Архивная публикация 2002 года: "ЦБ открывает границы"
Занавес! Эпоха имени Геращенко в жизни российского банковского сообщества закончилась. Что дальше?Наступают минуты прощания
Отставка самого авторитетного -- даже не в силу должности, а по причине "политической тяжеловесности" -- банкира страны порождает, несмотря на бесчисленное множество комментариев, всего два вопроса: "почему?" и "что дальше?".
Попытаемся ответить на них.
"Почему?" -- это, скорее, вопрос политический. И ответ на него нужно искать в рубрике "Главная тема".
А вот с ответом на второй вопрос несколько сложнее.
Во-первых, потому, что внятно и открыто обоснованных властью причин ухода Геращенко нет и, судя по всему, не будет. Никогда. Во-вторых -- и это уже из области домыслов, предположений и, если хотите, слухов -- причиной его досрочной (за пять месяцев до положенного по Конституции срока сложения полномочий) отставки могли стать только некие планы этой самой власти по изменению банковской политики. Иными словами, просто так в путинской России никого со столь высоких постов -- а пост председателя ЦБ очень высок -- не снимают. Значит, политика Виктора Геращенко не устраивала Кремль. Или, по крайней мере, перестала устраивать в последнее время.
Вся постсоветская банковская система, точнее -- ее создание, ассоциируется именно с Геращенко. При том, что в перерывах между многочисленными пришествиями Виктора Владимировича в ЦБ успевали "порулить" многие деятели, только Геращенко смог стать Гераклом -- самым независимым и главным банкиром страны, причем не только номинально, но и вполне реально. Прославившийся своим чувством юмора, Геращенко "шутя" вел самостоятельную игру -- будь то взаимоотношения с банковским сектором или кредитно-денежная политика.
Однако каким бы замечательным банкиром Геращенко ни был (а сомнений в его профессионализме никогда не возникало), эпоха харизматических государственных деятелей закончилась два года назад, с приходом к власти Владимира Путина. За это время полностью изменился имидж "топ-менеджера от государства". Путин набрал команду из неприметных, ровных и предельно упорных профессионалов -- не политических личностей, но как бы тщательно прописанных "функций от власти". Геращенко держался долго, но исход был предрешен -- в новой кадровой концепции власти он оказался чужим. Он выпадал из обоймы, и это "упущение" наконец поправили. Место Геракла занял Сергей Игнатьев -- практически не известный никому профессионал. Еще одна "функция".
Предположений относительно того, что именно будет менять в политике ЦБ его новый глава, можно делать много. Но самое честное в данном случае -- прямо сказать, что даже сам Игнатьев, скорее всего, пока не имеет четкой и по пунктам изложенной долгосрочной стратегии таких изменений.
Поэтому мы в своих прогнозах постараемся рассмотреть направления политики, проводившейся Банком России при Геращенко, и возможные их изменения при его преемнике.
Направления эти следующие. Во-первых, место Центробанка в определении макроэкономической стратегии (другими словами, на какие уступки пойдет Игнатьев в борьбе вокруг независимости ЦБ, которую столь ревностно отстаивал Геращенко). Во-вторых, реформа всей банковской системы, в том числе -- уже продекларированный выход государства из капитала двух крупнейших российских банков ("Сбера" и "Внешторга"). И, наконец, либерализация валютного законодательства.
Кто главнее всех на свете?
Первая и самая важная тема -- изменение статуса ЦБ.
По мнению опрошенных нами банкиров, новый закон о ЦБ -- ключевой вопрос во всей банковской реформе, столь активно обсуждаемой вот уже второй год.
Геращенко, как известно, последовательно отстаивал независимость своего ведомства. В новом "Законе о ЦБ", уже прошедшем первое чтение в Госдуме, полномочия Банка России предполагается существенно урезать. Авторы законопроекта намереваются добиться этого путем наделения уже давно существующего консультативного Национального банковского совета (НБС) контрольными функциями, а сам НБС, в свою очередь, поставить в фактическую зависимость от правительства и президентской администрации. Иными словами, ныне определяющий все вопросы стратегии и тактики совет директоров ЦБ должен поделиться своими полномочиями с Кремлем и Белым домом. И тогда регулярно возникавшие при Геращенко противоречия между ЦБ и правительством в определении курса национальной валюты, темпов инфляции, путей реформирования банковского сектора сойдут на нет. Просто потому, что в совет директоров Банка России сейчас можно попасть -- пройдя утверждение в Думе -- только по представлению главы ЦБ. А на назначение членов НБС, наделенного полномочиями надзорной по отношению к совету директоров инстанции, председатель ЦБ влиять никак не сможет.
То, что правительство с приходом в Центробанк Сергея Игнатьева может получить в лице НБС рычаг воздействия на Банк России, сомнений не вызывает. Ведь именно Игнатьев, будучи замминистра финансов, готовил соответствующие изменения в законодательстве.
Финансовая зачистка
Следующее направление в политике Банка России, которое может претерпеть существенные изменения с уходом Геращенко, -- уже давно обсуждаемая реформа всей отечественной банковской системы.
Геращенко был последовательным противником радикальных реформаторских инициатив, поддерживаемых наиболее влиятельной частью российского банковского сообщества в лице Российского союза промышленников и предпринимателей. Напомним, что в РСПП в прошлом году под руководством Александра Мамута были разработаны радикальные предложения по реформе российских банков. Эти предложения направлялись на решение двух основных задач. Первая -- жесткая "зачистка" среди мелких и средних банков путем резкого увеличения требований к их капиталу (с нынешних 5 млн. евро до 10 млн. евро). Прошедшие через эту "зачистку" банки предлагалось разделить на федеральные и региональные. Федеральные банки могли бы работать по всей стране. Региональные были бы ограничены в своей деятельности рамками одного или нескольких субъектов федерации.
Вторая решаемая в рамках реформы "по Мамуту" задача -- разрушение фактической монополии двух банков ("Сбера" и "Внешторга") в области работы с частными вкладчиками и в деле кредитования промышленности.
Напомним: пока ЦБ принадлежит 99% акций ВТБ и в Сбербанке -- 76%. Мамут предлагал эти акции продать. И это его стремление полностью совпадало с требованиями кредиторов России, например МВФ и Парижского клуба, которые они предъявляли нашему правительству.
Геращенко сумел противостоять этому варианту реформы и добиться принятия кабинетом министров такой стратегии преобразований в банковском секторе, которая фактически отдавала все полномочия по их реализации в руки председателя ЦБ. А заодно смог отнести решение судьбы двух крупнейших банков на гораздо более поздний, чем предлагал Мамут, срок (в отношении "Внешторга" -- на 2003-й, а "Сбера" -- на 2007 год).
Поэтому с уходом Геращенко многие российские и в особенности западные аналитики в унисон заговорили об ускорении темпов банковской реформы в России.
В чем это выразится?
Прежде всего, может быть ускорен выход государства в лице ЦБ из капитала Сбербанка и Внешторгбанка. Правда, новый глава ЦБ заявил пока лишь, что ВТБ будет продан в течение года, а участие государства в капитале Сбербанка на ближайшее время сохранится.
Как стало известно "Профилю", еще за неделю до отставки Геращенко Владимир Путин вызывал в Кремль главу Сбербанка Андрея Казьмина. На этой встрече Казьмину якобы пообещали, что контроль за "Сбером" останется у государства. По крайней мере до 2007 года. И это понятно, поскольку "Сбер" -- системообразующий банк, на нем "завязаны" деньги населения, крупные кредиты предприятиям. А потому резкие движения со Сбербанком могут просто подорвать и без того, мягко говоря, не слишком высокое доверие население к банковской системе как таковой.
Несколько другая ситуация со вторым крупным госбанком -- Внешторгбанком. С населением он не работает, и его продажа иностранцам (других претендентов попросту нет) активно обсуждается в правительстве еще с прошлого года. В частности, минувшей зимой планировалось продать 20% акций Внешторгбанка ЕБРР за $300 млн. Тогда ЦБ и правительство спорили, кто будет выступать продавцом и, соответственно, получит деньги.
Сейчас -- после ухода Геращенко -- подобных споров между ЦБ и правительством ожидать не стоит. Они будут совместно, без конфликтов на публике решать, кому, как и за сколько продавать ВТБ.
Так что уход ЦБ из Внешторгбанка -- дело решенное.
Теперь о другом аспекте банковской реформы -- судьбе мелких и средних банков. Сейчас в России существует около 1300 банков. Из них всего 200 располагает капиталом, превышающим 300 млн. рублей ($10 млн.) По западным меркам -- это "копейки". Геращенко ужесточал нормативы для вновь образующихся банков, однако делал это постепенно, стараясь не трогать банки уже существующие. Игнатьев же может поднять нормативы -- то есть начать реализовывать вариант реформы "по Мамуту". По некоторым сведениям, это вполне совпадает с планами правительства.
Либеральные потуги
Еще одно вероятное изменение в политике ЦБ, обусловленное отставкой Геращенко, -- либерализация валютного регулирования, чего банкиры требовали от правительства в течение всего прошлого года. В первую очередь это касается отмены валютного контроля и обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Геращенко, как известно, выступал резко против этих нововведений. А вот новый председатель ЦБ Сергей Игнатьев уже высказался за послабления в валютном регулировании.
Так, в частности, по его словам, в течение пяти лет будут отменены и обязательная продажа валютной выручки экспортерами (сейчас 50%), и валютный контроль, позволяющий отслеживать денежные потоки банков и операции их клиентов за рубежом.
Насколько реально банки станут более свободными, покажет время. Не стоит, правда, забывать, что с начала марта этого года работает финансовая разведка, куда банки просто обязаны сообщать сведения о своих клиентах. Так что пока банкам вряд ли стоит обольщаться. Правительству куда важнее будет сделать "хорошую мину" перед Западом, продекларировать, что либерализация банковского сектора идет, чем осуществить либерализацию на практике. Сейчас, когда Россия активно стремится в ВТО, это важно. И почему бы для достижения поставленной цели немного не поиграть в либерализм? Так что как минимум одно "доброе дело" отставка Виктора Геращенко сделает.
Самые "клиентские" банки (на 1 февраля 2002 года)
Занавес! Эпоха имени Геращенко в жизни российского банковского сообщества закончилась. Что дальше?Наступают минуты прощания
Отставка самого авторитетного -- даже не в силу должности, а по причине "политической тяжеловесности" -- банкира страны порождает, несмотря на бесчисленное множество комментариев, всего два вопроса: "почему?" и "что дальше?".
Попытаемся ответить на них.
"Почему?" -- это, скорее, вопрос политический. И ответ на него нужно искать в рубрике "Главная тема".
А вот с ответом на второй вопрос несколько сложнее.
Во-первых, потому, что внятно и открыто обоснованных властью причин ухода Геращенко нет и, судя по всему, не будет. Никогда. Во-вторых -- и это уже из области домыслов, предположений и, если хотите, слухов -- причиной его досрочной (за пять месяцев до положенного по Конституции срока сложения полномочий) отставки могли стать только некие планы этой самой власти по изменению банковской политики. Иными словами, просто так в путинской России никого со столь высоких постов -- а пост председателя ЦБ очень высок -- не снимают. Значит, политика Виктора Геращенко не устраивала Кремль. Или, по крайней мере, перестала устраивать в последнее время.
Вся постсоветская банковская система, точнее -- ее создание, ассоциируется именно с Геращенко. При том, что в перерывах между многочисленными пришествиями Виктора Владимировича в ЦБ успевали "порулить" многие деятели, только Геращенко смог стать Гераклом -- самым независимым и главным банкиром страны, причем не только номинально, но и вполне реально. Прославившийся своим чувством юмора, Геращенко "шутя" вел самостоятельную игру -- будь то взаимоотношения с банковским сектором или кредитно-денежная политика.
Однако каким бы замечательным банкиром Геращенко ни был (а сомнений в его профессионализме никогда не возникало), эпоха харизматических государственных деятелей закончилась два года назад, с приходом к власти Владимира Путина. За это время полностью изменился имидж "топ-менеджера от государства". Путин набрал команду из неприметных, ровных и предельно упорных профессионалов -- не политических личностей, но как бы тщательно прописанных "функций от власти". Геращенко держался долго, но исход был предрешен -- в новой кадровой концепции власти он оказался чужим. Он выпадал из обоймы, и это "упущение" наконец поправили. Место Геракла занял Сергей Игнатьев -- практически не известный никому профессионал. Еще одна "функция".
Предположений относительно того, что именно будет менять в политике ЦБ его новый глава, можно делать много. Но самое честное в данном случае -- прямо сказать, что даже сам Игнатьев, скорее всего, пока не имеет четкой и по пунктам изложенной долгосрочной стратегии таких изменений.
Поэтому мы в своих прогнозах постараемся рассмотреть направления политики, проводившейся Банком России при Геращенко, и возможные их изменения при его преемнике.
Направления эти следующие. Во-первых, место Центробанка в определении макроэкономической стратегии (другими словами, на какие уступки пойдет Игнатьев в борьбе вокруг независимости ЦБ, которую столь ревностно отстаивал Геращенко). Во-вторых, реформа всей банковской системы, в том числе -- уже продекларированный выход государства из капитала двух крупнейших российских банков ("Сбера" и "Внешторга"). И, наконец, либерализация валютного законодательства.
Кто главнее всех на свете?
Первая и самая важная тема -- изменение статуса ЦБ.
По мнению опрошенных нами банкиров, новый закон о ЦБ -- ключевой вопрос во всей банковской реформе, столь активно обсуждаемой вот уже второй год.
Геращенко, как известно, последовательно отстаивал независимость своего ведомства. В новом "Законе о ЦБ", уже прошедшем первое чтение в Госдуме, полномочия Банка России предполагается существенно урезать. Авторы законопроекта намереваются добиться этого путем наделения уже давно существующего консультативного Национального банковского совета (НБС) контрольными функциями, а сам НБС, в свою очередь, поставить в фактическую зависимость от правительства и президентской администрации. Иными словами, ныне определяющий все вопросы стратегии и тактики совет директоров ЦБ должен поделиться своими полномочиями с Кремлем и Белым домом. И тогда регулярно возникавшие при Геращенко противоречия между ЦБ и правительством в определении курса национальной валюты, темпов инфляции, путей реформирования банковского сектора сойдут на нет. Просто потому, что в совет директоров Банка России сейчас можно попасть -- пройдя утверждение в Думе -- только по представлению главы ЦБ. А на назначение членов НБС, наделенного полномочиями надзорной по отношению к совету директоров инстанции, председатель ЦБ влиять никак не сможет.
То, что правительство с приходом в Центробанк Сергея Игнатьева может получить в лице НБС рычаг воздействия на Банк России, сомнений не вызывает. Ведь именно Игнатьев, будучи замминистра финансов, готовил соответствующие изменения в законодательстве.
Финансовая зачистка
Следующее направление в политике Банка России, которое может претерпеть существенные изменения с уходом Геращенко, -- уже давно обсуждаемая реформа всей отечественной банковской системы.
Геращенко был последовательным противником радикальных реформаторских инициатив, поддерживаемых наиболее влиятельной частью российского банковского сообщества в лице Российского союза промышленников и предпринимателей. Напомним, что в РСПП в прошлом году под руководством Александра Мамута были разработаны радикальные предложения по реформе российских банков. Эти предложения направлялись на решение двух основных задач. Первая -- жесткая "зачистка" среди мелких и средних банков путем резкого увеличения требований к их капиталу (с нынешних 5 млн. евро до 10 млн. евро). Прошедшие через эту "зачистку" банки предлагалось разделить на федеральные и региональные. Федеральные банки могли бы работать по всей стране. Региональные были бы ограничены в своей деятельности рамками одного или нескольких субъектов федерации.
Вторая решаемая в рамках реформы "по Мамуту" задача -- разрушение фактической монополии двух банков ("Сбера" и "Внешторга") в области работы с частными вкладчиками и в деле кредитования промышленности.
Напомним: пока ЦБ принадлежит 99% акций ВТБ и в Сбербанке -- 76%. Мамут предлагал эти акции продать. И это его стремление полностью совпадало с требованиями кредиторов России, например МВФ и Парижского клуба, которые они предъявляли нашему правительству.
Геращенко сумел противостоять этому варианту реформы и добиться принятия кабинетом министров такой стратегии преобразований в банковском секторе, которая фактически отдавала все полномочия по их реализации в руки председателя ЦБ. А заодно смог отнести решение судьбы двух крупнейших банков на гораздо более поздний, чем предлагал Мамут, срок (в отношении "Внешторга" -- на 2003-й, а "Сбера" -- на 2007 год).
Поэтому с уходом Геращенко многие российские и в особенности западные аналитики в унисон заговорили об ускорении темпов банковской реформы в России.
В чем это выразится?
Прежде всего, может быть ускорен выход государства в лице ЦБ из капитала Сбербанка и Внешторгбанка. Правда, новый глава ЦБ заявил пока лишь, что ВТБ будет продан в течение года, а участие государства в капитале Сбербанка на ближайшее время сохранится.
Как стало известно "Профилю", еще за неделю до отставки Геращенко Владимир Путин вызывал в Кремль главу Сбербанка Андрея Казьмина. На этой встрече Казьмину якобы пообещали, что контроль за "Сбером" останется у государства. По крайней мере до 2007 года. И это понятно, поскольку "Сбер" -- системообразующий банк, на нем "завязаны" деньги населения, крупные кредиты предприятиям. А потому резкие движения со Сбербанком могут просто подорвать и без того, мягко говоря, не слишком высокое доверие население к банковской системе как таковой.
Несколько другая ситуация со вторым крупным госбанком -- Внешторгбанком. С населением он не работает, и его продажа иностранцам (других претендентов попросту нет) активно обсуждается в правительстве еще с прошлого года. В частности, минувшей зимой планировалось продать 20% акций Внешторгбанка ЕБРР за $300 млн. Тогда ЦБ и правительство спорили, кто будет выступать продавцом и, соответственно, получит деньги.
Сейчас -- после ухода Геращенко -- подобных споров между ЦБ и правительством ожидать не стоит. Они будут совместно, без конфликтов на публике решать, кому, как и за сколько продавать ВТБ.
Так что уход ЦБ из Внешторгбанка -- дело решенное.
Теперь о другом аспекте банковской реформы -- судьбе мелких и средних банков. Сейчас в России существует около 1300 банков. Из них всего 200 располагает капиталом, превышающим 300 млн. рублей ($10 млн.) По западным меркам -- это "копейки". Геращенко ужесточал нормативы для вновь образующихся банков, однако делал это постепенно, стараясь не трогать банки уже существующие. Игнатьев же может поднять нормативы -- то есть начать реализовывать вариант реформы "по Мамуту". По некоторым сведениям, это вполне совпадает с планами правительства.
Либеральные потуги
Еще одно вероятное изменение в политике ЦБ, обусловленное отставкой Геращенко, -- либерализация валютного регулирования, чего банкиры требовали от правительства в течение всего прошлого года. В первую очередь это касается отмены валютного контроля и обязательной продажи валютной выручки экспортерами. Геращенко, как известно, выступал резко против этих нововведений. А вот новый председатель ЦБ Сергей Игнатьев уже высказался за послабления в валютном регулировании.
Так, в частности, по его словам, в течение пяти лет будут отменены и обязательная продажа валютной выручки экспортерами (сейчас 50%), и валютный контроль, позволяющий отслеживать денежные потоки банков и операции их клиентов за рубежом.
Насколько реально банки станут более свободными, покажет время. Не стоит, правда, забывать, что с начала марта этого года работает финансовая разведка, куда банки просто обязаны сообщать сведения о своих клиентах. Так что пока банкам вряд ли стоит обольщаться. Правительству куда важнее будет сделать "хорошую мину" перед Западом, продекларировать, что либерализация банковского сектора идет, чем осуществить либерализацию на практике. Сейчас, когда Россия активно стремится в ВТО, это важно. И почему бы для достижения поставленной цели немного не поиграть в либерализм? Так что как минимум одно "доброе дело" отставка Виктора Геращенко сделает.
Самые "клиентские" банки (на 1 февраля 2002 года)
Место | Банк | Средства на счетах клиентов (тыс. руб) |
---|---|---|
1 | СБЕРБАНК РОССИИ | 106 769 556 |
2 | СУРГУТНЕФТЕГАЗБАНК | 50 290 787 |
3 | ГАЗПРОМБАНК | 48 208 934 |
4 | РОСБАНК | 36 641 351 |
5 | ВНЕШТОРГБАНК | 27 813 683 |
6 | ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ | 26 185 529 |
7 | АЛЬФА-БАНК | 25 143 926 |
8 | БАНК МОСКВЫ | 18 856 803 |
9 | "МЕНАТЕП САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" | 15 212 253 |
10 | ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ | 10 068 040 |
11 | БИН | 8 791 846 |
12 | МДМ-БАНК | 7 432 625 |
13 | ТРАНСКРЕДИТБАНК | 7 034 007 |
14 | "ПЕТРОКОММЕРЦ" | 6 795 555 |
15 | МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ | 6 646 363 |
16 | "ЗЕНИТ" | 6 019 962 |
17 | "УРАЛСИБ" | 5 796 875 |
18 | РОССЕЛЬХОЗБАНК | 5 707 481 |
19 | МОСКОВСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ | 5 659 540 |
20 | "ВОЗРОЖДЕНИЕ" | 4 725 369 |
Самые кредитующие банки (на 1 февраля 2002 года)
Место | Банк | Общая сумма кредитов (тыс. руб.) |
---|---|---|
1 | СБЕРБАНК РОССИИ | 416 693 400 |
2 | АЛЬФА-БАНК | 66 342 165 |
3 | ВНЕШТОРГБАНК | 65 621 830 |
4 | ГАЗПРОМБАНК | 54 234 519 |
5 | МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ | 46 832 037 |
6 | РОСБАНК | 35 815 004 |
7 | БАНК МОСКВЫ | 28 244 256 |
8 | "МЕНАТЕП САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" | 17 893 202 |
9 | МДМ-БАНК | 17 850 170 |
10 | ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ | 15 710 966 |
11 | "ГЛОБЭКС" | 15 057 270 |
12 | ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ | 13 878 608 |
13 | СОБИНБАНК | 11 806 908 |
14 | "УРАЛСИБ" | 11 703 718 |
15 | БИН-БАНК | 11 088 579 |
16 | ГУТА-БАНК | 10 488 874 |
17 | АВТОБАНК | 8 753 981 |
18 | "ВОЗРОЖДЕНИЕ" | 8 344 693 |
19 | "ЗЕНИТ" | 8 295 269 |
20 | "ПЕТРОКОММЕРЦ" | 8 259 291 |
Самые убыточные банки (на 1 февраля 2002 года)
Место | Банк | Убыток (тыс. руб.) |
---|---|---|
1 | СБС-АГРО | -2 110 601 |
2 | МДМ-БАНК | -107 755 |
3 | ГУТА-БАНК | -43 320 |
4 | "ИМПЕРИАЛ" | -31 758 |
5 | РУССКО-ГЕРМАНСКИЙ ТОРГОВЫЙ БАНК А.О. | -13 270 |
6 | МИ-БАНК | -7 509 |
7 | МЕСТБАНК | -7 134 |
8 | САХАДАЙМОНДБАНК | -6 675 |
9 | "ВИЗАВИ" | -6 612 |
10 | "АНАПА-ИНВЕСТ" | -6 308 |
11 | "БФГ-КРЕДИТ" | -6 265 |
12 | НБД-БАНК | -5 923 |
13 | РУССЛАВБАНК | -5 101 |
14 | НЕФТЕПРОМБАНК | -4 892 |
15 | СИАБ | -4 683 |
16 | БПФ | -4 274 |
17 | СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ | -3 973 |
18 | ОРГБАНК | -3 841 |
19 | РОСБАНК | -3 718 |
20 | СИБИРСКОЕ ОБЩЕСТВО ВЗАИМНОГО КРЕДИТА | -3 717 |
Банки, которые приобрели больше всего ценных бумаг и долговых обязательств (на 1 февраля 2002 года)
Место | Банк | Город | Общая сумма вложений в ценные бумаги (тыс. руб.) | Государственные обязательства внешние (тыс. руб.) | Государственные обязательства внутренние (тыс. руб.) | Долговые обязательства банков (тыс. руб.) | Долговые обязательства нерезидентов (тыс. руб.) | Прочие долговые обязательства (тыс. руб.) | Акции банков (тыс. руб.) | Акции нерезидентов (тыс. руб.) | Корпоративные акции (тыс. руб.) | Доля инвестиционных вложений (в %) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | СБЕРБАНК РОССИИ | Москва | 223 859 758 | 125 557 622 | 93 480 314 | 0 | 0 | 2 444 327 | 17 931 | 4 121 | 2 355 443 | 7,9 |
2 | ВНЕШТОРГБАНК | Москва | 52 552 718 | 42 761 955 | 562 815 | 0 | 0 | 1 457 521 | 64 202 | 41 286 | 7 664 939 | 72,0 |
3 | БАНК МОСКВЫ | Москва | 12 882 497 | 12 288 785 | 79 721 | 0 | 0 | 314 290 | 1 324 | 36 | 198 341 | 0,2 |
4 | ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ | Москва | 6 591 495 | 3 425 432 | 234 682 | 0 | 1 624 625 | 593 128 | 37 718 | 0 | 675 910 | 27,6 |
5 | НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ | Москва | 5 939 742 | 690 219 | 103 773 | 4 350 | 2 562 758 | 481 102 | 84 333 | 3 239 | 2 009 968 | 3,5 |
6 | ГАЗПРОМБАНК | Москва | 5 322 457 | 2 861 761 | 92 917 | 0 | 0 | 4 992 | 30 110 | 58 | 2 332 619 | 17,3 |
7 | "ЕВРОФИНАНС" | Москва | 5 196 048 | 4 724 451 | 280 093 | 0 | 0 | 16 865 | 0 | 362 | 174 277 | 6,9 |
8 | ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ | С-Петербург | 4 365 407 | 1 789 477 | 1 291 495 | 49 993 | 0 | 1 075 781 | 7 348 | 274 | 151 039 | 7,0 |
9 | НОМОС-БАНК | Москва | 3 904 285 | 3 619 628 | 51 429 | 0 | 0 | 141 465 | 0 | 0 | 91 763 | 0,6 |
10 | "УРАЛСИБ" | Уфа | 3 130 268 | 1 728 832 | 887 521 | 0 | 0 | 137 518 | 22 064 | 42 | 354 291 | 12,4 |
11 | РОСБАНК | Москва | 3 095 542 | 531 855 | 339 815 | 0 | 0 | 714 925 | 69 140 | 0 | 1 439 807 | 10,6 |
12 | АВТОБАНК | Москва | 2 002 856 | 1 265 164 | 419 285 | 42 142 | 0 | 226 076 | 7 339 | 290 | 42 560 | 6,2 |
13 | МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ | Москва | 1 757 546 | 17 331 | 17 442 | 14 999 | 0 | 158 256 | 9 146 | 72 | 1 540 300 | 1,7 |
14 | МДМ-БАНК | Москва | 1 707 357 | 300 399 | 304 883 | 970 | 0 | 552 831 | 75 166 | 0 | 473 108 | 0,0 |
15 | МОСКОВСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ | Москва | 1 701 403 | 1 270 830 | 30 540 | 0 | 0 | 399 769 | 0 | 40 | 224 | 0,0 |
16 | РОССИЙСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ | Москва | 1 663 782 | 62 026 | 1 005 207 | 270 769 | 0 | 325 780 | 0 | 0 | 0 | 26,0 |
17 | "СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АЛЬЯНС" | Москва | 1 618 636 | 552 963 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 43 | 1 065 630 | 0,0 |
18 | "НИКОЙЛ" | Москва | 1 591 206 | 38 056 | 78 693 | 56 663 | 0 | 253 636 | 1 | 57 | 1 164 100 | 4,0 |
19 | МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК САНКТ-ПЕТЕРБУРГА | С-Петербург | 1 470 242 | 1 076 205 | 2 | 0 | 0 | 381 954 | 28 | 0 | 12 053 | 18,1 |
20 | АЛЬФА-БАНК | Москва | 1 427 890 | 509 739 | 0 | 0 | 0 | 890 471 | 0 | 388 | 27 292 | 0,2 |
Банки получившие кредиты от ЦБ РФ (на 1 февраля 2002 года)
Место | Банк | Общая сумма кредитов (тыс. руб.) | Доля в суммарных об-вах (%) |
---|---|---|---|
1 | ВНЕШТОРГБАНК | 34 305 616 | 34,3 |
2 | РОСБАНК | 2 147 950 | 3,7 |
3 | АВТОБАНК | 1 800 000 | 12,5 |
4 | "ВОЗРОЖДЕНИЕ" | 800 000 | 6,5 |
5 | РОСЭКСИМБАНК | 306 850 | 24,7 |
6 | ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ | 35 197 | 0,1 |
7 | ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ | 35 093 | 0,1 |
8 | "СОЛИДАРНОСТЬ" | 6 958 | 0,4 |
9 | ПЕРВЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ | 4 565 | 0,7 |
10 | "АЛЬБА АЛЬЯНС" | 2 515 | 0,2 |
Банки, которые привлекли больше всего частных вкладов (на 1 февраля 2002 года)
Место | Банк | Частные вклады (тыс. руб.) | Доля в суммарных об-вах (%) |
---|---|---|---|
1 | СБЕРБАНК РОССИИ | 506 128 431 | 72,4 |
2 | АЛЬФА-БАНК | 14 641 316 | 19,8 |
3 | ГАЗПРОМБАНК | 9 372 656 | 8,3 |
4 | БАНК МОСКВЫ | 8 478 096 | 13,3 |
5 | ВНЕШТОРГБАНК | 6 923 709 | 6,9 |
6 | РОСБАНК | 6 837 499 | 11,7 |
7 | ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ | 5 118 279 | 17,1 |
8 | АВТОБАНК | 4 704 635 | 32,6 |
9 | "МЕНАТЕП САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" | 4 069 307 | 14,1 |
10 | "УРАЛСИБ" | 3 791 212 | 19,2 |
11 | СУРГУТНЕФТЕГАЗБАНК | 3 109 739 | 5,8 |
12 | "ВОЗРОЖДЕНИЕ" | 3 103 876 | 25,4 |
13 | "ПЕТРОКОММЕРЦ" | 2 988 410 | 15,3 |
14 | ИМПЭКСБАНК | 2 452 041 | 28,0 |
15 | ПЕТРОВСКИЙ НАРОДНЫЙ | 2 027 699 | 26,7 |
16 | "НИКОЙЛ" | 1 951 633 | 23,3 |
17 | ЗАПСИБКОМБАНК | 1 796 236 | 22,8 |
18 | МДМ-БАНК | 1 785 551 | 5,3 |
19 | "БАЛТИЙСКИЙ" | 1 740 721 | 36,5 |
20 | ГУТА-БАНК | 1 545 439 | 12,5 |
Самые прибыльные банки (на 1 февраля 2002 года)
Место | Банк | Прибыль (тыс. руб) |
---|---|---|
1 | СБЕРБАНК РОССИИ | 6 147 641 |
2 | ВНЕШТОРГБАНК | 3 123 514 |
3 | АЛЬФА-БАНК | 770 163 |
4 | ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ | 207 042 |
5 | ГАЗПРОМБАНК | 181 694 |
6 | БАНК МОСКВЫ | 160 925 |
7 | КОНВЕРСБАНК | 126 780 |
8 | ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ | 119 789 |
9 | "ЦЕНТРОКРЕДИТ" | 119 338 |
10 | "ЗЕНИТ" | 118 858 |
11 | "ПЕТРОКОММЕРЦ" | 109 139 |
12 | МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ | 100 627 |
13 | НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ БАНК | 100 178 |
14 | ПРОБИЗНЕСБАНК | 100 009 |
15 | АВТОБАНК | 93 962 |
16 | "СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АЛЬЯНС" | 78 739 |
17 | БИН | 62 547 |
18 | РОССЕЛЬХОЗБАНК | 59 673 |
19 | ПРОМСВЯЗЬБАНК | 58 923 |
20 | МИБ | 57 118 |
НАТАЛЬЯ РОМАНОВА
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».