24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Цены у фонтана"

Архивная публикация 2002 года: "Цены у фонтана"

Все счастливые семьи счастливы, в общем-то, по-разному. Все несчастливые, в общем-то, похожи друг на друга. Так говорил Лев Толстой. В российской экономике все с точностью до наоборот: все хорошие новости до неприличия похожи одна на другую, все плохие -- плохи по-разному.Самая хорошая экономическая новость прошлой недели до банальности знакома: снова растут цены на нефть. Более того, Россия впервые за последние 10 лет стала мировым лидером по добыче нефти, опередив (правда, всего лишь на 100 тыс. баррелей в сутки) Саудовскую Аравию. Совпадение этих двух событий, между прочим, довольно пикантно. В то время как страны ОПЕК, пытаясь (и, как показывает практика, небезуспешно) держать цены в рамках коридора $22--25 за баррель, сокращают добычу, Россия ее наращивает. Причем мировые цены от этого, как ни странно, не падают.
Добыча растет, но, по заявлению правительства, экспорт -- согласно договоренностям с той же ОПЕК -- не увеличивается. Неужели это означает, что наконец-то начался бурный промышленный рост и увеличилось внутреннее потребление нефти? Возможно, и так. Но скорее всего, российские нефтяники слегка "хулиганят" с отчетностью и попросту занижают показатели объемов реального экспорта. То есть, как и было заявлено сразу после 11 сентября, предоставляют Западу альтернативный неполиткорректным арабам источник сырья. И таким образом, как модно было писать в соцпартийных документах, "повышают экспортный потенциал страны и готовы занять лидирующие позиции в списке мировых экспортеров". Что, понятное дело, хорошо. Бюджетные показатели, как и в последние два года, будут перевыполнены. Дума станет активно претендовать на участие в разделе допдоходов, бюджетникам и военным опять повысят зарплаты, а пенсионерам -- пенсии. В экономике появится много денег, промышленность продолжит свой рост и т.д. и т.п. В общем, все у нас, господа, будет хорошо.
У нас -- это в смысле в экономике в целом. Однако, как говорится, дьявол прячется в деталях. На прошлой же неделе правительство оповестило своих граждан о том, что если в экономике все хорошо и у населения, может быть, появится больше денег, то им, гражданам, придется искать, куда эти деньги потратить. Так вот, правительство позаботилось о гражданах и избавило их от мучительных поисков. Искать не придется. Со следующего года существенно подорожают сигареты, пиво и водка, потому что Минфин предложил повысить на них акцизы. Причем предполагается подорожание, существенно превышающее уровень инфляции. Это означает, что даже с учетом индексации зарплат эти "предметы первой необходимости" станут обходиться потребителям дороже, чем сейчас. Понятно, что к борьбе с курением и пьянством такое повышение никакого отношения не имеет. Вспоминается старый анекдот, когда злой папа приходит домой и сообщает о подорожании водки. "Папа, ты что, теперь будешь меньше пить?" -- спрашивает его маленький сын. "Нет, -- отвечает папа, -- теперь ты будешь меньше есть".
Если в первом случае плохая новость заключается лишь в росте цен, которые никак не скажутся на качестве сигарет и пива, то следующая состоит в том, что автолюбители теперь будут ездить не только дороже, но и хуже. Правительство на прошлой неделе в очередной раз прислушалось к отечественному автолобби и ввело запретительные пошлины на иномарки старше 7 лет, причем с прицелом дальнейшего их увеличения и для более новых автомобилей. Правительство считает, что такие меры приведут к росту иностранных инвестиций в родной автопром. В перспективе -- лет через 5--10. А пока это означает, что гражданам придется пересаживаться на "Жигули", которые, естественно, тут же подорожают, так как избавятся от конкурентов в виде стареньких, но вполне качественных "фольксвагенов" и "тойот". Однако с сожалением стоит отметить, что качество наших ВАЗов вряд ли от этого возрастет. А скорее всего, еще и ухудшится. Ведь существенно увеличить объемы производства российские заводы не могут чисто технически, а дефицит и отсутствие конкуренции, как известно, никогда не приводили к улучшению качества.
Остается гордиться тем, что наш уровень расходов плавно приближается к европейскому. Правда, к уровню доходов это пока не относится. Но не все сразу. Ведь по пути к коммунизму, как известно, кормить не обещали.

Все счастливые семьи счастливы, в общем-то, по-разному. Все несчастливые, в общем-то, похожи друг на друга. Так говорил Лев Толстой. В российской экономике все с точностью до наоборот: все хорошие новости до неприличия похожи одна на другую, все плохие -- плохи по-разному.Самая хорошая экономическая новость прошлой недели до банальности знакома: снова растут цены на нефть. Более того, Россия впервые за последние 10 лет стала мировым лидером по добыче нефти, опередив (правда, всего лишь на 100 тыс. баррелей в сутки) Саудовскую Аравию. Совпадение этих двух событий, между прочим, довольно пикантно. В то время как страны ОПЕК, пытаясь (и, как показывает практика, небезуспешно) держать цены в рамках коридора $22--25 за баррель, сокращают добычу, Россия ее наращивает. Причем мировые цены от этого, как ни странно, не падают.

Добыча растет, но, по заявлению правительства, экспорт -- согласно договоренностям с той же ОПЕК -- не увеличивается. Неужели это означает, что наконец-то начался бурный промышленный рост и увеличилось внутреннее потребление нефти? Возможно, и так. Но скорее всего, российские нефтяники слегка "хулиганят" с отчетностью и попросту занижают показатели объемов реального экспорта. То есть, как и было заявлено сразу после 11 сентября, предоставляют Западу альтернативный неполиткорректным арабам источник сырья. И таким образом, как модно было писать в соцпартийных документах, "повышают экспортный потенциал страны и готовы занять лидирующие позиции в списке мировых экспортеров". Что, понятное дело, хорошо. Бюджетные показатели, как и в последние два года, будут перевыполнены. Дума станет активно претендовать на участие в разделе допдоходов, бюджетникам и военным опять повысят зарплаты, а пенсионерам -- пенсии. В экономике появится много денег, промышленность продолжит свой рост и т.д. и т.п. В общем, все у нас, господа, будет хорошо.

У нас -- это в смысле в экономике в целом. Однако, как говорится, дьявол прячется в деталях. На прошлой же неделе правительство оповестило своих граждан о том, что если в экономике все хорошо и у населения, может быть, появится больше денег, то им, гражданам, придется искать, куда эти деньги потратить. Так вот, правительство позаботилось о гражданах и избавило их от мучительных поисков. Искать не придется. Со следующего года существенно подорожают сигареты, пиво и водка, потому что Минфин предложил повысить на них акцизы. Причем предполагается подорожание, существенно превышающее уровень инфляции. Это означает, что даже с учетом индексации зарплат эти "предметы первой необходимости" станут обходиться потребителям дороже, чем сейчас. Понятно, что к борьбе с курением и пьянством такое повышение никакого отношения не имеет. Вспоминается старый анекдот, когда злой папа приходит домой и сообщает о подорожании водки. "Папа, ты что, теперь будешь меньше пить?" -- спрашивает его маленький сын. "Нет, -- отвечает папа, -- теперь ты будешь меньше есть".

Если в первом случае плохая новость заключается лишь в росте цен, которые никак не скажутся на качестве сигарет и пива, то следующая состоит в том, что автолюбители теперь будут ездить не только дороже, но и хуже. Правительство на прошлой неделе в очередной раз прислушалось к отечественному автолобби и ввело запретительные пошлины на иномарки старше 7 лет, причем с прицелом дальнейшего их увеличения и для более новых автомобилей. Правительство считает, что такие меры приведут к росту иностранных инвестиций в родной автопром. В перспективе -- лет через 5--10. А пока это означает, что гражданам придется пересаживаться на "Жигули", которые, естественно, тут же подорожают, так как избавятся от конкурентов в виде стареньких, но вполне качественных "фольксвагенов" и "тойот". Однако с сожалением стоит отметить, что качество наших ВАЗов вряд ли от этого возрастет. А скорее всего, еще и ухудшится. Ведь существенно увеличить объемы производства российские заводы не могут чисто технически, а дефицит и отсутствие конкуренции, как известно, никогда не приводили к улучшению качества.

Остается гордиться тем, что наш уровень расходов плавно приближается к европейскому. Правда, к уровню доходов это пока не относится. Но не все сразу. Ведь по пути к коммунизму, как известно, кормить не обещали.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».