Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ЧЕМ ОТВЕТИТ «КУПЕЧЕСТВО»?"

За последние несколько лет государство сделало для авиапрома все возможное и необходимое.    Несколько лет назад считалось хорошим тоном критиковать государство за отсутствие внимания к высокотехнологичным отраслям, в том числе и к авиационной промышленности. Критика эта, надо заметить, была до определенного момента справедливой: брошенный на произвол судьбы авиапром выживал в основном за счет военного экспорта, а в гражданском секторе жизнь теплилась лишь благодаря частной инициативе. Однако с середины текущего десятилетия правительство начало проводить осмысленную и активную промышленную политику, а поток нефтедолларов позволил обеспечить ее ресурсами. И в какой-то момент куда более уместным стал вопрос, эффективно ли использует госпомощь сам авиапром.
   Первой программой, которая получила масштабную государственную поддержку, как политическую, так и бюджетную, стал проект регионального самолета, известный теперь как Superjet-100. Именно компания «Сухой» и ее «дочка» ГСС в 2004 году совершили немыслимое — сумели убедить тогда все еще находившееся под гипнозом необходимости финансовой стабилизации и скорейшей выплаты внешнего долга правительство в необходимости бюджетного финансирования. Лоббистский успех «Сухого» произвел самую настоящую революцию в умах и открыл дорогу гораздо более масштабным и амбициозным программам.
   К числу таких программ, конечно, следует отнести создание среднемагистрального самолета МС-21. Таким образом Россия бросает прямой вызов сложившейся в глобальном авиапроме дуополии Boeing и Airbus. Подтвержденное бюджетное финансирование этого проекта составит 70 млрд рублей, то есть приблизительно две трети необходимых инвестиций. С 2006 года радикально изменилась и ситуация с финансированием научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по истребителю пятого поколения. Первый полет этой машины ожидается в ближайшие месяцы, а его серийное производство предполагается развернуть уже с 2015 года. Разработка гражданского самолета в самой массовой рыночной нише и создание истребителя пятого поколения со всей определенностью говорят о том, что государство демонстрирует политическую волю к восстановлению России в качестве одного из мировых авиапромышленных лидеров.
   Безукоризненными выглядят и антикризисные меры государственной поддержки авиапрома. Здесь прежде всего стоит отметить помощь в финансовой санации РСК «МиГ», которая оказалась в сложной ситуации из-за кризиса вокруг алжирского контракта на поставку в эту страну 34 МиГ-29СМТ/УБТ. Корпорация уже получила 15 млрд рублей на покрытие своих долгов и, возможно, дополнительно получит такую же сумму в ближайшее время, а сами злополучные МиГи выкуплены российскими ВВС. Кроме того, в период обвала коммерческого спроса правительство стимулировало заказы авиатехники для государственных нужд. Впервые за всю постсоветскую историю начались массовые закупки новых, в большинстве случаев современных боевых авиационных комплексов. С декабря прошлого года и по сей день ВВС России разместили контракты на поставку 130 новейших многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков — вполне убедительное количество даже по меркам крупных европейских военных держав. Кроме того, только государственные заказы самолетов для специальных нужд позволяют поддерживать строительство дальнемагистральных Ил-96 и сохранять таким образом критически важную компетенцию производства широкофюзеляжных лайнеров. Подобные же заказы самолетов Ту-214 обеспечивают загрузку Казанского авиационного объединения.
   Пожалуй, сегодня правительство можно упрекнуть только в том, что оно запоздало с поддержкой основных потребителей продукции авиапрома — коммерческих авиакомпаний, прежде всего ориентированных на закупки воздушных судов российского производства. Особое сожаление вызывает банкротство «Дальавиа», которая была одним из крупнейших эксплуатантов Ту-214 и заказчиком Superjet-100. Но в остальном государство на сегодня сделало все возможное и необходимое для национальной авиационной промышленности.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK