29 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Чайник для продвинутых"

Архивная публикация 2004 года: "Чайник для продвинутых"

Среди его клиентов - губернатор и мэр, банкиры и бизнесмены. Многочисленные иностранцы, посетившие его салон, не жалеют о потраченных деньгах: их больше заботит, как вывезти из России то, что вчера было металлоломом, а сегодня стало произведением искусства. Реставратор Игорь Ладашев зарабатывает на самоварах. Отнюдь не чаем Игорь Ладашев встретил корреспондента "Профиля" - горилкой угощал реставратор гостей, приглашенных на свое 40-летие в офис-музей в центре Нижнего Новгорода. Были среди них и первые лица области (они же - клиенты Игоря Ладашева): губернатор Геннадий Ходырев, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, начальник областного ГИБДД Александр Карангов, местные банкиры и бизнесмены. Но это сейчас Игорь уважаем и известен. А когда Ладашев вернулся из первой чеченской кампании с инвалидностью и пенсией около $30, его даже на приличную работу не брали. Ладашев ремонтировал иномарки, возил из Европы дорогую посуду и открыл антикварный магазин "Ренессанс", пока настоящим бизнесом неожиданно не стало хобби - реставрация и изготовление самоваров.

©
Среди его клиентов - губернатор и мэр, банкиры и бизнесмены. Многочисленные иностранцы, посетившие его салон, не жалеют о потраченных деньгах: их больше заботит, как вывезти из России то, что вчера было металлоломом, а сегодня стало произведением искусства. Реставратор Игорь Ладашев зарабатывает на самоварах.
©
Отнюдь не чаем Игорь Ладашев встретил корреспондента "Профиля" - горилкой угощал реставратор гостей, приглашенных на свое 40-летие в офис-музей в центре Нижнего Новгорода. Были среди них и первые лица области (они же - клиенты Игоря Ладашева): губернатор Геннадий Ходырев, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов, начальник областного ГИБДД Александр Карангов, местные банкиры и бизнесмены. Но это сейчас Игорь уважаем и известен. А когда Ладашев вернулся из первой чеченской кампании с инвалидностью и пенсией около $30, его даже на приличную работу не брали. Ладашев ремонтировал иномарки, возил из Европы дорогую посуду и открыл антикварный магазин "Ренессанс", пока настоящим бизнесом неожиданно не стало хобби - реставрация и изготовление самоваров.

Бизнес на парах

"Я собираю самовары с 15 лет - просто потому, что они мне нравятся. В начале 1990-х, когда началось массовое уничтожение самоваров охотниками за ценными металлами, я понял, что необходимо спасать этот антиквариат, иначе он вымрет, как динозавры", - говорит Игорь Ладашев.

Ладашев пришел к знакомым, перерабатывающим цветной металл, и объяснил, что они выбрасывают деньги на ветер. Над ним просто посмеялись. Тогда он сам начал выкупать самовары - из пунктов приема металла, у бабушек, даже в антикварных магазинах. Один раз Игорь обнаружил в антикварном магазине Арабских Эмиратов самовар аж 1638 года, но купить не смог - слишком дорого просили.

Сначала Ладашев, как и любой коллекционер, расставался с самоварами неохотно. Но надо было платить налоги, оплачивать аренду помещения, где расположился магазин, а традиционной антикваркой заниматься надоело. Пришлось начать распродавать не самые уникальные самовары. За пару лет клиентская база разрослась: за самоварами стали приезжать люди из Москвы, Питера, даже Архангельска.

Зачастили в "Ренессанс" и иностранцы. По словам Ладашева, они охотно покупают его самовары, но вывезти их практически невозможно: "культурная ценность". И не важно, что пару лет назад эту "ценность" едва не отправили в плавильную печь.

Рядовой самовар позапрошлого века в "Ренессансе" стоит порядка $500- 600. Состоятельные клиенты выпрашивают уникальные старинные самовары, выкладывая за них $1-2 тыс. и более. Но есть в коллекции Игоря неповторимые экземпляры, которые он не продаст никогда. Например, "Эгоист", изготовленный знаменитыми мастерами братьями Лисициными в 1790 году: свое название самовар получил за малый объем - всего два стаканчика. Или дорожный чайник-сбитник, выпущенный в 1750 году.

Сейчас очередь на реставрацию выстроилась на 8 месяцев: Игорь не успевает выполнять заказы. Найти помощников-специалистов очень и очень непросто - приходится растить смену самому. Кстати, ученики нередко пытаются работать самостоятельно, но, по словам Игоря, достойных конкурентов на рынке у него нет.

Магазин музейного значения

Как правило, антикварные магазины продают самовары в том виде, в каком приобрели. А Игорь с учениками предлагает новую услугу - возрождение старой вещи.

Купив самовар, мастер пытается узнать, где предмет был изготовлен, когда и кем. Только в Нижегородской области до революции выпускали по 5 тонн самоваров в месяц: русские самоварщики снабжали всю Европу и страны Азии. Затем Игорь разбирает самовар на части, возвращает ему былой блеск и красоту, восстанавливает, если нужно, оловянный слой, защищающий от накипи. Потом заменяет утраченные детали - ручки, краники, задвижки: вытачивает сам, находит по деревням, заказывает на заводах.

Реставрация одного самовара занимает от одного до трех дней. Зато после этого даже из двухсотлетнего "дедушки" можно пить чай: это не просто дорогая игрушка, которую издалека показывают гостям.

Сегодня "Ренессанс" менее всего походит на торговую точку. В углу уютно потрескивает печка, кругом - самовары самых невероятных форм и конструкций. Здесь же - старинное оружие, на стенах - фотографии машин, собранных Игорем.

Фактически "Ренессанс" уже стал музеем. Экскурсоводом, когда время есть, работает сам Ладашев, а дверь украшает вывеска "Музей прикладного искусства". Правда, налоги берут как с обычного антикварного магазина. Нижегородские экскурсоводы включают "Ренессанс" в свои маршруты, но на предложение официально открыть частный музей мэр города Вадим Булавинов пока не говорит ни "да", ни "нет".

Над вопросом, а зачем вообще нужен музей, который вряд ли принесет существенную прибыль, реставратор задумался. "Понимаешь, я могу завтра продать всю коллекцию и безбедно жить всю оставшуюся жизнь, - говорит Игорь. - Но мне это неинтересно. Приятно видеть, как люди любуются тем, что ты восстановил собственными руками. Приходили ко мне, например, панки - думаю, просто, чтобы позубоскалить. Но когда послушали, посмотрели, то так заинтересовались, что и не выпроводишь".

Цена традиции

"Никогда бы не подумал, что буду так дорого продавать самовары, - удивляется Игорь. - Самое важное в этом деле - никогда не врать. Если самовар ординарный, а ты его продаешь как эксклюзивную вещь - в бизнесе долго не продержишься".

Впрочем, настоящие самовары дешевыми не были никогда. Россияне относились к ним в первую очередь как к украшению, фамильной ценности, а для купцов XIX века дорогие самовары были чем-то вроде нынешних "мерседесов". Сомневающимся Игорь показывает настоящий прейскурант 1897 года: по цене самовара можно было купить дом.

"Покупателя нужно подготовить к тому, что самовар стоит не 500 рублей, а $500, рассказать, что же это такое, как устроено, - делится Игорь. - Некоторые клиенты чуть не в обморок падают, узнав цену, пока не объяснишь, что этой железке уже 100 лет!"

Очевидно, поэтому на всех экспонатах музея-магазина висит не ценник, а бирка: где и когда изготовлен самовар, из какого материала. Условия покупки нужно обговаривать отдельно. В планах Игоря - снабжать каждый изготовленный или отреставрированный самовар специальным сертификатом, подтверждающим его возраст.

Игорь ЛАДАШЕВ, реставратор и коллекционер:

Чайная церемония по-русски "Для российской семьи позапрошлого века самовар был главным украшением стола. В каждом обеспеченном доме обязательно была

чайная комната, где стояло как минимум 4 самовара. Ежедневные посиделки за самоваром продолжались несколько часов. Чаепитие было особым, почти ритуальным действием.

Восточная чайная церемония направлена на общение со своим внутренним миром. Русская церемония чаепития - совсем наоборот: на объединение духовного мира людей, собранных за столом, на раскрытие каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, на получение новых знаний.

Настоящий чай можно заваривать только в самоваре. Конструкция самовара и особенности его топки (только на углях) позволяют воде кипеть белым ключом, когда пузыри поднимаются не вертикально вверх, а по кривой - именно этот момент считается лучшим для заварки. А металл, из которого делаются самовары, придает воде дополнительную мягкость".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама