ в европейскую систему газопроводов в обход Украины, которая время от времени практикует несанкционированный отбор газа (попросту ворует) из проходящего через ее территорию российского экспортного трубопровода.
Самый «свежий» проект в рамках восстановления Россией экспортной независимости — строительство нефтепродуктопровода по маршруту Кстово (Нижний Новгород) — Ярославль — Кириши — Приморск.
Заказчик проекта — компания «Транснефтепродукт» (ТНП) — недавно объявила о начале его реализации. Протяженность новой магистрали составит 1200 км, пропускная способность — 10 млн. тонн в год. Наряду с собственно трубой в рамках проекта будет построен экспортный терминал в Приморске — на полпути от Санкт-Петербурга до финской границы.
Новая «труба» не только на треть удешевит поставку нефтепродуктов до моря, но и расширит экспортные возможности наших нефтепереработчиков. По новому трубопроводу, подключенному к существующей сети ТНП в Кстово, смогут поставлять свои продукты нефтеперерабатывающие заводы «Башнефти», «ЛУКойла», «Славнефти», «Сибнефти» и «Сургутнефтегаза», расположенные в Башкортостане, Нижнем Новгороде, Перми, Ярославле, Омске и Киришах.
Как заявляют в ТНП, строительство начнется во второй половине нынешнего года. Обычно подобные работы занимают около трех лет. Однако в компании убеждены, что успеют запустить трубопровод в эксплуатацию к концу 2004 года. При этом в компании отмечают, что «само строительство не проблема, проблема — где найти деньги».
А денег, по экспертным оценкам, потребуется ни много ни мало $818 млн. Впрочем, называя эту сумму «проблемой», в «Транснефтепродукте» оговариваются, что деньги будут собраны своевременно и в полном объеме.
Государство оплатит не более 5% стоимости. В остальном «Транснефтепродукт» рассчитывает на инвестиционную составляющую, которая будет приплюсована к тарифам за прокачку нефтепродуктов по уже существующим нефтепродуктопроводам заинтересованными нефтяными компаниями. Кстати, именно так были собраны средства на строительство Балтийской системы.
Срок окупаемости «Северного проекта», если верить экспертам ТНП, составит около 3—4 лет, а это позволяет отнести его к категории суперрентабельных.

МИХАИЛ СИДОРОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK