29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Чет и нечет"

Архивная публикация 2004 года: "Чет и нечет"

Роман французского писателя и литературного критика Фредерика Бегбедера Windows on the World радикально отличается от всех книг, посвященных событиям 11 сентября 2001 года.

Роман французского писателя и литературного критика Фредерика Бегбедера Windows on the World радикально отличается от всех книг, посвященных событиям 11 сентября 2001 года.

Основных отличий два: во-первых, Windows on the World — это первое художественное произведение о трагедии в НьюЙорке. А во-вторых, автор не строит никаких версий относительно «кто?» и «почему?». Он прежде всего пытается представить, как это было. Поминутно расписав время с 8.30 до 10.28 11 сентября, писатель каждую нечетную минуту смотрит на происходящее глазами вымышленного персонажа — американца Кэртью Йорстона, который пришел с детьми позавтракать в шикарный ресторан Window on the World на 107-м этаже Всемирного торгового центра. Четные минуты Бегбедер оставляет для собственного осмысления происшедшего. Западный читатель был в шоке от того, что писатель нарушил некий неписаный кодекс молчания и использовал при этом ряд приемов на грани фола. Допустимо ли вести повествование от имени человека, обреченного на смерть, и его малолетних детей? Насколько уместны на этом фоне эмоциональные до истерики личные переживания автора, его рассуждения о религии, геополитике и культуре? Но нельзя не признать: Бегбедер создал провокационное, но по-настоящему мощное и органичное произведение. Без авторских четных минут вряд ли кто-либо смог бы дочитать предсмертный репортаж Кэртью Йорстона — в этих крошечных главках абсолютно запредельное напряжение. И в свою очередь, без этой «хроники Апокалипсиса» минуты Бегбедера-героя превращаются в сборник аналитических статей, эссе и памфлетов.

Все вместе, прочитанное не спеша, не в метро и в хронологическом порядке, пробирает до костей, необъяснимо меняя мироощущение. Задача литературы именно в этом, а не только в том, чтобы «описать то, что нельзя увидеть по телевизору», как наивно полагает сам Бегбедер.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама