20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "Чемпион по барьерам"

Архивная публикация 2009 года: "Чемпион по барьерам"

Немецкие предприниматели стонут от обширных ограничений в торговле с Ираном. Недавнее решение суда ставит под вопрос сохранение столь жестких правил..
Письмо в Министерство иностранных дел выдержано в вежливом тоне, что не умаляет его остроты. На пяти страницах, озаглавленных «Подтверждающие аргументы», главный лоббист Daimler Мартин Егер объяснил, почему принятые Берлином ограничения в торговле с Ираном болезненно ущемляют интересы немецких предпринимателей. Жесткая линия федерального правительства может привести лишь к одному: Иран будет закупать товары не в Германии, а в таких странах, как Франция или Швеция. Тогда иранские деньги получит не Daimler, а концерны Renault, Volvo или Iveco, поставки которых не связаны практически ни с какими ограничениями. Неужто федеральное правительство действительно ставит перед собой такую цель?
Письмо, полученное незадолго до Пасхи (и, что интересно, составленное бывшим пресс-секретарем министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера), обусловлено запретом федерального правительства на продажу Ирану тяжелых грузовиков немецкого производства. Несколько раз иранская армия демонстрировала общественности грузовики, переоборудованные в передвижные пусковые ракетные установки. Как следствие, в апреле 2008 года Министерство экономики ввело эмбарго на поставки Ирану и Сирии «грузовых автомобилей с тремя осями и более и с разрешенной массой свыше 20 тонн».
До сих пор Daimler ежегодно продавал иранским фирмам до 1000 грузовиков в год. Модельный ряд Actros, изготовляемый на пфальцском заводе Wurth, считается жемчужиной германского автомобилестроительного искусства, цена тягачей колеблется от 80 тыс. до 100 тыс. евро. Из-за эмбарго потенциальный годовой оборот штутгартского предприятия сократился на миллионы.
Споры вокруг тяжелых грузовиков стали апогеем давно тлеющего конфликта между политиками и бизнесменами. Связан он с нелегким вопросом, где провести границу между политическими интересами и свободой предпринимательства. Германия — чемпион мира не только по экспорту, но и по созданию экспортных барьеров, когда вопрос встает о поставках в страны Персидского залива. В дополнение к санкциям против Тегерана, согласованным членами Евросоюза, берлинское Минэкономики разработало собственный черный список, намного превосходящий ограничения других государств.
Необходимость идти своим путем правительство Германии обосновывает тем, что экспорт товаров, послуживших причиной раздора, может стать серьезной угрозой для международных отношений Федеративной Республики. «Являясь частью общества», предприниматели должны «осознавать лежащую на них ответственность», аргументирует Ангела Меркель (ХДС). Федеральный канцлер и ее заместитель Штайнмайер (СДПГ) не хотят давать Израилю и правительству Соединенных Штатов повода упрекать их в поддержке режима, глава которого, президент Ахмадинежад, грозится вычеркнуть «Израиль из анналов истории».
Израильское правительство регулярно усиливает давление на Германию. Что скажут немцы, если с произведенных ими грузовиков полетят иранские ракеты, едко вопрошали члены израильской делегации, нанесшие в конце прошлого года визиты в министерства экономики и иностранных дел. Распространение эмбарго на тяжелые грузовики Daimler также обусловлено требованиями израильтян: около полутора лет назад представители «Моссад» прибыли в Берлин и обратили внимание чиновников на трехосный автомобиль, заказанный правительством Сирии для своих вооруженных сил. Федеральное правительство запретило его поставку и обещало исключить саму возможность повторения подобных инцидентов.
Не исключено, что теперь с твердой линией правительства покончено. Причиной тому может послужить решение Верховного суда Баварии. В Мюнхене должны были судить немецкого гражданина иранского происхождения Саида С. из Северного Рейна—Вестфалии, который многие годы осуществлял поставки тегеранским компаниям. Его контрагенты, как подозревают следователи федеральной прокуратуры, действовали в интересах иранской оборонной промышленности. Судьи приняли прецедентное решение, отказав в начале судопроизводства против Саида, и в непривычно резком тоне поставили под вопрос всю немецкую систему контроля над экспортом.
Определенные пункты закона о внешнеэкономической деятельности «не стыкуются» с законодательством Евросоюза, причины для принятия «обособленных национальных положений недостаточно обоснованны», отмечают юристы. Закон «ставит под угрозу равенство шансов немецких предпринимателей в конкурентной борьбе на международном рынке» и в нынешней форме права на существование не имеет. Кроме того, судьи порицают страх федерального правительства перед международной критикой. Если Германия намерена настаивать на своем особом пути, необходимо внятно изложить, в чем именно заключается «серьезная угроза международным отношениям»; одной ссылки на историю Германии недостаточно. Ордер на арест Саида С. аннулирован, внесенный залог в размере 100 тыс. евро подлежит возврату.
В федеральном правительстве считают, что решение баварского суда на 109 страницах подрывает самые основы правопорядка. Если оно останется без изменений, опасается один из высокопоставленных чиновников, «все внешнеэкономическое право окажется парализовано». Федеральная прокуратура уже заявила протест, теперь остается ждать мнения высшей судебной инстанции — федеральной судебной палаты. Ее слово станет прецедентным решением, определяющим вектор дальнейшего развития внешней торговли Германии с «нелюбимыми» режимами.
За таким перетягиванием каната с огромным интересом наблюдают и немецкие бизнесмены. В январе 2009 года объем экспорта в Иран упал почти на треть, союзы предпринимателей надеются, что смогут добиться ослабления санкций через суд, как это пытается сделать компания Esterer.
Средних размеров фирма из Хельзы, что под Касселем, уже 50 лет производит автоцистерны-заправщики. Несколько из них она собралась поставить авиакомпании Iran Aseman. Последняя планировала использовать их в аэропорту Тегеран-Мехрабад, к которому помимо гражданских приписаны самолеты военной авиации — за их техническое обслуживание отвечает тоже Iran Aseman. Поэтому МИД выразил сомнение относительно приемлемости данной сделки с позиций внешней политики. Конечно, в черном списке экспортных товаров автомобилей-авиазаправщиков нет, однако дипломаты опасаются, что Jerusalem Post выйдет с заголовком: «Иран использует немецкие грузовики для заправки своих боевых самолетов».
По этой причине заявка компании Esterer, поданная в марте 2008 года в Федеральное ведомство экономики и контроля над экспортом, до сих пор утверждена не была. Фирма уже обжаловала действия федерального правительства в административном суде Франкфурта. В компании отрицают, будто эта поставка может повлечь «угрозу для внешнеполитических интересов», чего так опасается Берлин. Суд решения по этому вопросу еще не вынес.
Если франкфуртские судьи проявят солидарность с мюнхенскими коллегами, то и у Daimler вновь появится надежда. На всякий случай штутгартцы уже подали заявку на экспорт тяжелых грузовиков — невзирая на эмбарго.

Немецкие предприниматели стонут от обширных ограничений в торговле с Ираном. Недавнее решение суда ставит под вопрос сохранение столь жестких правил..

Письмо в Министерство иностранных дел выдержано в вежливом тоне, что не умаляет его остроты. На пяти страницах, озаглавленных «Подтверждающие аргументы», главный лоббист Daimler Мартин Егер объяснил, почему принятые Берлином ограничения в торговле с Ираном болезненно ущемляют интересы немецких предпринимателей. Жесткая линия федерального правительства может привести лишь к одному: Иран будет закупать товары не в Германии, а в таких странах, как Франция или Швеция. Тогда иранские деньги получит не Daimler, а концерны Renault, Volvo или Iveco, поставки которых не связаны практически ни с какими ограничениями. Неужто федеральное правительство действительно ставит перед собой такую цель?
Письмо, полученное незадолго до Пасхи (и, что интересно, составленное бывшим пресс-секретарем министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера), обусловлено запретом федерального правительства на продажу Ирану тяжелых грузовиков немецкого производства. Несколько раз иранская армия демонстрировала общественности грузовики, переоборудованные в передвижные пусковые ракетные установки. Как следствие, в апреле 2008 года Министерство экономики ввело эмбарго на поставки Ирану и Сирии «грузовых автомобилей с тремя осями и более и с разрешенной массой свыше 20 тонн».
До сих пор Daimler ежегодно продавал иранским фирмам до 1000 грузовиков в год. Модельный ряд Actros, изготовляемый на пфальцском заводе Wurth, считается жемчужиной германского автомобилестроительного искусства, цена тягачей колеблется от 80 тыс. до 100 тыс. евро. Из-за эмбарго потенциальный годовой оборот штутгартского предприятия сократился на миллионы.
Споры вокруг тяжелых грузовиков стали апогеем давно тлеющего конфликта между политиками и бизнесменами. Связан он с нелегким вопросом, где провести границу между политическими интересами и свободой предпринимательства. Германия — чемпион мира не только по экспорту, но и по созданию экспортных барьеров, когда вопрос встает о поставках в страны Персидского залива. В дополнение к санкциям против Тегерана, согласованным членами Евросоюза, берлинское Минэкономики разработало собственный черный список, намного превосходящий ограничения других государств.
Необходимость идти своим путем правительство Германии обосновывает тем, что экспорт товаров, послуживших причиной раздора, может стать серьезной угрозой для международных отношений Федеративной Республики. «Являясь частью общества», предприниматели должны «осознавать лежащую на них ответственность», аргументирует Ангела Меркель (ХДС). Федеральный канцлер и ее заместитель Штайнмайер (СДПГ) не хотят давать Израилю и правительству Соединенных Штатов повода упрекать их в поддержке режима, глава которого, президент Ахмадинежад, грозится вычеркнуть «Израиль из анналов истории».
Израильское правительство регулярно усиливает давление на Германию. Что скажут немцы, если с произведенных ими грузовиков полетят иранские ракеты, едко вопрошали члены израильской делегации, нанесшие в конце прошлого года визиты в министерства экономики и иностранных дел. Распространение эмбарго на тяжелые грузовики Daimler также обусловлено требованиями израильтян: около полутора лет назад представители «Моссад» прибыли в Берлин и обратили внимание чиновников на трехосный автомобиль, заказанный правительством Сирии для своих вооруженных сил. Федеральное правительство запретило его поставку и обещало исключить саму возможность повторения подобных инцидентов.
Не исключено, что теперь с твердой линией правительства покончено. Причиной тому может послужить решение Верховного суда Баварии. В Мюнхене должны были судить немецкого гражданина иранского происхождения Саида С. из Северного Рейна—Вестфалии, который многие годы осуществлял поставки тегеранским компаниям. Его контрагенты, как подозревают следователи федеральной прокуратуры, действовали в интересах иранской оборонной промышленности. Судьи приняли прецедентное решение, отказав в начале судопроизводства против Саида, и в непривычно резком тоне поставили под вопрос всю немецкую систему контроля над экспортом.
Определенные пункты закона о внешнеэкономической деятельности «не стыкуются» с законодательством Евросоюза, причины для принятия «обособленных национальных положений недостаточно обоснованны», отмечают юристы. Закон «ставит под угрозу равенство шансов немецких предпринимателей в конкурентной борьбе на международном рынке» и в нынешней форме права на существование не имеет. Кроме того, судьи порицают страх федерального правительства перед международной критикой. Если Германия намерена настаивать на своем особом пути, необходимо внятно изложить, в чем именно заключается «серьезная угроза международным отношениям»; одной ссылки на историю Германии недостаточно. Ордер на арест Саида С. аннулирован, внесенный залог в размере 100 тыс. евро подлежит возврату.
В федеральном правительстве считают, что решение баварского суда на 109 страницах подрывает самые основы правопорядка. Если оно останется без изменений, опасается один из высокопоставленных чиновников, «все внешнеэкономическое право окажется парализовано». Федеральная прокуратура уже заявила протест, теперь остается ждать мнения высшей судебной инстанции — федеральной судебной палаты. Ее слово станет прецедентным решением, определяющим вектор дальнейшего развития внешней торговли Германии с «нелюбимыми» режимами.
За таким перетягиванием каната с огромным интересом наблюдают и немецкие бизнесмены. В январе 2009 года объем экспорта в Иран упал почти на треть, союзы предпринимателей надеются, что смогут добиться ослабления санкций через суд, как это пытается сделать компания Esterer.
Средних размеров фирма из Хельзы, что под Касселем, уже 50 лет производит автоцистерны-заправщики. Несколько из них она собралась поставить авиакомпании Iran Aseman. Последняя планировала использовать их в аэропорту Тегеран-Мехрабад, к которому помимо гражданских приписаны самолеты военной авиации — за их техническое обслуживание отвечает тоже Iran Aseman. Поэтому МИД выразил сомнение относительно приемлемости данной сделки с позиций внешней политики. Конечно, в черном списке экспортных товаров автомобилей-авиазаправщиков нет, однако дипломаты опасаются, что Jerusalem Post выйдет с заголовком: «Иран использует немецкие грузовики для заправки своих боевых самолетов».
По этой причине заявка компании Esterer, поданная в марте 2008 года в Федеральное ведомство экономики и контроля над экспортом, до сих пор утверждена не была. Фирма уже обжаловала действия федерального правительства в административном суде Франкфурта. В компании отрицают, будто эта поставка может повлечь «угрозу для внешнеполитических интересов», чего так опасается Берлин. Суд решения по этому вопросу еще не вынес.
Если франкфуртские судьи проявят солидарность с мюнхенскими коллегами, то и у Daimler вновь появится надежда. На всякий случай штутгартцы уже подали заявку на экспорт тяжелых грузовиков — невзирая на эмбарго.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».