Профиль

Архивная публикация 2006 года: "Будущий герой-2008"

У самого дорогого российского мультфильма — «Князь Владимир. Выбор» стоимостью $6 млн. — есть шанс стать самым успешным анимационным проектом в отечественном прокате. За последние три года на экраны страны вышли четыре полнометражных российских мультфильма. Большинство из них с треском провалилось в российском прокате: «Алеша Попович и Тугарин Змей» с бюджетом в $1,6 млн. с трудом выручил $1,7 млн., аналогичный по стоимости «Карлик Нос» собрал всего $700 тыс., «Незнайка и Баррабасс» (бюджет $3,5 млн.) вообще поставил антирекорд сборов — $400 тыс. «Щелкунчик» (бюджет $4 млн.) на январь 2006 года собрал по всему миру $10 млн. А в российском прокате всего $800 тыс.

«Князь Владимир» на этом фоне выглядит весьма достойно — около $2 млн. за первый week-end проката. Еще не зная кассовых сборов от первой части, создатели мультфильма уже запланировали на 2008 год премьеру второй — «Князь Владимир. Подвиг». Говорят, начали снимать в 1999-м и за семь лет нарисовали столько, что хватило на две серии. Впрочем, если вдуматься — 2008 год, Владимир, подвиг — на это никаких денег не жалко.

Хотя результат «Князя Владимира» – далеко не предел. Полнометражный голливудский «Мадагаскар» с бюджетом $61 млн. собрал в российском прокате $8,3 млн. (мировые сборы превысили $525 млн.) «Мадагаскар» победил предыдущего рекордсмена — мультфильм «Шрек-2» (бюджет $75 млн.) и в России, и в мире ($5,6 млн. и $907, 3 млн. соответственно). Еще один лидер мирового проката, мультфильм «Подводная братва» (бюджет — $75 млн., мировой прокат — $318,2 млн.), в России собрал $5,38 млн.

Полтора года назад продюсер мультфильма, гендиректор кинокомпании «Солнечный дом» Андрей Добрунов оценивал бюджет фильма в $3 млн. (нынешняя цифра, с учетом затрат на рекламу, — $6 млн.). Это много или мало? «Бюджеты приличной анимации начинаются на Западе от $25 млн., — говорит режиссер и аниматор Святослав Ушаков, работавший в конце 90-х годов в голливудской студии Cartoon Network. — Американцы не понимают, когда им говорят, что «полный метр» в России можно сделать за $3 млн.» При этом в Голливуде стараются экономить. «Голливудские аниматоры разрабатывают только ключевые движения, а остальное делают в Корее, — говорит Ушаков. — На огромных заводах сидят люди и с бешеной скоростью гонят всю прорисовку за небольшие деньги».

Считается, что российские аниматоры талантливые, как в Голливуде, и дешевые, как в Корее. Это правда, но с одним уточнением: их, говоря словами Пушкина, «мало, да и тех нет». «Дефицит профессионалов всех звеньев — продюсеров, режиссеров, сценаристов. Не хватает и хороших мультипликаторов, чувствующих жест, и актеров-аниматоров», — считает режиссер-аниматор Федор Хитрук, снявший знаменитого «Винни Пуха».

Андрей Добрунов добавляет: «Для работы над «Князем Владимиром» одних мультипликаторов понадобилось не меньше ста человек. Найти грамотных профессионалов, владеющих современными технологиями, не так просто». Отечественная анимация серьезно пострадала в начале 1990-х годов, когда разрушилась система проката мультфильмов.

«Очень много профессионалов уехали на Запад, и я в том числе, — подтверждает Святослав Ушаков. — Работая на студии «Пилот», я вдруг отчетливо понял, что мы делаем мультфильмы ни для кого. Единственное место, где можно показать свой шедевр, — это анимационные фестивали-междусобойчики. В голливудских студиях сейчас работают чуть ли не 20% наших специалистов. Я получал $1,5 тыс. в неделю плюс квартира за счет компании и все страховки — мне, ребенку, жене. Следующие поколения мультипликаторов тоже уедут, если не появится грамотная прокатная схема».

На только что прошедшем в Суздале XI Открытом российском фестивале анимационного кино его президент и руководитель студии «Пилот» Александр Татарский заявил, что сумма, отпущенная Федеральным агентством по культуре и кинематографии на всю российскую анимацию в прошлом году, равнялась «шестой части бюджета «Шрека» — около $10 млн.

Нехитрая арифметика: этих денег хватит на двух «Князей Владимиров» или на 20 серий «Ну, погоди!» (госдотации выделяются из расчета $8 тыс. за минуту мультфильма). В Суздале режиссер Алексей Котеночкин, сын создателя знаменитого мультсериала «Ну, погоди!» Вячеслава Котеночкина, представил 19-ю серию про Зайца и Волка. «Стоимость серии около $100 тыс., — говорит он, — что практически соответствует госрасценкам. Но это совсем немного, если учесть, что над серией работает штат из 50 человек. И чтобы адекватно оплатить такую квалифицированную работу, нужно не меньше $250 тыс. А отбить такие деньги продюсерам не на чем».

Короткометражные мультфильмы — продукт не коммерческий, они финансируются либо государством, либо спонсорами. 19-я и 20-я серии «Ну, погоди!», например, создавалась на деньги сети магазинов «Пятерочка». Но это, скорее, исключение.

«В Штатах есть где показывать анимацию — сети кинотеатров, детские каналы. А у нас нет ни того ни другого, разве что на кабельном телевидении, но у него аудитория не больше миллиона», — поясняет Святослав Ушаков.

«На «НТВ-Плюс» — несколько детских каналов, — поясняет программный директор «НТВ-Плюс» Станислав Прибылов. — Канал «Детский мир» целый день до 21.00 показывает классику отечественного детского кино и нашу мультипликацию. Есть еще каналы Nickelodeon, Cartoon Network, на которых идут европейские и американские мультфильмы. Мы можем себе позволить детское кино, потому что каналы — платные. У них 0,5 млн. абонентов, и приблизительно 1,5 млн. зрителей. Наши исследования показали, что наличие детских каналов — это один из двигателей подписки на кабельное телевидение».

В советские времена существовали специальные мультзалы, например, в кинотеатрах «Россия» (ныне — «Пушкинский») и «Баррикады». В 2003 году кинотеатр «Баррикады» снова открылся после реконструкции и стал обычным кинотеатром. «Короткометражные мультфильмы совершенно негде показывать. Даже по телевидению идут в основном американские анимационные сериалы», — подтверждает Котеночкин. Уже готова следующая, 20-я серия «Ну, погоди!», но где и когда ее смотреть, неизвестно. «Продолжение сериала должно было демонстрироваться по одному из центральных каналов, но переговоры зашли в тупик», — поясняет Котеночкин. «Ни один канал не выполняет прописанный в законе о СМИ норматив на детское вещание — 7—10% от общего времени. От силы — 2—4%, — говорит продюсер кинокомпании «Аргус» Владимир Репин, создатель «Щелкунчика». — Не выгодно, потому что тот же закон запрещает в детских передачах рекламные блоки. Хотя производителей детских товаров у нас хватает».

«Рекламу нельзя ставить внутри детских передач, а вокруг — до и после — можно, поэтому показ недорогих американских мультфильмов для канала не убыточен, — говорит программный менеджер канала СТС и «Домашний» Анастасия Бялобжеская. — Не выгодно производство детских передач, которое не окупится без рекламных денег. Оно у нас сейчас на нуле, и это обидно».

На Западе окупить затраты на создание анимационного фильма и даже заработать помогает сувенирная рекламная продукция. Голливудский аниматор, создавая образ, помнит завет продюсера — персонаж должен хорошо смотреться в виде игрушки. Иначе придется рисовать другого.

Первые шаги в этом направлении предприняла компания по производству игрушек «Элизиум». Она презентовала на прошлой неделе белого медвежонка Эльку, главного героя полнометражного анимационного одноименного фильма (бюджет $3 млн.), первая часть которого выйдет на экраны в мае 2006 года. По словам гендиректора компании «Элизиум» и продюсера проекта Михаила Энтина, предполагается наладить выпуск товаров, рекламирующих мультфильм, — детские вещи с изображением героев, шоколадные яйца, напитки, мягкие и пластмассовые игрушки и даже паззлы. «У наших детей, к сожалению, сейчас нет новых героев, — считает Энтин. — Основная цель данного проекта — способствовать возрождению отечественной анимации».

Из российских мультгероев коммерческая судьба есть, пожалуй, только у Чебурашки, символа олимпийской сборной России.

Впрочем, создатель образа Чебурашки аниматор Леонид Шварцман не имеет на своего героя никаких прав, они принадлежат писателю Эдуарду Успенскому, который запатентовал на свое имя не только литературный, но и художественный образ Чебурашки.

Самое читаемое
Exit mobile version