25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Читающие икону"

Архивная публикация 2008 года: "Читающие икону"

Cолидный том «Иконопись династии Романовых. Собрание Виктора Бондаренко» можно считать примером гармоничного взаимодействия частных коллекционеров, искусствоведов и историков в общем культурном пространстве. На вопросы «Профиля» отвечает руководитель проекта, заместитель заведующего отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, заслуженный работник культуры РФ Галина Васильевна СИДОРЕНКО.
— Наверняка ученые испытывают к коллекционерам нечто вроде ревности. Как при этом строились отношения с Виктором Бондаренко?
— Сотрудничество началось почти десять лет назад, когда у него уже собралась небольшая, но замечательная коллекция древних икон XV—XVI веков. Многие из них к моменту нашего знакомства уже были восстановлены квалифицированными реставраторами, в том числе и работающими в нашем музее. Возникла идея о публикации репродукций собранных икон. Были приглашены специалисты из разных музеев и институтов для консультаций и выработки направлений в исследовании этих памятников. Подумав, мы решили издавать коллекцию в виде научного каталога, в процессе создания которого каждый участник проекта работает над определенными иконами. Задача была единой для всех авторов — как можно полнее с научной точки зрения представить исследуемый памятник. Работа продолжалась почти пять лет. За это время Виктор Александрович Бондаренко благодаря общению со специалистами и дискуссиям между ними, возникавшим при обсуждении вновь купленных икон, а также собственному таланту оценки подлинных произведений и умению постоянно учиться стал очень хорошо понимать икону, ее красоту и ценность, и вообще стал глубоким, первоклассным коллекционером русской иконы. Вообще работа была новой как для специалистов, которые впервые были призваны осмыслить достоинства частной коллекции, так и для Бондаренко, который должен был общаться с очень разными характерами, а главное, с разными научными подходами исследователей. Мы почти сразу поняли друг друга, и Виктор Александрович практически не вмешивался в авторскую работу. Это дало замечательный результат — вышла наша первая большая и красивая книга «И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV—XX веков», сделанная большим авторским коллективом под руководством научного редактора, доктора искусствоведения Анны Вадимовны Рындиной.
— А если говорить о работе над новой книгой?
— Это наш второй проект. Его идея была иной, и о ней довольно подробно рассказывается в предисловии к изданию. Авторский коллектив состоял уже только из четырех специалистов, каждый из них уникален в своем роде. Задача была очень трудной, поскольку как форма исследования была выбрана монография. В авторский коллектив вошли: Надежда Геннадьевна Бекенева, заведующая отделом древнерусского искусства ГТГ, Виктория Викторовна Горшкова, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея, Ирина Владимировна Сосновцева, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея (Санкт-Петербург), Михаил Михайлович Красилин, заведующий сектором экспертизы ГОСНИИР, Анна Вадимовна Рындина, заведующая отделом древнерусского и современного церковного искусства НИИ теории и истории изобразительного искусства АХ РФ. У всех авторов за плечами опыт работы в музеях, большое количество публикаций, связанных с атрибуцией икон. Такие проекты, как «Иконопись династии Романовых», — большая редкость, но каждый из авторов занят на своей непосредственной работе, а это дает им возможность проявить творческую сущность.
— Неужели все всегда проходило гладко?
— Мы работали чуть больше трех лет. Виктор Александрович приобретал все новые памятники и авторские работы, и мы долго не могли закончить проект. Так как приобретенные иконы были очень интересны для этой монографии, приходилось постоянно дополнять те или иные главы.
— Чем, на ваш взгляд, особенно ценна эта работа?
— Впервые сделана попытка монографического исследования художественных процессов за длительный период, который был очень важен для формирования Нового времени.
— Вы ориентировались сугубо на специалистов?
— Совсем нет. Книга предназначена для всех, кто интересуется религиозным искусством. Не употребляю словосочетание «широкие круги», поскольку боюсь, что ее стоимость будет значительным препятствием (в кулуарах была озвучена сумма около $450. — «Профиль»).
— Случались ли открытия непосредственно во время подготовки издания?
— В процессе изучения каждой иконы возникали разные неожиданности. Например, некоторые иконы были связаны с определенными историческими персонажами, что позволило судить о прежде неизвестных сторонах личности этих людей. Некоторые иконы оказались связанными с историческими событиями и по-своему их отражают. Благодаря этой коллекции появилась возможность узнать имена неизвестных до этого иконописцев — пока только имена, но для иконописи это уже очень и очень много.

Cолидный том «Иконопись династии Романовых. Собрание Виктора Бондаренко» можно считать примером гармоничного взаимодействия частных коллекционеров, искусствоведов и историков в общем культурном пространстве. На вопросы «Профиля» отвечает руководитель проекта, заместитель заведующего отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, заслуженный работник культуры РФ Галина Васильевна СИДОРЕНКО.
— Наверняка ученые испытывают к коллекционерам нечто вроде ревности. Как при этом строились отношения с Виктором Бондаренко?
— Сотрудничество началось почти десять лет назад, когда у него уже собралась небольшая, но замечательная коллекция древних икон XV—XVI веков. Многие из них к моменту нашего знакомства уже были восстановлены квалифицированными реставраторами, в том числе и работающими в нашем музее. Возникла идея о публикации репродукций собранных икон. Были приглашены специалисты из разных музеев и институтов для консультаций и выработки направлений в исследовании этих памятников. Подумав, мы решили издавать коллекцию в виде научного каталога, в процессе создания которого каждый участник проекта работает над определенными иконами. Задача была единой для всех авторов — как можно полнее с научной точки зрения представить исследуемый памятник. Работа продолжалась почти пять лет. За это время Виктор Александрович Бондаренко благодаря общению со специалистами и дискуссиям между ними, возникавшим при обсуждении вновь купленных икон, а также собственному таланту оценки подлинных произведений и умению постоянно учиться стал очень хорошо понимать икону, ее красоту и ценность, и вообще стал глубоким, первоклассным коллекционером русской иконы. Вообще работа была новой как для специалистов, которые впервые были призваны осмыслить достоинства частной коллекции, так и для Бондаренко, который должен был общаться с очень разными характерами, а главное, с разными научными подходами исследователей. Мы почти сразу поняли друг друга, и Виктор Александрович практически не вмешивался в авторскую работу. Это дало замечательный результат — вышла наша первая большая и красивая книга «И по плодам узнается древо. Русская иконопись XV—XX веков», сделанная большим авторским коллективом под руководством научного редактора, доктора искусствоведения Анны Вадимовны Рындиной.
— А если говорить о работе над новой книгой?
— Это наш второй проект. Его идея была иной, и о ней довольно подробно рассказывается в предисловии к изданию. Авторский коллектив состоял уже только из четырех специалистов, каждый из них уникален в своем роде. Задача была очень трудной, поскольку как форма исследования была выбрана монография. В авторский коллектив вошли: Надежда Геннадьевна Бекенева, заведующая отделом древнерусского искусства ГТГ, Виктория Викторовна Горшкова, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея, Ирина Владимировна Сосновцева, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея (Санкт-Петербург), Михаил Михайлович Красилин, заведующий сектором экспертизы ГОСНИИР, Анна Вадимовна Рындина, заведующая отделом древнерусского и современного церковного искусства НИИ теории и истории изобразительного искусства АХ РФ. У всех авторов за плечами опыт работы в музеях, большое количество публикаций, связанных с атрибуцией икон. Такие проекты, как «Иконопись династии Романовых», — большая редкость, но каждый из авторов занят на своей непосредственной работе, а это дает им возможность проявить творческую сущность.
— Неужели все всегда проходило гладко?
— Мы работали чуть больше трех лет. Виктор Александрович приобретал все новые памятники и авторские работы, и мы долго не могли закончить проект. Так как приобретенные иконы были очень интересны для этой монографии, приходилось постоянно дополнять те или иные главы.
— Чем, на ваш взгляд, особенно ценна эта работа?
— Впервые сделана попытка монографического исследования художественных процессов за длительный период, который был очень важен для формирования Нового времени.
— Вы ориентировались сугубо на специалистов?
— Совсем нет. Книга предназначена для всех, кто интересуется религиозным искусством. Не употребляю словосочетание «широкие круги», поскольку боюсь, что ее стоимость будет значительным препятствием (в кулуарах была озвучена сумма около $450. — «Профиль»).
— Случались ли открытия непосредственно во время подготовки издания?
— В процессе изучения каждой иконы возникали разные неожиданности. Например, некоторые иконы были связаны с определенными историческими персонажами, что позволило судить о прежде неизвестных сторонах личности этих людей. Некоторые иконы оказались связанными с историческими событиями и по-своему их отражают. Благодаря этой коллекции появилась возможность узнать имена неизвестных до этого иконописцев — пока только имена, но для иконописи это уже очень и очень много.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».