Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Был или не был?"

В своем новом фильме «Аноним» режиссер Рональд Эммерих отказывает Шекспиру в авторстве бессмертных произведений.   Режиссер Рональд Эммерих не раз уничтожал мир. По крайней мере на экране. В «Дне независимости» человечество едва не поработили пришельцы. «Послезавтра» и «2012» грозили экологическими катастрофами вселенского масштаба. На сей раз он изменил себе и снял почти камерную историческую драму «Аноним» о реальной фигуре, стоящей за именем «Шекспир». В российский прокат картина выходит 17 ноября. После просмотра фильма на берегах туманного Альбиона вокруг «Анонима» разгорелись страсти, достойные пера великого драматурга. «Профиль» поинтересовался у Рональда ЭММЕРИХА, чем ему не угодил Шекспир и за что он так не любит мир в целом.
   
   — Рональд, вы не боитесь, что после «Анонима» вам будут отказывать в британской визе?
   — (Смеется.) Я подумал: лично мне терять нечего. А вот тем, кто живет за счет мифов и легенд вокруг человека из Стратфорда (именно так я называю Шекспира), стоит опасаться. Вы в курсе, что существует целый фонд, занимающийся вопросами традиционной биографии автора? В нем состоит огромное количество человек. Но, признаться, бурная реакция британского общества меня удивила. Идея, высказанная в «Анониме», не слишком нова. Британские филологи уже давно с пеной у рта обсуждают: а был ли автор? Вернее, кто в действительности написал знаменитые пьесы и сонеты: бывший лицедей или некто другой. Являясь особой королевских кровей, наш граф Оксфордский не мог позволить себе такой роскоши, как сочинительство. Вот ему и потребовался тот самый аноним — маска, за которой легко спрятаться. Начинающий и дерзкий исполнитель Уильям Шекспир справился с задачей блестяще. Я ничего не знал об этом историческом споре, но, прочтя сценарий много лет назад, проделал массу изысканий… Вы, например, знаете, что, согласно одной из существующих теорий, автор «Ромео и Джульетты» не умел писать? Не утверждаю, что великие произведения вышли из-под пера именно графа Оксфордского. Были и другие кандидаты, но в моей версии фигурирует именно он. Благородный отшельник, прекрасно образованная личность, граф, в частности, был знаком с произведениями итальянских драматургов, без понимания которых невозможно было бы написать все то, что он создал. Ходили слухи, что он был любовником королевы-девственницы Елизаветы. В общем, всем прекрасен. В нашей картине его блестяще сыграл Рис Иванс.
   — Тем не менее вы не опасаетесь, что миллионы людей, незнакомых с литературными баталиями, но впитывающих массовую культуру с экрана, сойдутся в единодушном мнении, будто Шекспир — всего лишь маска?
   — Я старался сделать картину о великих произведениях, жестоких политических играх того времени, коварных придворных интригах. В фильме очень часто цитируются фрагменты из бессмертных пьес, сонетов. Это то, что волнует меня сейчас. Верить ли всему происходящему на экране — пусть каждый человек решает для себя сам. Но хотел бы особо подчеркнуть свою авторскую позицию: если мы приписываем графу Оксфордскому ложные заслуги, то человек из Стратфорда недостоин их вовсе.
   — Как вам работалось с английскими актерами? Вы ведь привыкли к голливудским исполнителям?
   — Более чем комфортно. Актеры появляются на площадке без опозданий, роли знают назубок. Ни великая Ванесса Редгрейв, ни Дэвид Тьюлис не выпячивали свое эго, хвастаясь заслугами. Не слышал от них ни капризов по поводу графика, ни глупых дополнительных требований или бытовых жалоб, что частенько случается в процессе работы с известными американцами. А уж как британцы контролируют свои эмоции — уму непостижимо. Что ж, наверное, дело в том, что почти у каждого из тамошних лицедеев за плечами театральная школа.
   — Формально «Аноним» — это драма. А от вас обычно ждут фильмов-катастроф.
   — У «Анонима» есть свой размах — хотя бы в выборе темы. Но вы правы, я погрузился в несвойственную для себя атмосферу. Дело вроде бы привычное. Что здесь нового: вот камера, вот группа, ожидающая указаний, — все, кажется, как всегда. Но нет. В первую очередь потому, что больше времени пришлось уделить именно актерам. Скажу откровенно: блокбастеры могут надоесть. Сегодня, заканчивая очередной большой фильм, я с ужасом считаю дни до начала съемок экшн-сцен и работы над спецэффектами — это невыразимо скучно. В общем, опыт пришелся мне по душе. Хотя чего греха таить, некоторые сцены на фоне зеленого экрана есть и в «Анониме». К тому же бюджет был поскромнее, а следовательно, и ответственность. Определенно на «Анониме» я был более свободен от продюсерского и студийного диктата.
   — Как бы то ни было, лич-ную сверхзадачу вы выполни-ли. Если в очередной раз не разрушили мир, то развенчали миф. Откуда в вас такая страсть к уничтожению?
   — Впервые я задумался о конце света, прочитав сценарий «Дня независимости». Тот факт, что своеобразный апокалипсис наступит именно 4 июля (всеамериканский праздник — Днь независимости. — «Профиль»), был неоспорим — учитывая агрессивную внешнюю и внутреннюю политику США во всех областях, включая кинематограф. Сам я родился в Германии, и мне льстила идея показать, как от Белого дома остаются руины и летит в тартарары пресловутый американский образ жизни. Так я стал фанатом фильмов-катастроф. Впрочем, не спешите записывать меня в главные фаталисты кинематографа. И самое главное: не ждите, что именно завтра планету атакуют пришельцы, а год спустя снег пойдет в мае. В каждом новом фильме я стараюсь донести до зрителя какой-то более приземленный месседж, а не пророчествую. «Послезавтра» — лента об отношениях отцов и сыновей, «2012» — кино о человечности.
   — А как вы сами планируете встретить новый, 2012 год?
   — В Европе и США все чаще отмечают Рождество. Но если вы о том, купил ли я себе каюту в одном из Ноевых ковчегов, которые, не афишируя, строят сильные мира сего (тема предыдущего произведения Эммериха — «2012»), то нет… денег бы не хватило.
   — Один из самых известных и кассовых ваших фильмов — «День независимости». Почему бы не снять продолжение?
   — Я вообще стараюсь держаться подальше от сиквелов. Всегда найдется интересный свежий проект. Но недавно обсуждал с Уиллом Смитом возможность сделать вторую часть «Дня независимости». Он, кажется, не прочь вновь спасти планету от вторжения злобных существ из космоса. Другое дело, что у Уилла на несколько лет вперед расписан график съемок.
   — Именно поэтому вы стараетесь не назначать на главные роли действующих звезд?
   — А вы думали, экономлю на гонораре? Нет, все дело в том, что мне комфортней с известными актерами, которые умеют играть. К тому же главная прелесть фильма-катастрофы заключается в том, что страшной угрозе противостоит обычный парень, а не медийный персонаж — как Дэннис Куэйд в «Послезавтра» или Джон Кьюсак в «2012». А если на экране появляется лицо Брюса Уиллиса или Арнольда Шварценеггера, то финал истории, согласитесь, в некотором роде запрограммирован.
   

   КСТАТИ
   СУЩЕСТВУЕТ ЦЕЛАЯ ШКОЛА антистратфордианцев. Сторонники этой теории уверены в том, что за именем Уильяма Шекспира стоял другой человек или вообще «группа товарищей». Авторство знаменитых пьес, комедий и сонетов приписывается графу Оксфордскому, графу Дарби или лорду Стренджу. Мол, те тонкости, с которыми драматург описывает представителей высшего общества, должны быть знакомы только человеку знатному. К тому же не существует документальных свидетельств, что Уильям Шекспир получил хотя бы какое-нибудь образование. Настораживает многих и поспешное решение автора завязать с писательским трудом и уехать в родной Стратфорд. Там он вкладывал изрядный капитал в скупку недвижимости и действительно ссужал деньги под проценты.

   
   

   ДОСЬЕ
   Рональд ЭММЕРИХ, режиссер
   РОДИЛСЯ 10 НОЯБРЯ 1955 ГОДА В ГЕРМАНИИ. УЧИЛ-СЯ В ИНСТИТУТЕ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ В МЮНХЕНЕ, В 1981 ГОДУ НАПИСАЛ СЦЕНАРИЙ И СНЯЛ СВОЮ ПЕРВУЮ ПОЛНОМЕТРАЖНУЮ КАРТИНУ НА АНГЛИЙСКОМ «ПРИНЦИП НОЕВА КОВЧЕГА», КОТОРАЯ СТАЛА ФИЛЬМОМ-ОТКРЫТИЕМ 34-ГО БЕРЛИНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ. В 1990-Х ЕГО ПРИГЛАСИЛИ В ГОЛЛИВУД, ГДЕ ОН НАЧАЛ УСПЕШНУЮ КАРЬЕРУ АВТОРА БЛОКБАСТЕРОВ.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK