Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Человеческий неконтакт"

Попасть в Тбилиси теперь стоит немалых нервов, сил и денег. Корреспонденты «Профиля» решили проверить, сколь крепка российская блокада Грузии.Сканирование своих и чужих
   «Мы, в отличие от вас, пока не вводили никаких ограничений в выдаче виз гражданам России», — сказали нам по телефону в посольстве Грузии в Баку.

   …От Махачкалы до Баку — 365 километров. Прилетев в столицу Дагестана, мы попросили таксиста довезти нас до границы с Азербайджаном. 2300 рублей — это еще по-божески, другие извозчики хотели от 3000 и выше. Для Дагестана — сумасшедшие деньги.

    — Я просто живу рядом с Дербентом, это в том направлении, — объяснил Магомет, оказавшийся бывшим сотрудником милиции, воевавшим в Чечне. — А Грузию давно надо было прижать: они совсем обнаглели. Молодец наш президент!

   Рассказав по дороге о тотальной коррупции в Дагестане, где должности раздаются за взятки, авторитетно сообщив о скорой якобы отставке министра внутренних дел республики и поведав, что события, подобные чеченским, в Дагестане не повторятся, Магомет через два с половиной часа высадил нас на границе с Азербайджаном.

   — Дальше без загранпаспорта меня все равно не пустят, — сказал он.

   Вечерняя очередь автомобилей к пункту пропуска «Яраг-Казмаляр» растянулась метров на 200. Мы напросились в находившийся в самом ее хвосте автобус — он следовал из Махачкалы в Баку. За проезд водитель взял по 300 рублей с носа. Но допотопный красный «Икарус» с отвалившимся бампером даже не думал двигаться вперед, хотя резвые «девятки» и бэушные иномарки с дагестанскими и азербайджанскими номерами то и дело проносились слева и справа от нас: перед ними милицейский шлагбаум, пропускающий авто к пограничному пункту, всегда почему-то поднимался.

   Поняв, что дело нечисто, мы прогулялись к началу очереди.

   — Быстрее пройти хотите? — тут же посыпались предложения от тусовавшихся у ворот молодых людей в спортивных штанах.

   — Сколько?

   — 300 рублей за двоих. Через 15 минут будете в Азербайджане.

   Вскоре мы сидели в «десятке», которая таинственным образом оказалась первой в очереди на въезд.

   — Это «проводники», — объяснил нам водитель. — Сами очередь занимают или, как в моем случае, договариваются с «пустыми» водителями, проезжающими в порядке очереди. Сколько с вас взяли? 300? Тут обычная ставка — 100 рублей с человека.

   Досмотр на российской границе чисто символический. Вещи не сканируют.

   Переехав через мост на территорию Азербайджана, мы застали еще более длинную очередь машин и автобусов. Но азербайджанцы позволяют, в отличие от российских пограничников, проходить границу пешком. Проплутав минут 10 по еле освещенному лабиринту заборов, мы добрались-таки до маленькой будки паспортного контроля. Там отдали по 20 рублей с человека — вроде бы сбор за въезд в Азербайджан. Никаких квитанций, правда, не выдали. Пограничник в ярко-зеленой форме внимательно изучил соответствие предъявленных физиономий фотографиям в паспортах, «пробил» по базе данных фамилии и выпустил наружу. Во дворе стояли торговки с огромными баулами и таксисты, предлагавшие доставку до любой точки Азербайджана.

Дорога смерти
   До «Красного моста» — пункта перехода азербайджано-грузинской границы — 500 километров. Первые 70 по шоссе Баку—Тбилиси едешь вдоль берега Каспийского моря по хорошей дороге. Слева — нефтяные вышки, справа виднеются горы. Всюду постеры с бывшим президентом Гейдаром Алиевым и нынешним — Ильхамом. Дорога, разрекламированная нам как «ровная будто стекло», то сужается до одной полосы, то превращается в невообразимую череду ям, луж и ухабов, то исчезает совсем, и лишь по грунтовой колее, пробитой тяжелыми самосвалами, можно догадаться, куда же ехать. Только от Гянджи до границы ведет вполне современное шоссе европейского уровня. До «Красного моста» мы добирались почти 10 часов и приехали на границу около полуночи. За это время видели пять сбитых собак и десятки самодельных памятников погибшим на трассе Баку—Тбилиси. Да и сами, когда уже стемнело, подпрыгнув на кочке, угодили в полутораметровый кювет: сонный водитель не справился с управлением.

   У пограничного перехода толпились таксисты, стояла очередь из фур, пограничники еле-еле успевали справиться с потоком граждан, желающих перейти в Грузию.

   — Возрос поток русских, а будет еще больше, другой-то дороги нет, — рассказал дежурный офицер погранслужбы Азербайджана, пригласивший отведать чайку, приготовленного погранцами-срочниками, у себя в каморке за шлагбаумом. — Они обычно днем едут, боятся ночью в незнакомой стране. Но многие без виз, и мы их, конечно же, не пропускаем. Не знают, что на границе теперь грузинская сторона визы не выдает.

   Офицер подчеркнул, что после закрытия авиасообщения России с Грузией оказавшиеся в Тбилиси русские выбирались через его пост: до Баку, а далее уже на поезд, автобус или самолет.

   — Да есть у меня виза! — в сердцах поделился Алексей, водитель из Москвы, показывая нам паспорт во дворе контрольного пункта. — Груз до Баку довез, сдал, далее должен был ехать с новым грузом в Тбилиси. Поехал. Тут меня и развернули. Я новости не слушаю в дороге, ничего не знал о каком-то там конфликте. Раньше визы на границе получал всегда. Вон у меня их сколько! Вернулся в Баку по этой б…й дороге, прилепили там двукратную визу, съездил в Тбилиси, опять в Баку, загрузился, приехал сейчас второй раз — не пускают! Говорят, что грузины мне визу уже штампом погасили. А я у них еще специально уточнил: пустите второй раз? Они сказали — без проблем. Беспредел какой-то!

   Водители рейсовых автобусов из Баку сообщили нам, что теперь стали возить грузин, возвращающихся из России. Но в ту ночь дождаться таковых не удалось — нужно было возвращаться в Баку за въездными визами…

   Но об этом — уже в следующем номере «Профиля».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK