Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Чет и нечет"

Превращение российских банковских рейтингов в полноценный бизнес-инструмент обнажило фундаментальную проблему — чем становится отечественный финансовый рынок, тем труднее его оценивать.

В минувшем году случился конфликт между теми, кто играет на банковском рынке, и теми, кто его оценивает. Банк подал в суд на рейтинговое агентство , аналитик которого Юлия Архипова в интервью дала весьма нелестную оценку перспективам депозитной политики . В банке сочли высказывание подрывом деловой репутации. Суд принял компромиссное решение: иск удовлетворить, но сумму сатисфакции с $10 млн снизить до 20 тыс. рублей.


Решение можно считать весьма символичным, поскольку отныне де-юре признано: слово аналитика имеет значение на финансовом рынке. Но вот цена этого слова пока вызывает большой вопрос.


В начале было слово


Впрочем, тезис о значении слова давно признан последователями не только блаженного Августина, но и Адама Смита. Авторитеты экономической теории давно констатировали: современная экономика становится информационной. И в этой информации все большее значение приобретают системы оценок игроков того или иного рынка. В сфере банкинга за последние 30 лет сложилась система рейтингования, к настоящему времени ставшая довольно традиционной. По гамбургскому счету тон на этом поприще задает — рейтинговые агентства Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service и FitchRatings.


Сама система международных банковских рейтингов довольно проста и прозрачна. Основные направления — кредитные рейтинги, рейтинги надежности и устойчивости банков. Традиционно банки классифицируются по разным группам с буквенными обозначениями А, В и С, определяющими разную степень рисков или надежности того или иного банка. Для расчета используется 15-25 различных показателей работы банка, которые по разным методикам образуют конечный коэффициент.


Для России, где лет семьдесят единственным признанным банков был соответствующий отдел ЦК КПСС, банковские рейтинги — дело относительно новое и далеко не сразу получившее признание. По большому счету, российские банкиры начали более-менее серьезно относиться к рейтингованию, лишь убедившись, что без кредитного рейтинга на международном рынке межбанковских заимствований вообще нечего делать. 


.


Принципиальный перелом в отношении российских банков к рейтингованию произошел после дефолта 1998 года, когда окончательно стало ясно, что закрытые финансовые системы банкам, мягко говоря, противопоказаны и на играх в всерьез и надолго не удержаться.


После 1998-го в Москве стали открываться филиалы западных и первые национальные рейтинговые организации.


Сейчас на этом рынке действует шесть серьезных игроков. Standard & Poor’s работает в России с 1998 года, ведет рейтинги банков, облигаций и лизинговых компаний. FitchRatings, чей московский филиал открыт в 2003 году, присваивает рейтинги более чем 200 банкам и корпорациям в России и странах постсоветского пространства и формирует кредитные рейтинги стран и отдельных регионов. Кроме того, в FitchRatings рейтинги страховых и управляющих компаний и сервисеров. Moody’s Interfax Rating Agency — российская Moody’s Investors Service, образованная в 2001 году на базе рейтингового агентства , специализируется на кредитных рейтингах банков и страховых компаний.


Еще трех игроков можно считать авангардом национального финансового рейтингования — рейтинговое агентство , открывшееся в 1997 году, агентство (российское подразделение GlobalRating Group, открывшееся в 2001 году) и Национальное рейтинговое агентство, образованное в 2000 году на базе информационно-аналитического управления НАУФОР. В этих игроков классические кредитные рейтинги, рейтингование банков, страховых, лизинговых и управляющих компаний, пенсионных фондов и ПИФов.


Проблемы качества


Лет пять назад в прошел круглый стол на тему рейтингов. На нем были обозначены основные мифы, связанные с рейтингами. Миф первый: рейтинг — это такая табличка, где все ранжированы по какому-то показателю. Миф второй: рейтинг можно купить. Миф третий: нормальной национальной системы рейтингования нет и не будет.


И хотя с той поры минуло пять лет, проблемы рейтингования по-прежнему несут отпечаток этих мифов.
.


Курганова считает, что в России до сих пор нет ни одного агентства, способного обеспечить качественный анализ всех субъектов хозяйственного оборота на основе единой информационной базы данных и унифицированной методики. Отдельные фрагменты этой целостной задачи решаются различными информационными и рейтинговыми агентствами, как российскими, так и зарубежными. В результате их оценки по большей части не только несопоставимы, но и противоречивы>.


Одна из причин национального отставания — отсутствие нормальной исходной информации. Калька с западных методик рейтингования практически невозможна, так как они под Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ), которые для России пока остаются экзотикой. К тому же западные схемы предполагают проведение углубленных исследований субъектов рейтингования, а в России большинство рейтингов формируется . По мнению Кургановой, именно поэтому ссылки на западные методики часто .


Еще одна проблема финансового рейтингования — сильная зависимость рейтингов участников рынка от рейтинга страны в целом. Например, как отмечает Курганова, для детальной оценки инвестиционной привлекательности отдельных городов и регионов России . Кроме того, при снижении странового рейтинга автоматически снижаются и максимально возможные рейтинги российских банков, даже вполне успешно развивающихся.


Кому это нужно?



С прикладной точки зрения рейтинги дают возможность сравнения рисков и надежности заемщиков и эмитентов. И в этом контексте . 


Этот процесс ставится на поток. По словам Виктора Четверикова, директора Национального рейтингового агентства, с 2000 года в России расширяется практика включать данные тех или иных рейтингов в скоринговые модели инвестиционных компаний и банков при определении лимитов риска на контрагента или долгового эмитента. В системе анонимной торговли РТС и при определении залоговых лимитов в сделках Межбанковской расчетной системы используются рейтинговые оценки кредитного качества активов. АИЖК использует рейтинги страховых компаний, формируемые Национальным рейтинговым агентством и агентством , при определении лимитов на страхование сделок с использованием ипотечных закладных.


По мнению Четверикова, в перспективе можно говорить и о большем — например, о том, что рейтинговые агентства могли бы стать чем-то вроде риск-менеджмента на аутсорсинге: средние и мелкие участники финансового рынка, не имеющие возможности создавать собственные сильные группы риск-менеджеров, могли бы передавать агентствам задачи оценки своих потенциальных партнеров и контрагентов.


Список примеров практического применения рейтингов можно продолжать, однако следует иметь в виду определенную условность этого инструмента.


.


В компании отмечают, что предпочитают делать анализ рынка либо собственными силами, либо заказывать эксклюзивные исследования на интересующую тему. , — отмечает Василий Белов, шеф .


Схожей точки зрения придерживается и Наталья Арсентьева, начальник управления анализа рисков банка .


.


Степень доверия


Объективность оценок российских рейтинговых агентств остается спорным вопросом. В большинстве банков, куда обратился с вопросом о отечественных рейтингов, ответили коротко: . Сами менеджеры рейтинговых организаций, впрочем, полагают, что этот вопрос тем не менее логичен.


.


Ситуации с могут выглядеть по-разному. , — говорит Олег Анисимов, главный редактор журнала , который регулярно публикует ряд финансовых рейтингов.


рейтинги вполне могут существовать, хотя лично я с такими фактами не сталкивалась, — соглашается Наталья Арсентьева. — Всегда нужно делать скидку на то, что рейтинг может быть необъективным, и его вес в принятии того или иного решения должен быть соответствующим>.


Медиа-оценки


Существенное влияние на рейтингов в последние 5-8 лет оказывают так называемые медийные рейтинги, публикуемые рядом российских деловых изданий. Наиболее известные — рейтинги журналов , , и .


Некоторые участники рынка относятся к медийным рейтингам скептически. Одна из причин заключается в том, что масс-медиа чаще всего обнародуют не рейтинги, а рэнкинги — списки участников рынка, упорядоченные по величине какого-либо показателя деятельности, например по размеру активов, капиталов, выданных кредитов и т.п. 


рэнкингов: они выполняют важную функцию — доносят до читателей информацию, которая в большинстве случаев для них недоступна, — показатели финансовой деятельности банков>. 


Другие эксперты полагают, что медиа-рейтинги заняли свою нишу на финансовом рынке.
, , , , — говорит Виталий Глевич, заместитель предправления Инвестторгбанка. — Обычно они используют финансовую отчетность банков, представляемую в ЦБ, поэтому этим публикациям можно доверять>.


Такое же отношение к медиа-рейтингам и у Филиппа Дельпаля, который считает весьма полезными публикации рэнкингов крупнейших банков по размеру активов или собственных средств и по отдельным показателям банковской деятельности. Тем более что практика медиа-рейтингов и медиа-рэнкингов отнюдь не российское изобретение. На мировом финансовом рынке значительным авторитетом пользуется рэнкинг 1000 крупнейших банков рынка, публикуемый журналом The Banker.


.
Так что можно констатировать: медиа-рейтинги завоевали свое место под солнцем. И это логично, считает Олег Анисимов: . 


Этика сравнений


Напомним, именно прозвучавшая в масс-медиа оценка, а отнюдь не официальный рейтинг, стала причиной бурной реакции на профессиональных . Этот конфликт послужил катализатором разговоров о правах и обязанностях рейтинговых агентств.


я бы не стала делать выводы поведенческого характера о том, что , — говорит Наталья Арсентьева. — Вполне достаточно было бы привести факты о том же росте претензий со стороны клиентов и росте в связи с этим рисков оттока клиентов, а право делать выводы предоставить пользователям этой информации. Тем более что деловая репутация банка очень уязвима: любая негативная информация способна свести ее к нулю, а опровержение этой информации далеко не всегда может вернуть репутацию на прежний уровень. В результате потери бизнеса могут быть очень серьезными>. 


В свою очередь, Наталья Борзова из полагает, что рейтинговые агентства вправе иметь и отстаивать собственное суждение, однако оно должно быть аргументированно и максимально взвешенно. И в этой связи считает актуальным кодекс рейтинговых агентств, который определит и сделает понятными и прозрачными принципы оценок.


Кодекс был разработан Национальной фондовой ассоциацией (НФА), Национальным рейтинговым агентством, и агентством АК&M. Предполагается, что присоединение к нему того или иного агентства должно стать условием его аккредитации в НФА.


.


Кодекс определяет такие принципы работы рейтингующих организаций, как использование объективных показателей при формировании рейтингов, прозрачность и открытость методологии их составления, независимость агентств от участников рынка, непрерывность рейтингования, использование квалифицированных кадров и гарантии конфиденциальности информации, которую предоставляют рейтингуемые участники рынка.



Ричард Хейнсворт, шеф , в свою очередь, отмечает, что миссия рейтинговых агентств — содействовать созданию благонадежного, честного и прозрачного финансового рынка своей страны. Кодекс должен определить в соответствии с такой миссией.


Оптимисты считают, что присоединение к кодексу прочих участников рынка рейтингования может стать стимулом для организации рейтингового сообщества на более высоком уровне. Однако, по мнению Ольги Кургановой, для этого необходим как минимум еще один фактор — включение в существующую нормативную базу обязательности получения кредитного рейтинга банковскими, финансовыми и промышленными предприятиями, желающими работать со средствами бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов или привлекающими средства населения. 


Не нужно быть пророком, чтобы констатировать: в ближайшем будущем это едва ли возможно. В конце концов, как уже говорилось, традиция рейтингования для России по-прежнему нова, а вот подсознательная уверенность, что окончательную оценку участникам любого рынка ставят власти, пока еще жива. И то, что вместо ЦК теперь эта миссия лежит на ЦБ, с ментальной точки зрения мало что меняет.


Однако в любом случае большинству участников рынка ясно: институт рейтингов вырос из периода старт-апа и нуждается в новой системе отношений и с регуляторами различных рынков, и с , и друг с другом.
.

 


Банки, выдавшие больше всего кредитов негосударственным предприятиям(на 1 января 2008 года)

































































































































МестоБанкОбщая сумма кредитов (тыс.руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ2 778 287 538
2ВТБ697 039 796
3ГАЗПРОМБАНК377 031 992
4АЛЬФА-БАНК319 623 950
5БАНК МОСКВЫ232 887 584
6РОССЕЛЬХОЗБАНК221 463 057
7РАЙФФАЙЗЕНБАНК211 641 894
8«ЮНИКРЕДИТ»192 864 143
9ПРОМСВЯЗЬБАНК155 371 950
10«УРАЛСИБ»136 438 891
11МДМ-БАНК124 071 492
12РОСБАНК118 865 902
13«ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД»116 813 661
14НОМОС-БАНК116 138 201
15МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ102 468 905
16«ПЕТРОКОММЕРЦ»91 390 621
17«АК БАРС»88 786 169
18«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»83 908 476
19СВЯЗЬ-БАНК82 116 299
20«ГЛОБЭКС»66 256 549
21«ЗЕНИТ»65 977 313
22АБСОЛЮТ БАНК62 131 824
23«ВОЗРОЖДЕНИЕ»58 487 198
24«БАНК СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК»54 616 265
25УРСА БАНК48 471 119
26«ВТБ 24»47 956 529
27ТРАНСКРЕДИТБАНК41 386 672
28ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК «КИТ ФИНАНС»38 771 014
29ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ)35 788 604
30КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ)35 537 688

 

Банки с наибольшими остатками денежных средств на счетах корпоративных клиентов(на 1 января 2008 года)

































































































































МестоБанкСредства корпоративных клиентов (тыс.руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ1 070 981 550
2ВТБ482 225 805
3ГАЗПРОМБАНК349 887 399
4РОСБАНК204 721 282
5АЛЬФА-БАНК191 688 668
6«ЮНИКРЕДИТ»153 271 149
7БАНК МОСКВЫ144 509 636
8РОССЕЛЬХОЗБАНК141 446 841
9«УРАЛСИБ»120 587 793
10ПРОМСВЯЗЬБАНК113 884 039
11РАЙФФАЙЗЕНБАНК102 006 799
12«ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД»86 180 969
13МДМ-БАНК84 457 347
14СИТИБАНК77 794 849
15«РУССКИЙ СТАНДАРТ»70 978 152
16«ПЕТРОКОММЕРЦ»69 080 957
17СВЯЗЬ-БАНК67 354 438
18ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК «КИТ ФИНАНС»65 040 299
19УРСА БАНК60 372 715
20МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ57 386 343
21ТРАНСКРЕДИТБАНК57 205 504
22«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»55 254 647
23НОМОС-БАНК54 229 357
24«АК БАРС»52 247 134
25«ЗЕНИТ»51 619 043
26«РОССИЯ»43 072 404
27«ВТБ 24»39 138 380
28«СОЮЗ»36 308 395
29ГАЗЭНЕРГОПРОМБАНК33 638 692
30МОСКОВСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ33 391 027

 

Банки, привлекшие больше всего депозитов физических лиц(на 1 января 2008 года)

































































































































МестоБанкОбщая сумма депозитов (тыс.руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ2 642 552 980
2«ВТБ 24»174 182 681
3БАНК МОСКВЫ121 304 102
4РАЙФФАЙЗЕНБАНК99 594 378
5ГАЗПРОМБАНК86 028 432
6РОСБАНК70 029 456
7«УРАЛСИБ»69 076 055
8АЛЬФА-БАНК64 561 479
9«ВОЗРОЖДЕНИЕ»48 756 421
10«ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД»39 399 864
11УРСА БАНК35 526 145
12«ПЕТРОКОММЕРЦ»35 500 000
13ПРОМСВЯЗЬБАНК34 695 187
14ВТБ33 721 189
15СИТИБАНК33 249 733
16«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»29 673 889
17«ЮНИКРЕДИТ»28 971 466
18«БАЛТИЙСКИЙ»28 407 613
19«ЮНИАСТРУМ»27 865 386
20БИНБАНК25 943 680
21РОССЕЛЬХОЗБАНК25 659 996
22«АК БАРС»24 908 653
23СОБИНБАНК24 279 426
24«ГЛОБЭКС»23 697 850
25СУРГУТНЕФТЕГАЗБАНК23 089 951
26«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ»22 652 653
27НОМОС-БАНК22 050 969
28ИНВЕСТСБЕРБАНК21 227 234
29МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ20 675 943
30НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»20 303 982

 

Таблица 4 Банки, выдавшие больше всего кредитов частным лицам(на 1 января 2008 года)

































































































































МестоБанкОбщая сумма кредитов частным лицам (тыс.руб.)
1СБЕРБАНК РОССИИ1 041 467 577
2«ВТБ 24»159 619 275
3«РУССКИЙ СТАНДАРТ»133 978 321
4РОСБАНК101 310 140
5БАНК МОСКВЫ72 267 852
6«УРАЛСИБ»70 012 150
7РАЙФФАЙЗЕНБАНК68 231 364
8УРСА БАНК65 529 586
9РОССЕЛЬХОЗБАНК61 588 485
10ХКФ БАНК51 341 972
11АЛЬФА-БАНК47 973 160
12«ЮНИКРЕДИТ»47 667 224
13«РУСФИНАНС»43 932 786
14МДМ-БАНК38 347 879
15ТРАНСКРЕДИТБАНК35 021 144
16ГАЗПРОМБАНК34 213 396
17ПРОМСВЯЗЬБАНК33 986 723
18ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК «КИТ ФИНАНС»31 486 184
19ИНВЕСТСБЕРБАНК30 549 186
20КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК25 807 812
21АБСОЛЮТ БАНК24 947 503
22«АК БАРС»22 291 745
23СИТИБАНК22 101 882
24КМБ-БАНК21 351 301
25«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ»21 114 896
26НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»20 994 975
27МОСКОВСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ20 636 919
28«ВОСТОЧНЫЙ»20 118 159
29«БАНК СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК»19 001 912
30МОСКОММЕРЦБАНК18 938 394

 

Таблица 5 Самые прибыльные банки(на 1 января 2008 года)

































































































































МестоБанкПрибыль (тыс. руб)
1СБЕРБАНК РОССИИ160 220 186
2ГАЗПРОМБАНК25 792 722
3ВТБ25 601 133
4«РУССКИЙ СТАНДАРТ»12 017 298
5БАНК МОСКВЫ11 331 325
6МДМ-БАНК10 154 869
7ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК «КИТ ФИНАНС»9 642 303
8НОМОС-БАНК8 960 945
9«ЮНИКРЕДИТ»8 514 290
10РАЙФФАЙЗЕНБАНК8 222 094
11«ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД»7 172 124
12НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВНЫЙ6 759 517
13СВЯЗЬ-БАНК6 478 561
14ПРОМСВЯЗЬБАНК6 391 956
15АЛЬФА-БАНК6 061 334
16РОССЕЛЬХОЗБАНК5 699 509
17РОСБАНК5 627 176
18«УРАЛСИБ»4 724 525
19«ЗЕНИТ»4 510 617
20СИТИБАНК3 842 063
21«РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ»3 635 653
22УРСА БАНК3 504 804
23ТРАНСКРЕДИТБАНК3 404 900
24ХКФ БАНК3 291 043
25ДОЙЧЕ БАНК3 137 882
26«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»3 032 976
27НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»2 965 487
28«ВОЗРОЖДЕНИЕ»2 738 879
29«ПЕТРОКОММЕРЦ»2 564 373
30«СОЮЗ»2 455 061

 

Таблица 6 Самые надежные из 100 крупнейших российских банков (на 1 января 2008 года)





































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































МестоМесто по размеру капиталаБанкГородВозраст (лет)Рег. НомерКапитал (тыс. руб.)*Работающие/рисковые активы (тыс. руб.)Ликвидные активы (тыс. руб.)Обязательства до востребования (тыс. руб)Суммарные обязательства (тыс. руб.)Защита капитала (тыс. руб.)Текущий балл надежности
13ГАЗПРОМБАНКМосква17,4354105 306 178724 904 86957 522 070296 155 408699 300 0225 489 75649,52
227ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК «КИТ ФИНАНС»Санкт-Петербург15,6191115 497 41899 238 78012 234 62817 308 47497 586 528482 59443,68
347РОССИЙСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯМосква8,533407 073 50025 557 658308 514963 16919 601 618621 69139,37
440БИНБАНКМосква14,225628 578 14957 108 1633 396 65837 164 64253 883 4031 024 35238,24
545СЛАВИНВЕСТБАНКМосква13,728207 229 81329 934 0833 135 5687 261 63927 547 806180 88038,10
612МДМ-БАНКМосква14,6236138 360 469216 749 26954 515 96580 542 473245 006 4164 799 52737,63
720«ЗЕНИТ»Москва12,5325520 848 660121 458 99612 611 91043 625 077117 261 636533 16334,63
828«СОЮЗ»Москва14,7230714 647 82273 018 3555 688 13023 822 48469 875 420424 37734,24
917МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙМосква15,3205629 000 225109 078 4105 846 25021 128 38686 700 81122 62633,59
1069ПРОБИЗНЕСБАНКМосква14,524125 199 45128 848 9786 772 73014 798 09933 150 5701 669 72732,44
1122«ПЕТРОКОММЕРЦ»Москва15,7177619 344 177152 700 08413 467 30770 320 536154 476 9721 798 51832,10
1260НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК «ТРАСТ»Москва12,132795 910 37045 798 0337 305 73433 557 28250 878 4603 018 64431,60
1355ТРАНСКАПИТАЛБАНКМосква15,022106 523 26838 381 2365 950 11222 787 04040 206 409289 59031,32
1429«ГЛОБЭКС»Москва15,5194214 596 36570 065 33815 020 15044 265 26073 271 1481 559 16830,57
1556«НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ»Москва5,334216 521 06526 275 538839 6514 994 84423 132 19348 12830,16
1625СВЯЗЬ-БАНКМосква16,6147016 807 006133 427 57420 698 76147 594 109145 028 593770 57729,61
174БАНК МОСКВЫМосква13,8274865 226 349441 553 86258 279 733258 750 959463 881 8513 651 56729,59
1816«АК БАРС»Казань14,1259030 080 602143 655 6048 609 26648 474 034134 167 6482 707 02829,13
1913«РУССКИЙ СТАНДАРТ»Москва14,8228936 552 066168 264 8706 454 76623 418 564155 646 0375 136 32228,87
2071ЭКСПОБАНКМосква13,429984 816 41422 844 1206 569 95117 017 84626 286 301399 34428,34
2151МАСТЕР-БАНКМосква15,121766 754 00025 311 8148 601 37120 876 38828 969 3191 291 16928,08
2224НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВНЫЙМосква15,1217018 784 20838 066 8671 221 22210 059 41420 955 137245 77928,05
23100МОСКОВСКИЙ ЗАЛОГОВЫЙМосква14,424753 023 07125 331 6186 491 39624 761 91729 615 483216 69527,94
2459ПЕРВЫЙ ЧЕШСКО-РОССИЙСКИЙМосква11,632916 166 55217 700 510981 1977 612 09614 592 595140 21727,70
2543ВЕФКСанкт-Петербург17,17297 446 06845 908 5078 699 77946 227 81149 431 341902 26227,52
2699«УРАЛСИБ-ЮГ»Краснодар17,24573 041 26621 945 5153 026 11120 242 72723 542 5421 239 24527,24
2777«РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ»Москва14,723124 098 84317 228 2753 882 41215 870 58218 355 8111 118 22327,12
2886ЛОКО-БАНКМосква13,927073 503 32324 868 8411 859 7739 455 57824 089 86571 91526,93
2963РОСЕВРОБАНКМосква13,231375 781 93440 786 4128 314 01730 940 97345 445 9731 116 16226,59
3023«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»Санкт-Петербург17,343618 985 687112 983 75810 215 07061 571 629111 310 1072 108 58526,43
3187РУССКИЙ БАНК РАЗВИТИЯМосква15,221793 454 48130 666 4287 502 57631 417 59237 247 8251 345 56226,21
3246МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙМосква17,19127 125 71746 969 3549 183 22641 196 87655 125 7395 454 60025,79
3361«РОССИЯ»Санкт-Петербург17,53285 828 16554 660 0491 505 52228 695 62351 738 870637 54925,26
3475МЕТАЛЛИНВЕСТБАНКМосква14,424404 206 33017 976 0081 957 7129 833 75015 975 58557 33225,02
3596ЧЕЛИНДБАНКЧелябинск17,24853 144 53516 665 6761 279 84214 610 52316 661 3531 656 94824,99
3662«АВАНГАРД»Москва13,628795 788 31436 723 3894 963 56917 192 72337 571 381305 34924,78
3794ГАЗБАНКСамара14,723163 249 90222 491 0204 486 14916 038 86425 691 800818 37624,53
3838«ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК»Москва14,524029 409 61144 807 8232 175 43217 940 13440 037 0421 265 56124,30
3911РОСБАНКМосква14,8227243 367 344349 754 12831 807 648139 248 538354 724 6012 440 56523,80
4068«СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ»Москва13,429995 258 56131 268 7703 267 02211 810 38130 988 335171 90623,43
4144ТАТФОНДБАНККазань13,430587 361 38440 838 6842 009 08414 698 76337 520 698481 44523,21
42101ИНВЕСТТОРГБАНКМосква13,827632 988 60123 951 4931 792 48118 116 44923 715 785656 76523,08
4318НОМОС-БАНКМосква15,1220926 685 938169 102 52610 868 68460 460 019161 022 0511 841 62022,34
4467МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙМосква15,419785 396 03234 720 8844 690 98915 924 89436 356 3391 357 99722,10
4531ТРАНСКРЕДИТБАНКМосква15,2214213 317 673103 675 53613 157 44541 824 859111 941 4421 221 65621,50
4674ЗАПСИБКОМБАНКТюмень17,19184 306 84240 029 9004 722 24528 188 81243 027 4831 505 91921,03
4733«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ»Ханты-Мансийск15,4197112 208 66273 613 0278 588 71040 235 74576 668 9493 084 96520,41

 

Таблица 7 Судьи финансового рынка России



























































Специализированные рейтинговые организации
Fitch RatingsВ России работает с 2003 года. Присваивает рейтинги более 200 эмитентам России и стран СНГwww.fitchratings.ru
RusRatingРоссийское подразделение GlobalRating Group. Работает в России с 2001 года. Ведет рейтинги банков, облигаций, лизинговых компанийwww.rusrating.ru
Standard & Poor’sРаботает в России с 1999 года. Ведет рейтинги регионов, банков, страховых компаний — кредитные рейтинги и рейтинги корпоративного управленияwww.standardandpoors.ru
Moody’s Interfax Rating AgencyРоссийская «дочка» Moody’s Investor Service. Работает с 1997 года (до 2001 года — Рейтинговое агентство «Интерфакс»). Специализируется на кредитных рейтингах, рейтингует банки и страховые компанииwww.rating.interfax.ru
Национальное рейтинговое агентствоРаботает с 2000 года. Основано на базе НАУФОР. Ведет рейтинги банков, инвесткомпаний, управляющих компаний, страховых компаний, НПФ и ПИФовwww.ra-national.ru
Рейтинговое агентство «Эксперт»Работает с 1997 года. Ведет кредитные рейтинги, рейтинги отдельных аспектов социальной ответственности компаний, инвестиционные рейтингиwww.raexpert.ru
Масс-медиа, занимающиеся рейтингованием участников финансового рынка
Журнал «Профиль»Издается с 1996 года. Публикует рейтинг персоналий российского финансового рынка, рэнкинги российских банков по размерам чистых активов, по размерам капитала и иным показателямwww.profile.ru
Журнал «Финанс»Издается с 2003 года. Публикует рейтинги банков по различным финансовым показателямwww.finansmag.ru
Журнал «Деньги»Публикует рэнкинг «200 крупнейших банков России» и рейтинг оценочных компаний.www.kommersant.ru/money.aspx
РБКРаботает с 1993 года. Ведет рейтинги кредитоспособности стран, рейтинг страховых компаний, рейтинг лучших ставок по банковским депозитам, рейтинг УК и ПИФов, рейтинг биржевых брокеров, кредитный банковский рейтингwww.rbc.ru
Интернет-портал Banki.ruРаботает с 2003 года. Ведет «Народный рейтинг банков», основанный на анализе отзывов клиентов банковwww.banki.ru
Источник: данные «Профиля».

 

Таблица 8 Изменение позиций крупнейших российских банков в категориях «риск-рентабельность» на 1 января 2008 года в сравнении с 1 января 2007 года











































































































































































Капитал/активы (%)Прибыль/активы (%)
СБЕРБАНК РОССИИ9,953,19
ВТБ19,563,16
ГАЗПРОМБАНК12,992,54
БАНК МОСКВЫ11,151,99
АЛЬФА-БАНК13,151,85
РОССЕЛЬХОЗБАНК15,121,12
ЮНИКРЕДИТ БАНК11,532,23
УРАЛСИБ13,912,23
РАЙФФАЙЗЕНБАНК10,262,40
РОСБАНК11,462,07
МДМ-БАНК13,112,21
РУССКИЙ СТАНДАРТ14,088,07
ПРОМСВЯЗЬБАНК11,862,14
АК БАРС27,771,38
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК33,150,25
НОМОС-БАНК15,853,37
УРСА БАНК8,823,22
БАНК ЗЕНИТ15,923,07
ПЕТРОКОММЕРЦ10,943,44
БАНК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»11,822,33
01.01.2008
СБЕРБАНК РОССИИ15,103,55
ВТБ27,431,86
ГАЗПРОМБАНК14,533,56
БАНК МОСКВЫ14,772,57
АЛЬФА-БАНК14,881,39
РОССЕЛЬХОЗБАНК11,381,25
ЮНИКРЕДИТ БАНК14,482,62
УРАЛСИБ14,481,49
РАЙФФАЙЗЕНБАНК12,402,32
РОСБАНК12,401,61
МДМ-БАНК17,704,69
РУССКИЙ СТАНДАРТ21,727,14
ПРОМСВЯЗЬБАНК12,932,48
АК БАРС20,941,68
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК26,590,49
НОМОС-БАНК15,785,30
УРСА БАНК15,512,04
БАНК ЗЕНИТ17,173,71
ПЕТРОКОММЕРЦ12,671,68
БАНК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»16,802,68
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK