Наверх
9 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Частные долги «огосударствленной» экономики"

Отечественная экономика продолжает превращаться в вотчину чиновников.Отечественная экономика продолжает превращаться в вотчину чиновников. «Роснефть» стала владельцем «Юганскнефтегаза». «Газпром», контрольный пакет акций которого недавно сосредоточился в руках государства, имеет виды на «Сибнефть». Возможно, скоро появится информация и о других подобных сделках. Отчасти это понятно: ведь сегодня в стране никто не контролирует финансовые потоки такого масштаба, кроме правительства, просто захлебывающегося в бюджетных деньгах. Однако госрасходы ограничены параметрами бюджета, да и покупателем все новых активов выступает не Фонд госимущества, а корпорации, находящиеся под контролем государства. Откуда же поступают астрономические средства?

Основным источником доходов является, конечно, экспортная выручка, стремительно растущая вслед за ценами на природные ресурсы на мировых рынках. Но не менее существенным «подспорьем» становятся активные заимствования как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это вызывает обеспокоенность и наводит на некоторые размышления.

С начала года мы узнали о ряде масштабных сделок. «Роснефть» изыскала $6,1 млрд. на покупку «Юганскнефтегаза». «Роснефтегаз» получает кредит в $7,3 млрд. для оплаты перешедших в госсобственность 10,74% акций «Газпрома». Сбербанк разместил евробонды на $1,0 млрд., ВТБ — на $920 млн., а Газпромбанк для текущих нужд привлек синдицированный кредит в $450 млн. Под разговоры о возможности покупки «Сибнефти» «Газпром» получил предложение о кредите $12 млрд. Но разве эти суммы так уж велики на фоне гигантского бюджетного профицита и растущих валютных резервов ЦБ? Да и правительство за январь—июль выплатило 561,7 млрд. рублей (без малого $20 млрд.) внешнего долга.

Так нужно ли волноваться? Очень даже нужно.

Статистика свидетельствует: за последние полтора года внешний госдолг РФ снизился с $98,2 до $85,3 млрд., или на 13%. За тот же период долги корпораций (без учета банков) увеличились с $55,1 до $92,6 млрд., или на 68%. Впервые чистые обязательства нефинансового сектора перед иностранными контрагентами превысили объем госдолга. Более того, динамика международной инвестиционной позиции России показывает, что рост обязательств уверенно обгоняет увеличение счетов Центробанка и активов российских компаний за границей. Если в начале 2001 года эта позиция характеризовалась цифрой $51,5 млрд., то к январю 2003 года она составила $31,3 млрд., а к началу 2005-го упала до $9,3 млрд. Судя по всему, по итогам текущего года этот показатель достигнет отрицательного значения.

Какие отсюда следуют выводы? Как минимум два: экономический и политический.

Первый: резервы, о которых так часто говорят чиновники, на деле не растут, а уменьшаются. Центробанк скупает поступающие в страну доллары за рубли; сами же активы в иностранной валюте размещаются за рубежом, но их прирост не компенсирует увеличения суммарных обязательств перед иностранными контрагентами. Положение Российской Федерации как суверенного заемщика улучшается, а долговая нагрузка на крупнейшие корпорации (многие из которых в той или иной степени принадлежат государству) растет.

Отчасти можно говорить о «перекладывании» денег из одного кармана в другой, но лишь отчасти — прежде всего потому, что в случае неприятностей компаниям будет гораздо труднее, чем правительству, реструктурировать свой долг перед иностранными банками. Большинство из них гарантировали кредиты экспортными контрактами, и потому дефолт (случись он по каким-то причинам) приведет либо к передаче значительных долей в них иностранным инвесторам, либо к прекращению поступлений валютной выручки, что катастрофически ударит по бюджету. Поэтому превратить эти обязательства в тот «дым», которым обернулись ГКО в 1998 году, уже вряд ли удастся. Таким образом, нынешняя благоприятная конъюнктура на деле не закладывает основ для экономического процветания России, а лишь позволяет ей сводить концы с концами, не более того. Ситуация могла быть иной, если бы не бегство капиталов из страны, объем которых, по расчетам агентства Fitch, составил $25 млрд. в 2003 году, $33 млрд. в 2004-м и $9,5 млрд. в первом квартале текущего года, но для прекращения этого бегства нет никаких причин.

Второй вывод еще более печален. Взрывной рост задолженности российских компаний пришелся на период после 1 октября 2004 года, когда было объявлено о масштабных «госпокупках» ранее приватизированной собственности. Фактически деньги устремились в фирмы, контролируемые кремлевскими чиновниками. Но на строительные расходы в Сибири можно списать денег не меньше, чем на восстановительные работы в Чечне. Да и проверка целевого использования средств, например, «Роснефти» или «Газпрома» гораздо более сложна, чем ревизия бюджетных трат. И ничто не мешает предположить, что деньги, по сути государственные, но «переданные во временное пользование» чиновникам, превратившимся в частных предпринимателей и менеджеров, будут направлены в том числе и на «государственные» нужды — на покупку или создание новых СМИ, финансирование разных «наших», подготовку к выборам. А за неуемные аппетиты политтехнологов, как и за все остальное, Россия и впредь будет расплачиваться природными ресурсами и вечным недопотреблением тех, кто не слишком разбирается в высокой политике.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK