29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Черным по белому"

Архивная публикация 2002 года: "Черным по белому"

Свои проповеди, больше похожие на шоу, он устраивает во многих странах мира, в том числе и в России. И умудряется очень неплохо на этом зарабатывать."Нация ислама" на марше

Уже несколько лет подряд 16 октября становится трудным днем для вашингтонской полиции. В этот день на улицы выходят огромные толпы черных американцев -- последователей новоявленного "черного пророка" Луиса Фаррахана.
Демонстрация начинается ранним утром с общей молитвы. Затем -- гвоздь программы -- выступление самого Фаррахана. Бывший ведущий одной из бостонских радиостанций, он знает толк в организации эффектных шоу. Вождь черных мусульман появляется перед толпой в наряде, считающемся верхом хорошего тона в Гарлеме: яркий шелковый костюм, галстук-бабочка, запонки с крупными драгоценными камнями, золотые часы, огромный перстень, очки с затемненными стеклами. Его речь может продолжаться несколько часов и неоднократно прерывается восторженными аплодисментами и криками тысяч приверженцев.
Речами ораторов дело не ограничивается. Митинги "Нации ислама" сопровождаются настоящими шоу. На них выступают популярные черные музыканты, многие из которых (например, Майкл Джексон) были или являются духовными сыновьями Луиса Фаррахана. Практикуются и более экзотические увеселения. Ораторы из числа черных расистов выходят на сцену в сопровождении своих соплеменников из африканских стран, которые исполняют национальные танцы. А недавно на митинге была устроена массовая свадьба. Хороший приятель Луиса Фаррахана, финансирующий многие его мероприятия, корейский проповедник и глава одной тоталитарных сект "преподобный" Мун во время демонстрации черных мусульман-расистов исполнил красочный обряд бракосочетания нескольких десятков последователей своего религиозного учения.
Несмотря на исламскую и антиамериканскую риторику (направленную, правда, только против белого населения Штатов), в акциях Фаррахана очень много американского духа. В толпе демонстрантов снуют продавцы фаст-фуда, представители "Нации ислама" торгуют аудио- и видеозаписями выступлений лидера организации. Идеология, как принято в Америке, не должна мешать бизнесу.
Пока что шествия сторонников "Нации ислама", носящие громкие названия, вроде "Марша миллиона черных мужчин" или "Марша миллиона семей", не доставляют особых хлопот вашингтонской полиции. Представители властей даже удивляются "дисциплинированности" участников демонстраций. Однако сами горожане, и в особенности белые, Фаррахана все же побаиваются и стараются не появляться на улицах в дни массовых демонстраций последователей "Нации ислама"
Негр в белой бурке

Луис Фаррахан не только проводит ежегодные демонстрации 16 октября. Он путешествует по всему миру, пытаясь распространять свое учение. Глава черных мусульман -- частый гость в Ливии, где его тепло встречает Муамар Каддафи. Два лидера обсуждают планы пропаганды идей ливийской революции в США, проекты объединения Африки, о котором уже не первый год мечтает Каддафи.
Ливийский диктатор является одним из спонсоров "Нации ислама", недавно он передал этой организации миллион долларов на проповедь ислама в Соединенных Штатах. Фаррахан, со своей стороны, охотно делится опытом "специалиста по связям с общественностью": глава черных расистов Америки входит в генеральный секретариат "Всемирного исламского народного руководства", структуры, занимающейся "продвижением" идей Каддафи в мире.
Фаррахана с охотой принимают и в странах черной Африки, лидеры которых также не упускают случая напомнить белым о колониализме и работорговле. Известно, что подразделение "Нации ислама" существует в Гане. По понятным причинам Фаррахана, не устающего проклинать "американский империализм", тепло встречают на Кубе. Да и проживающие в Европе черные эмигранты знают и любят Луиса Фаррахана.
Любопытна история появления Фаррахана в России. Лидеры отечественного мусульманского сообщества, усиленно борющиеся за влияние на массы верующих, одно время стремились побаловать их встречами с именитыми гостями из-за границы. Всякое лыко здесь шло в строку, и в числе таких гостей в начале 1998 года, во время священного месяца Рамадан, оказался в Москве и лидер " Нации ислама".
Луиса Фаррахана пригласил председатель Союза мусульман России Надир Хачилаев, тот самый, который организовал попытку государственного переворота в Дагестане, а затем участвовал в известном вторжении чеченских полевых командиров в эту республику. Приглашение было согласовано с Духовным управлением мусульман Европейской России, глава которого Равиль Гайнутдин лично встретился с Луисом Фарраханом и дал ему возможность произнести проповедь во время пятничной молитвы в московской соборной мечети на проспекте Мира.
Из Москвы лидер черных мусульман Америки направился в Махачкалу. Тогда в дагестанской столице шли выборы мэра, и Надир Хачилаев надеялся, что визит "большого человека" поможет его соратникам выиграть их. Кроме того, и сам Фаррахан, по его собственному признанию, жаждал изучить положение на Северном Кавказе не по сообщениям "сионистских СМИ" Америки, а непосредственно на месте.
Луис Фаррахан выступил в соборной мечети Махачкалы, получил в подарок от сторонников Надира Хачилаева белую бурку , в которой позже и вышел к журналистам. "Изучение ситуации" предполагало также встречу с Мовлади Удуговым, главным идеологом чеченских сепаратистов. Встреча сорвалась только благодаря вмешательству российских властей, представители которых напомнили гостю из Америки об истечении срока его визы.
Думается, Фаррахан приехал в Россию, не имея специальной цели поддержать исламских экстремистов на Кавказе. Он просто наслаждался теплым приемом и произносил обычные малосодержательные речи. Скорее всего, он просто очень плохо понимал, что происходило тогда в России. Так, в Махачкале лидер черных мусульман высказал пожелание, чтобы Россия вновь превратилась в сверхдержаву, способную составить конкуренцию Соединенным Штатам на мировой арене. Едва ли пригласившему его Надиру Хачилаеву было приятно слушать такие речи.
Тем не менее Фаррахан не забыл о Северном Кавказе. После возвращения на родину он организовал сбор средств в пользу чеченцев. И хотел того лидер "Нации ислама" или нет, большая часть собранных черными мусульманами США денег попала в руки боевиков.
Ди-джей Фаррахан

"Кто такой мистер Фаррахан?" Вопрос этот до сих пор остается открытым. Ведь несмотря на популярность на родине и широкие международные связи, вождь черных мусульман не является политиком в обычном смысле этого слова. В его речах нельзя встретить и намека на внятную программу, а подавляющее большинство его акций представляет собой обычное сотрясание воздуха, не влекущее серьезных последствий. Помощь чеченским боевикам здесь можно считать исключением.
В действительности вся активность Луиса Фаррахана поставлена на службу довольно простым целям. "Пророк черного ислама" любит быть на виду и дорожит своей популярностью. Кроме того, организация, которой он руководит, давно превратилась из религиозной в сугубо коммерческую. Сохранение и укрепление бизнеса и популярности-- единственная цель Фаррахана.
Вообще, любой современный публичный политик или общественный деятель должен быть в некоторой степени шоуменом. Однако Луис Фаррахан в этом смысле бьет все рекорды. Что и неудивительно, поскольку за плечами у него профессиональный опыт работы в сфере шоу-бизнеса.
Луис Юджин Уолкот, ставший впоследствии Луисом Халимом Абдулом Фарраханом, родился 11 мая 1933 года в городе Роксберри, штат Массачусетс. Фаррахан любит называть себя потомком черных рабов, однако не исключено, что это лишь риторический прием. По некоторым данным, родители самого рьяного борца за права черного меньшинства Америки переехали в эту страну уже после отмены рабства.
Луис Юджин с братом Элвином росли в бедной семье без отца. Будущий лидер черных мусульман уже в раннем детстве обнаружил музыкальные способности. С шести лет он начал учиться играть на скрипке, а с тринадцати выступал в составе оркестра города Бостона, куда перебралась его семья.
Вся юность будущего проповедника и религиозного деятеля оказалась связанной с шоу-бизнесом. В двадцатилетнем возрасте он оставил бостонский оркестр и поступил на работу на одну из городских радиостанций в качестве ди-джея. Слушателям он был известен под псевдонимом The Charmer ("обаяшка"). Луис Юджин Уолкот сам писал и исполнял песни. Примечательно, что это увлечение он не бросил после обращения в ислам и до сих пор любит иногда исполнять собственные сочинения перед сторонниками "Нации ислама".
Веселая жизнь ди-джея для Луиса Юджина Уолкота продолжалась вплоть до середины 50-х годов. Под влиянием проповедей Малькольма Экс, одного из руководителей "Нации ислама", он решил примкнуть к этой организации. Уолкот принял ислам, изменил имя и по требованию своих "духовных отцов" отказался от карьеры в шоу-бизнесе.
Зато его религиозная и общественная карьера быстро пошла в гору. Через год после обращения Луис Фаррахан был назначен имамом бостонской мечети, то есть фактическим главой отделения "Нации ислама" в этом городе. Под руководством бывшего ди-джея бостонская община стала наиболее крупной и влиятельной в организации.
Чисто расовый бизнес

Внешне перемена в жизни Луиса Фаррахана, связанная с принятием ислама и отказом от прежней карьеры, выглядит как мужественный поступок убежденного человека. Казалось бы, даже при том, что он быстро выдвинулся на первые роли в "Нации ислама", его новая жизнь должна была быть полной аскетизма, лишений и бескорыстного служения Аллаху. Но это совершенно неверно.
"Нация ислама" была отнюдь не бедной организацией. С самого ее создания в 1930 году лидеры "Нации" массу сил и времени уделяли собственному бизнесу. Идеологической основой этого была идея об экономической независимости черных от белых. Последователям "Нации ислама" предлагалось покупать вещи или обедать только в магазинах и ресторанах, принадлежащих черным, арендовать жилье только у черных, наконец, вкладывать сбережения только в "расово чистые" предприятия.
Между тем при организации создавались банки, агентства недвижимости, строительные компании, рестораны, магазины, сельскохозяйственные фермы. Ни с инвестициями, ни с продажами руководство "Нации ислама" проблем не испытывало: идеологическая обработка черного населения в духе идей "экономической независимости" была прекрасно поставлена. Свой скромный вклад в нее делал и имам бостонской мечети Луис Фаррахан, который едва ли проигрывал по размеру доходов ди-джею по прозвищу The Charmer.
Нетрудно догадаться, что при таких условиях бизнес руководителей "Нации ислама" быстро принял полумафиозный характер. Между первыми лицами организации начались размолвки, вскоре обернувшиеся заказными убийствами. Фактический ее основатель Элия Мухаммад, которого ныне все черные расисты Америки склонны уподоблять Моисею, Будде, Христу и Магомету вместе взятым, однажды чуть не стал жертвой наемных убийц. Примечательно, что даже "официальные историки" "Нации ислама" не решаются переложить ответственность за это покушение на американские спецслужбы или белые расистские группировки, признавая, что оно стало следствием "разборок" внутри руководства организации.
Другой видный деятель черного мусульманского движения, Малькольм Экс, который в свое время обратил в ислам самого Фаррахана, оказался не столь везучим. После попытки отколоться от "Нации ислама", а заодно увести с собой мусульман Гарлема (он возглавлял мечеть в этом районе) Экс погиб при загадочных обстоятельствах. Мусульмане Гарлема, не без оснований считавшие это убийство делом рук его "товарищей по партии", были возмущены. Руководство "Нации ислама" срочно нуждалось в новом имаме, который мог бы успокоить это возмущение и сохранить финансовый и политический контроль организации над гарлемской общиной.
Выбор пал на Луиса Фаррахана, прекрасно зарекомендовавшего себя в Бостоне. В 1965 году, сразу после убийства Малькольма Экса, он был назначен на должность главы мечети Гарлема. В этом качестве он и выступал на протяжении десяти лет. Гарлемская община под руководством нового имама не только осталась под влиянием "Нации ислама", но и стала для него "трамплином" для нового взлета.
Из Гарлема на Олимп

"Нация ислама" была известна черному меньшинству и до прихода Фаррахана. Однако именно он сумел превратить ее во влиятельнейшую организацию, говорящую от имени всех афро-американцев.
После смерти Элия Мухаммада в 1975 году Фаррахан без особых усилий оттер всех претендентов на лидерство. Для этого даже не потребовалось никого убивать -- верный признак подавляющего превосходства гарлемского имама. Он ввел жесткую дисциплину среди членов организации. Сейчас в черных кварталах многих американских мегаполисов реальная власть находится в руках своеобразной службы безопасности, состоящей из "освобожденных функционеров" "Нации ислама", общая численность которых составляет от 10 до 20 тысяч человек.
Официально эта "гвардия" поддерживает порядок в негритянских районах и охраняет первых лиц организации. Высокая организованность всех массовых акций "Нации ислама" заставляет думать, что в ходе их проведения за порядком также следят эти "гвардейцы". Нельзя, однако, исключить и того, что служба безопасности под видом сбора добровольных пожертвований при случае промышляет и рэкетом.
Финансовая мощь "Нации ислама" при Фаррахане была существенно упрочена. К уже существующей сети ресторанов, магазинов, строительных фирм добавились промышленные предприятия, созданные за счет беспроцентных кредитов от Муамара Каддафи.
Нынешние политические позиции Луиса Фаррахана также дают ему все поводы для того, чтобы говорить от имени всей черной Америки. В свое время он не гнушался никакими союзниками. Среди соратников мусульманина Фаррахана на рубеже 80--90-х успела побывать даже известная американская коммунистка Анджела Дэвис. Не останавливался он и перед тем, чтобы "сдавать" тех, кто был уже не нужен. Когда десять лет назад американские власти громили негритянскую террористическую организацию "Черные пантеры", Фаррахан пальцем о палец не ударил, чтобы защитить "братьев". Что и понятно: устранение такого конкурента было ему лишь на руку.
В итоге сейчас "Нация ислама" является единственной крупной организацией черных расистов, и конкурентов у нее практически нет. Луис Фаррахан может с полным на то основанием стать во главе шествия под названием "Марш миллиона черных мужчин". Вопрос, однако, в том, что многие из его сторонников ждут от него большего, чем ставшие традиционными заклинания о белых врагах. Участники демонстраций все чаще испытывают разочарование от того, что после акций Фаррахана "ничего не меняется". В принципе, это понятно. Ведь идеология не должна мешать бизнесу, а бизнесу, как известно, нужна стабильность.

Свои проповеди, больше похожие на шоу, он устраивает во многих странах мира, в том числе и в России. И умудряется очень неплохо на этом зарабатывать."Нация ислама" на марше


Уже несколько лет подряд 16 октября становится трудным днем для вашингтонской полиции. В этот день на улицы выходят огромные толпы черных американцев -- последователей новоявленного "черного пророка" Луиса Фаррахана.

Демонстрация начинается ранним утром с общей молитвы. Затем -- гвоздь программы -- выступление самого Фаррахана. Бывший ведущий одной из бостонских радиостанций, он знает толк в организации эффектных шоу. Вождь черных мусульман появляется перед толпой в наряде, считающемся верхом хорошего тона в Гарлеме: яркий шелковый костюм, галстук-бабочка, запонки с крупными драгоценными камнями, золотые часы, огромный перстень, очки с затемненными стеклами. Его речь может продолжаться несколько часов и неоднократно прерывается восторженными аплодисментами и криками тысяч приверженцев.

Речами ораторов дело не ограничивается. Митинги "Нации ислама" сопровождаются настоящими шоу. На них выступают популярные черные музыканты, многие из которых (например, Майкл Джексон) были или являются духовными сыновьями Луиса Фаррахана. Практикуются и более экзотические увеселения. Ораторы из числа черных расистов выходят на сцену в сопровождении своих соплеменников из африканских стран, которые исполняют национальные танцы. А недавно на митинге была устроена массовая свадьба. Хороший приятель Луиса Фаррахана, финансирующий многие его мероприятия, корейский проповедник и глава одной тоталитарных сект "преподобный" Мун во время демонстрации черных мусульман-расистов исполнил красочный обряд бракосочетания нескольких десятков последователей своего религиозного учения.

Несмотря на исламскую и антиамериканскую риторику (направленную, правда, только против белого населения Штатов), в акциях Фаррахана очень много американского духа. В толпе демонстрантов снуют продавцы фаст-фуда, представители "Нации ислама" торгуют аудио- и видеозаписями выступлений лидера организации. Идеология, как принято в Америке, не должна мешать бизнесу.

Пока что шествия сторонников "Нации ислама", носящие громкие названия, вроде "Марша миллиона черных мужчин" или "Марша миллиона семей", не доставляют особых хлопот вашингтонской полиции. Представители властей даже удивляются "дисциплинированности" участников демонстраций. Однако сами горожане, и в особенности белые, Фаррахана все же побаиваются и стараются не появляться на улицах в дни массовых демонстраций последователей "Нации ислама"

Негр в белой бурке


Луис Фаррахан не только проводит ежегодные демонстрации 16 октября. Он путешествует по всему миру, пытаясь распространять свое учение. Глава черных мусульман -- частый гость в Ливии, где его тепло встречает Муамар Каддафи. Два лидера обсуждают планы пропаганды идей ливийской революции в США, проекты объединения Африки, о котором уже не первый год мечтает Каддафи.

Ливийский диктатор является одним из спонсоров "Нации ислама", недавно он передал этой организации миллион долларов на проповедь ислама в Соединенных Штатах. Фаррахан, со своей стороны, охотно делится опытом "специалиста по связям с общественностью": глава черных расистов Америки входит в генеральный секретариат "Всемирного исламского народного руководства", структуры, занимающейся "продвижением" идей Каддафи в мире.

Фаррахана с охотой принимают и в странах черной Африки, лидеры которых также не упускают случая напомнить белым о колониализме и работорговле. Известно, что подразделение "Нации ислама" существует в Гане. По понятным причинам Фаррахана, не устающего проклинать "американский империализм", тепло встречают на Кубе. Да и проживающие в Европе черные эмигранты знают и любят Луиса Фаррахана.

Любопытна история появления Фаррахана в России. Лидеры отечественного мусульманского сообщества, усиленно борющиеся за влияние на массы верующих, одно время стремились побаловать их встречами с именитыми гостями из-за границы. Всякое лыко здесь шло в строку, и в числе таких гостей в начале 1998 года, во время священного месяца Рамадан, оказался в Москве и лидер " Нации ислама".

Луиса Фаррахана пригласил председатель Союза мусульман России Надир Хачилаев, тот самый, который организовал попытку государственного переворота в Дагестане, а затем участвовал в известном вторжении чеченских полевых командиров в эту республику. Приглашение было согласовано с Духовным управлением мусульман Европейской России, глава которого Равиль Гайнутдин лично встретился с Луисом Фарраханом и дал ему возможность произнести проповедь во время пятничной молитвы в московской соборной мечети на проспекте Мира.

Из Москвы лидер черных мусульман Америки направился в Махачкалу. Тогда в дагестанской столице шли выборы мэра, и Надир Хачилаев надеялся, что визит "большого человека" поможет его соратникам выиграть их. Кроме того, и сам Фаррахан, по его собственному признанию, жаждал изучить положение на Северном Кавказе не по сообщениям "сионистских СМИ" Америки, а непосредственно на месте.

Луис Фаррахан выступил в соборной мечети Махачкалы, получил в подарок от сторонников Надира Хачилаева белую бурку , в которой позже и вышел к журналистам. "Изучение ситуации" предполагало также встречу с Мовлади Удуговым, главным идеологом чеченских сепаратистов. Встреча сорвалась только благодаря вмешательству российских властей, представители которых напомнили гостю из Америки об истечении срока его визы.

Думается, Фаррахан приехал в Россию, не имея специальной цели поддержать исламских экстремистов на Кавказе. Он просто наслаждался теплым приемом и произносил обычные малосодержательные речи. Скорее всего, он просто очень плохо понимал, что происходило тогда в России. Так, в Махачкале лидер черных мусульман высказал пожелание, чтобы Россия вновь превратилась в сверхдержаву, способную составить конкуренцию Соединенным Штатам на мировой арене. Едва ли пригласившему его Надиру Хачилаеву было приятно слушать такие речи.

Тем не менее Фаррахан не забыл о Северном Кавказе. После возвращения на родину он организовал сбор средств в пользу чеченцев. И хотел того лидер "Нации ислама" или нет, большая часть собранных черными мусульманами США денег попала в руки боевиков.

Ди-джей Фаррахан


"Кто такой мистер Фаррахан?" Вопрос этот до сих пор остается открытым. Ведь несмотря на популярность на родине и широкие международные связи, вождь черных мусульман не является политиком в обычном смысле этого слова. В его речах нельзя встретить и намека на внятную программу, а подавляющее большинство его акций представляет собой обычное сотрясание воздуха, не влекущее серьезных последствий. Помощь чеченским боевикам здесь можно считать исключением.

В действительности вся активность Луиса Фаррахана поставлена на службу довольно простым целям. "Пророк черного ислама" любит быть на виду и дорожит своей популярностью. Кроме того, организация, которой он руководит, давно превратилась из религиозной в сугубо коммерческую. Сохранение и укрепление бизнеса и популярности-- единственная цель Фаррахана.

Вообще, любой современный публичный политик или общественный деятель должен быть в некоторой степени шоуменом. Однако Луис Фаррахан в этом смысле бьет все рекорды. Что и неудивительно, поскольку за плечами у него профессиональный опыт работы в сфере шоу-бизнеса.

Луис Юджин Уолкот, ставший впоследствии Луисом Халимом Абдулом Фарраханом, родился 11 мая 1933 года в городе Роксберри, штат Массачусетс. Фаррахан любит называть себя потомком черных рабов, однако не исключено, что это лишь риторический прием. По некоторым данным, родители самого рьяного борца за права черного меньшинства Америки переехали в эту страну уже после отмены рабства.

Луис Юджин с братом Элвином росли в бедной семье без отца. Будущий лидер черных мусульман уже в раннем детстве обнаружил музыкальные способности. С шести лет он начал учиться играть на скрипке, а с тринадцати выступал в составе оркестра города Бостона, куда перебралась его семья.

Вся юность будущего проповедника и религиозного деятеля оказалась связанной с шоу-бизнесом. В двадцатилетнем возрасте он оставил бостонский оркестр и поступил на работу на одну из городских радиостанций в качестве ди-джея. Слушателям он был известен под псевдонимом The Charmer ("обаяшка"). Луис Юджин Уолкот сам писал и исполнял песни. Примечательно, что это увлечение он не бросил после обращения в ислам и до сих пор любит иногда исполнять собственные сочинения перед сторонниками "Нации ислама".

Веселая жизнь ди-джея для Луиса Юджина Уолкота продолжалась вплоть до середины 50-х годов. Под влиянием проповедей Малькольма Экс, одного из руководителей "Нации ислама", он решил примкнуть к этой организации. Уолкот принял ислам, изменил имя и по требованию своих "духовных отцов" отказался от карьеры в шоу-бизнесе.

Зато его религиозная и общественная карьера быстро пошла в гору. Через год после обращения Луис Фаррахан был назначен имамом бостонской мечети, то есть фактическим главой отделения "Нации ислама" в этом городе. Под руководством бывшего ди-джея бостонская община стала наиболее крупной и влиятельной в организации.

Чисто расовый бизнес


Внешне перемена в жизни Луиса Фаррахана, связанная с принятием ислама и отказом от прежней карьеры, выглядит как мужественный поступок убежденного человека. Казалось бы, даже при том, что он быстро выдвинулся на первые роли в "Нации ислама", его новая жизнь должна была быть полной аскетизма, лишений и бескорыстного служения Аллаху. Но это совершенно неверно.

"Нация ислама" была отнюдь не бедной организацией. С самого ее создания в 1930 году лидеры "Нации" массу сил и времени уделяли собственному бизнесу. Идеологической основой этого была идея об экономической независимости черных от белых. Последователям "Нации ислама" предлагалось покупать вещи или обедать только в магазинах и ресторанах, принадлежащих черным, арендовать жилье только у черных, наконец, вкладывать сбережения только в "расово чистые" предприятия.

Между тем при организации создавались банки, агентства недвижимости, строительные компании, рестораны, магазины, сельскохозяйственные фермы. Ни с инвестициями, ни с продажами руководство "Нации ислама" проблем не испытывало: идеологическая обработка черного населения в духе идей "экономической независимости" была прекрасно поставлена. Свой скромный вклад в нее делал и имам бостонской мечети Луис Фаррахан, который едва ли проигрывал по размеру доходов ди-джею по прозвищу The Charmer.

Нетрудно догадаться, что при таких условиях бизнес руководителей "Нации ислама" быстро принял полумафиозный характер. Между первыми лицами организации начались размолвки, вскоре обернувшиеся заказными убийствами. Фактический ее основатель Элия Мухаммад, которого ныне все черные расисты Америки склонны уподоблять Моисею, Будде, Христу и Магомету вместе взятым, однажды чуть не стал жертвой наемных убийц. Примечательно, что даже "официальные историки" "Нации ислама" не решаются переложить ответственность за это покушение на американские спецслужбы или белые расистские группировки, признавая, что оно стало следствием "разборок" внутри руководства организации.

Другой видный деятель черного мусульманского движения, Малькольм Экс, который в свое время обратил в ислам самого Фаррахана, оказался не столь везучим. После попытки отколоться от "Нации ислама", а заодно увести с собой мусульман Гарлема (он возглавлял мечеть в этом районе) Экс погиб при загадочных обстоятельствах. Мусульмане Гарлема, не без оснований считавшие это убийство делом рук его "товарищей по партии", были возмущены. Руководство "Нации ислама" срочно нуждалось в новом имаме, который мог бы успокоить это возмущение и сохранить финансовый и политический контроль организации над гарлемской общиной.

Выбор пал на Луиса Фаррахана, прекрасно зарекомендовавшего себя в Бостоне. В 1965 году, сразу после убийства Малькольма Экса, он был назначен на должность главы мечети Гарлема. В этом качестве он и выступал на протяжении десяти лет. Гарлемская община под руководством нового имама не только осталась под влиянием "Нации ислама", но и стала для него "трамплином" для нового взлета.

Из Гарлема на Олимп


"Нация ислама" была известна черному меньшинству и до прихода Фаррахана. Однако именно он сумел превратить ее во влиятельнейшую организацию, говорящую от имени всех афро-американцев.

После смерти Элия Мухаммада в 1975 году Фаррахан без особых усилий оттер всех претендентов на лидерство. Для этого даже не потребовалось никого убивать -- верный признак подавляющего превосходства гарлемского имама. Он ввел жесткую дисциплину среди членов организации. Сейчас в черных кварталах многих американских мегаполисов реальная власть находится в руках своеобразной службы безопасности, состоящей из "освобожденных функционеров" "Нации ислама", общая численность которых составляет от 10 до 20 тысяч человек.

Официально эта "гвардия" поддерживает порядок в негритянских районах и охраняет первых лиц организации. Высокая организованность всех массовых акций "Нации ислама" заставляет думать, что в ходе их проведения за порядком также следят эти "гвардейцы". Нельзя, однако, исключить и того, что служба безопасности под видом сбора добровольных пожертвований при случае промышляет и рэкетом.

Финансовая мощь "Нации ислама" при Фаррахане была существенно упрочена. К уже существующей сети ресторанов, магазинов, строительных фирм добавились промышленные предприятия, созданные за счет беспроцентных кредитов от Муамара Каддафи.

Нынешние политические позиции Луиса Фаррахана также дают ему все поводы для того, чтобы говорить от имени всей черной Америки. В свое время он не гнушался никакими союзниками. Среди соратников мусульманина Фаррахана на рубеже 80--90-х успела побывать даже известная американская коммунистка Анджела Дэвис. Не останавливался он и перед тем, чтобы "сдавать" тех, кто был уже не нужен. Когда десять лет назад американские власти громили негритянскую террористическую организацию "Черные пантеры", Фаррахан пальцем о палец не ударил, чтобы защитить "братьев". Что и понятно: устранение такого конкурента было ему лишь на руку.

В итоге сейчас "Нация ислама" является единственной крупной организацией черных расистов, и конкурентов у нее практически нет. Луис Фаррахан может с полным на то основанием стать во главе шествия под названием "Марш миллиона черных мужчин". Вопрос, однако, в том, что многие из его сторонников ждут от него большего, чем ставшие традиционными заклинания о белых врагах. Участники демонстраций все чаще испытывают разочарование от того, что после акций Фаррахана "ничего не меняется". В принципе, это понятно. Ведь идеология не должна мешать бизнесу, а бизнесу, как известно, нужна стабильность.

НИКОЛАЙ СИЛАЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама