Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Числом поболее…"

…ценою подешевле: производители ноутбуков теряют деньгиПоследние несколько лет немалую долю прибыли производителям компьютеров обеспечивали именно ноутбуки. Собственно, если бы не пристрастие потребителей к портативным компьютерам, отрасль ожидали бы невеселые перспективы. «Ноутбуки — очень и очень прибыльное дело», — с удовлетворением констатировал на сентябрьской встрече с аналитиками гендиректор Hewlett-Packard Марк Херд (Mark V. Hurd), объявив им о рекордных с 2001 года показателях деятельности компании в секторе ПК.

Но сколько продлятся хорошие времена? Многие на $79-миллиардном рынке считают, что ситуация может развиваться так же, как на некогда доходном рынке десктопов. И хотя, по прогнозам Gartner Inc., в этом году прибыльность в секторе ноутбуков вырастет на 15,9% против 14,5% в 2004-м, в следующем году ожидается ее снижение до 12,6%.

Одна из причин — стремительное падение цен. Уже сегодня производители ПК пытаются привлечь покупателей простенькими ноутбуками за $499 или, со скидками, даже за $399. При этом конкуренция обостряется, и совершенно ясно, что такие участники рынка, как компании Acer, Averatec или Gateway, готовы примириться с падением валовой прибыли, рассчитывая компенсировать его за счет объемов продаж. По оценке Роджера Кэя (Roger D. Kay), президента EndPoint Technology Associates, операционная прибыль в секторе ноутбуков находится на уровне 9% против 5% в секторе десктопов. «Но будет ли она выше и после этой кровавой бани? — размышляет он. — Может быть, но не намного».

Рынку приходится держать двойной удар, считает аналитик из First Albany Corp. Джоэл Уэгонфельд (Joel M. Wagonfeld). С одной стороны, снижать производственные издержки дальше становится просто некуда, что ведет к сокращению маржи. С другой стороны, по прогнозам, объемы продаж будут в дальнейшем прирастать главным образом за счет дешевых моделей. Это означает, что даже при стабилизации маржи в абсолютных цифрах прибыль производителей с единицы продукции будет меньше.

По прогнозам IDC, к 2008 году средняя цена ноутбука снизится с сегодняшних $1050 до $717. Если, как это делают многие аналитики, принять, что операционная маржа упадет до 6%, получим всего-то какие-то $50 дохода. Между тем, как ожидается, действия производителей дешевых ноутбуков по-прежнему будут серьезно сказываться на марже. После слияния с eMachines Inc., производителем дешевых десктопов, компания Gateway Inc. применяет экономичный подход и к производству ноутбуков. К тому же путь на этот рынок прокладывают себе и компании из Азии, готовые примириться с небольшой маржей в обмен на увеличение своей доли рынка. Одна из них — созданная три года назад Averatec Inc. из Санта-Аны (штат Калифорния), за которой стоит азиатская TriGem Computer Inc., финансировавшая и eMachines. По словам президента Averatec Саида Шахбази (Saeed Shahbazi), компания уже вполне обходится мизерной 6-процентной маржей с популярных сегодня на рынке тонких и легких ноутбуков примерно за $1000.

Конец цикла

Конкуренция и падение цен не фатальны для производителей ПК, пока компьютеров продается все больше. Но многие аналитики опасаются, что на каком-то этапе темпы роста штучных продаж неизбежно замедлятся. Если продажи рядовому потребителю идут хорошо, говорит аналитик из Gartner Лесли Фиринг (Leslie Fiering), то длившийся три года бум корпоративных продаж начал спадать. «Цикл замены оборудования в компаниях завершается, — добавляет он. — И по мере падения спроса не всем удастся сохранить достаточную для выживания маржу».

Производители, впрочем, утверждают, что не опасаются этого, и отмечают, что корпоративные покупатели обычно приобретают много приносящей высокую прибыль дополнительной периферии и услуг, включая контракты на техническую поддержку, запасные аккумуляторы и установочные станции. Кроме того, еще есть возможности для внедрения инноваций, за которые с покупателя можно взять дополнительную премию.

На этой неделе Gateway представила новый сервис защиты от краж, благодаря которому IT-менеджеры компаний смогут обнаружить потерянные или украденные
лэптопы. А недавно модифицированные модели НР позволяют проигрывать CD или DVD, не дожидаясь, пока прогрузится Windows.

Мало кто ожидает полномасштабной ценовой войны уже на Рождество. Отчасти потому, что существует дефицит некоторых комплектующих, который в ближайшие месяцы может привести к ограничению производства и росту цен на другие детали. И все же практически никто не сомневается в отрицательной динамике прибыльности рынка ноутбуков. Вопросов только два: насколько быстро и насколько серьезно она проявится.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK