Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Цель — два эсминца"

Нынешний год начался для российского ВПК крайне удачно: 3 января было подписано соглашение о поставке в Китай двух эсминцев. Контракт оценивается в $1,4 млрд. За то, кто будет «осваивать» эту сумму, развернулась борьба между двумя командами. Обе — «пропитерские».Пожалуй, никогда ранее российские экспортеры оружия и военной техники не испытывали такого подъема, как в последнее время. Вопреки устоявшейся традиции подводить итоги в феврале-марте, Владимир Путин еще накануне Нового года обнародовал официальную цифру объемов оружейного экспорта за минувший год: $4,4 млрд. «живой» валюты — больше, чем в любой год за последние 8 лет.
И вот еще один значительный успех. 3 января «Рособоронэкспорт» подписал очередной крупный контракт. В этот раз на поставку в Китай двух эсминцев проекта 956ЭМ (экспортный модернизированный).
По неофициальным данным, стоимость заказа, который должен быть выполнен за четыре года, составляет около $1,4 млрд. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не успели, как говорится, высохнуть чернила на подписях под контрактом, как за его выполнение развернулась настоящая борьба.
Еще 4 апреля — на этапе предконтрактной работы — Российское агентство по судостроению приняло решение, что строиться новые эсминцы для Китая будут на «Северной верфи» (Санкт-Петербург), где в рамках первого российско-китайского контракта уже были построены два таких эсминца.
Но такой расклад, вполне понятно, не устраивал конкурентов: Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград) и санкт-петербургский Балтийский завод.
В качестве «тяжелой артиллерии» был задействован руководитель президентской фракции «Единство» Госдумы Владимир Пехтин, за которым, как утверждают, стоит курирующий в правительстве ВПК вице-премьер Илья Клебанов. За несколько дней до подписания контракта, 25 декабря, за подписью Пехтина были разосланы депутатские запросы министру обороны, председателю Счетной палаты и многим другим высокопоставленным чиновникам с требованием разобраться, почему до сих пор не компенсированы госбюджету средства, израсходованные на строительство корпусов первых двух эсминцев, которые, как уже упоминалось, в 1997 году были переданы «Северной верфи» для их доводки и поставки в Китай. По утверждению Владимира Пехтина, госбюджет не получил за них $300 млн.
Руководство предприятия отвергает эти обвинения и утверждает, что никаких проблем во взаимоотношениях «Северной верфи» и Минобороны сегодня не существует. По словам представителей «Северной верфи», согласованная с Минобороной — и это подтверждают в аппарате начальника вооружений Минобороны — сумма компенсации составляет не $300 млн., а 180 млн. рублей (примерно $6 млн.). И ее перечислят в бюджет после того, как контракт будет считаться полностью реализованным. То есть в конце I квартала этого года.
Письмо возымело действие. Ранее, как уже говорилось, предполагалось, что строить эсминцы должна «Северная верфь». Теперь решено провести тендер на выполнение контракта — об этом заявил курирующий в правительстве ВПК вице-премьер Илья Клебанов. По неофициальным сведениям, в тендере кроме «Северной верфи» примут участие санкт-петербургский Балтийский завод и Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград).
Реальная борьба, скорее всего, развернется между первыми двумя фирмами. И хотя на Балтийском заводе эсминцы 956-го проекта ранее не строились, многие эксперты не исключают, что предпочтение может быть отдано ему. Дело здесь не в производственных мощностях предприятия (они выполнить контракт в срок вполне позволяют), а в возможности оказывать влияние на принятие решения. На сегодняшний день у генерального директора Балтийского завода Олега Шуляковского и гендиректора группы компаний «Ист-Полиметалл» Александра Несиса, владеющего контрольным пакетом акций ОАО «Балтийский завод», таких рычагов достаточно. По сведениям «Профиля», интересы именно этого предприятия отстаивают Пехтин и Клебанов.
Впрочем, исход борьбы еще не предрешен. Похоже, что «кандидатуру» «Северной верфи», руководимой Борисом Кузыком, давно и демонстративно подчеркивающим свою близость к президенту, поддерживает Михаил Касьянов. Последний в декабре присутствовал на закладке на «Северной верфи» многоцелевого корвета «Стерегущий» (проект 20 380) и назвал это событие знаковым, символизирующим начало модернизации Вооруженных сил России.
Кто в результате победит — станет ясно к концу февраля, когда должны быть подведены итоги тендера.

АЛЕКСАНДР КЛЕНОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK