29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Что в тебе моем?"

Архивная публикация 2008 года: "Что в <Оскаре> тебе моем?"

24 февраля 2008 года в голливудском Kodak Theatre прошла 80-я юбилейная церемония вручения премии Американской киноакадемии. Каждый год миллионы людей делятся друг с другом тем, как низко пал . И все же он остается самым важным кинособытием года, хотим мы этого или нет.

По правде сказать, в последние годы оскаровские церемонии давали немало поводов для недоумения. Тут и странные эксперименты с регламентом, и сомнительный юмор ведущих, и, конечно, выбор победителей. По меньшей мере три года подряд Американская киноакадемия, называя лучший фильм года, вгоняла любителей кино в ступор - и , и , и были как минимум далеки от совершенства. Подобные срывы были и до этого - один чего стоит! - но после трех лет подряд казалось, что хорошего ждать уже не приходится. Может быть, именно этим объясняется ежегодно отмечаемое падение рейтингов телетрансляции церемонии. И интереснее было узнать лауреатов этого года, ибо даже страшно сказать, сколько лет в шорт-лист основных номинаций не попадало такое количество сильнейших работ.


Ав-то-ра!


В этом году положение киноакадемиков было незавидным. Как выбрать лучшую среди таких разных и вместе с тем одинаково сильных картин, как братьев Коэнов, Пола Томаса Андерсона и Тони Гилроя? Уже то, на сколько наград (8, 8 и 7 соответственно) претендовали эти кинопроизведения, говорит о том, какими выдающимися они получились. Правда, это и обнадеживало, ибо практически любой выбор выглядел бы адекватным.


Забавно было наблюдать, как на десятках сетевых ресурсов пытаются предугадать лауреатов этого года. В отличие от прошлых лет, несмотря на схожий процент голосов по каждому из номинантов, не ломались копья, а споры велись удивительно цивилизованно. И это тоже свидетельствовало о равенстве сил соперников - у сетевых спорщиков попросту не было причин уничижительно отзываться о выборе оппонентов.


Конечно, без лишенных интриги категорий не обошлось. Так, практически никто не сомневался в том, что лучшим актером этого года станет Дэниел Дей-Льюис. Его игра в - вершина актерского мастерства, и чтобы оценить ее в полной мере, надо знать, каков этот человек в действительности. Сыграв в фильме воплощенное зло, он расплакался, когда во время интервью в прямом эфире одного из телеканалов узнал о смерти Хита Леджера, с которым даже не был знаком. С британским актером в этот раз соперничали Джордж Клуни и Джонни Депп, но даже у них не было никаких шансов.


Столь же предрешенной выглядела победа Хавьера Бардема в номинации . Ему тоже достался в инфернальный персонаж, который невероятным образом контрастировал, например, с ролью актера в оскароносном (2005). Испанцу противостояли замечательные Том Уилкинсон, Кейси Аффлек и Филип Сеймур Хоффман, но в его победе не сомневался никто.


Ну а третьей из наименее неожиданных побед стал триумф бывшей стриптизерши Дьябло Коуди, получившей статуэтку за лучший оригинальный сценарий к фильму . Ее проникновенная история про 16-летнюю беременную девочку не оставила шансов даже такому мастеру, как тот же Тони Гилрой. О номинации этого сказать было никак нельзя - вполне равные шансы были практически у всех пяти претендентов.


Что же до режиссерской номинации, то тут хочется сделать небольшую оговорку. Бытует мнение, что приз за режиссуру должны получать создатели лучшего фильма и что неправильно, когда в этих двух категориях побеждают разные картины. Профессионалы с этим не согласны - недаром приз за лучший фильм всегда получают продюсеры. Однако от режиссера в не меньшей степени зависит общее впечатление от картины, а потому то, что большинством голосов в обеих главных номинациях победила драма братьев Коэнов, выглядит справедливым.


Решения Киноакадемии в этом году вообще вызвали минимальное количество нареканий. Показалось странным то, что за бортом остались все три песни Алана Менкена и Стефана Шварца из , и то, что за визуальные эффекты премировали , а не головокружительных . Вот, пожалуй, и все, если не считать номинаций, в которых засветились российские картины. Но тут мало сказать, что в категории австрийская драма - выбор, скажем так, неожиданный. О наших несбывшихся ожиданиях и надеждах хочется поговорить с чувством, толком и расстановкой.


Сокровища нации


История Голливуда неразрывно связана с выходцами из России, а потому и с первых своих шагов чествовал . Так, человеком, получившим первый в истории в категории , был Лейб Мильштейн, родившийся в Кишиневе и еще в 1913 году перебравшийся в США, где начал работать в кино под именем Льюис Майлстоун. Он же стал первым в истории обладателем двух , когда в 1930 году его легендарная военная драма , по сей день остающаяся одной из величайших картин о войне, стала лучшим фильмом года.


Российские и советские фильмы получали > в общей сложности шесть раз. И впервые это случилось еще в 1943 году, когда документальная лента Леонида Варламова и Ильи Копалина получила приз в категории .


Последующие четыре раза статуэтки завоевывали фильмы в категории . В 1969 году это была Сергея Бондарчука, в 1976-м - Акиры Куросавы (самый именитый японский режиссер всех времен снял фильм в Советском Союзе), в 1981-м - Владимира Меньшова, а в 1995-м - Никиты Михалкова. Последним - или, как частенько говорят сейчас, на сегодняшний день России является приз выдающегося мультипликатора Александра Петрова в категории , полученный им в 2001 году за .


В этом году у нашей страны был реальный шанс получить сразу два : в номинации на него претендовала драма Никиты Михалкова, а в номинации - новый шедевр Александра Петрова . Любопытно, что в работе над обеими принял участие актер Сергей Гармаш, причем его шансы засветиться в фильме-лауреате были куда выше, ибо он снялся и в Анджея Вайды, соперничавшей с работой Михалкова.


Стоит отметить, что в известном смысле к России имели отношения все пять номинантов в категории . В съемочной группе израильского не обошлось без выходцев из России, австрийские повествуют об одессите Соломоне Соровиче, ставшем в Германии королем фальшивомонетчиков. Казахский снят российским режиссером Сергеем Бодровым, а польская основана на все еще остающейся крайне запутанной истории о расстреле в 1940 году нескольких тысяч польских офицеров, в котором, по всей видимости (однозначных доказательств нет ни у одной из сторон), действительно повинен СССР. Впрочем, тут гордиться явно нечем.


Бревна и соринки


Так или иначе, без малейших признаков оголтелого патриотизма, а исключительно с профессиональной точки зрения хочется отметить, что уж во всяком случае один в этом году Россия получить должна была. Речь о . Это удивительная во всех отношениях работа - и по своей драматургической основе, и по технике. Петров три с половиной года создавал это уникальное кинопроизведение, и хотя затраченное время никогда не было критерием художественной ценности, это лишь одна из иллюстраций того, сколько сил и души было вложено в этот 26-минутный фильм. Еще большей несправедливостью это выглядит, если ознакомиться с победившим , - единственное объяснение, которое приходит на ум - что большинство киноакадемиков посчитало, что Петрову хватит за .


Понятно, что киноакадемики - тоже люди, с обычными слабостями и недостатками, и все же обидно, что непростительным образом политизирован. Нет сомнений, что у не было никаких шансов на статуэтку отнюдь не из-за ее недостатков. Если бы Михалков снял сейчас, он бы тоже за них ничего не получил. И лишь потому, что сейчас у России и США совсем не те отношения, что в 1995 году. Свидетельством политизированности является уже то, что победителей в одной из второстепенных номинаций объявляли солдаты, служащие сейчас в Ираке. Эта идея выглядит особенно странно, если вспомнить, что со сцены Kodak Theatre не раз слышались слова осуждения этой военной экспансии США. Хотя вряд ли стоит обвинять Американскую киноакадемию во всех смертных грехах в то время, как ежегодные вручения премий и , как и едва ли не всех прочих, демонстрируют дефицит вкуса у их устроителей.


Возвращаясь же к - хочется верить, что в России уже очень скоро начнут снимать кино, которому никто просто не посмеет не дать , или любую другую престижную международную награду. Так или иначе, все, что нас не убивает, делает нас сильнее.

24 февраля 2008 года в голливудском Kodak Theatre прошла 80-я юбилейная церемония вручения премии Американской киноакадемии. Каждый год миллионы людей делятся друг с другом тем, как низко пал . И все же он остается самым важным кинособытием года, хотим мы этого или нет.

По правде сказать, в последние годы оскаровские церемонии давали немало поводов для недоумения. Тут и странные эксперименты с регламентом, и сомнительный юмор ведущих, и, конечно, выбор победителей. По меньшей мере три года подряд Американская киноакадемия, называя лучший фильм года, вгоняла любителей кино в ступор - и , и , и были как минимум далеки от совершенства. Подобные срывы были и до этого - один чего стоит! - но после трех лет подряд казалось, что хорошего ждать уже не приходится. Может быть, именно этим объясняется ежегодно отмечаемое падение рейтингов телетрансляции церемонии. И интереснее было узнать лауреатов этого года, ибо даже страшно сказать, сколько лет в шорт-лист основных номинаций не попадало такое количество сильнейших работ.


Ав-то-ра!


В этом году положение киноакадемиков было незавидным. Как выбрать лучшую среди таких разных и вместе с тем одинаково сильных картин, как братьев Коэнов, Пола Томаса Андерсона и Тони Гилроя? Уже то, на сколько наград (8, 8 и 7 соответственно) претендовали эти кинопроизведения, говорит о том, какими выдающимися они получились. Правда, это и обнадеживало, ибо практически любой выбор выглядел бы адекватным.


Забавно было наблюдать, как на десятках сетевых ресурсов пытаются предугадать лауреатов этого года. В отличие от прошлых лет, несмотря на схожий процент голосов по каждому из номинантов, не ломались копья, а споры велись удивительно цивилизованно. И это тоже свидетельствовало о равенстве сил соперников - у сетевых спорщиков попросту не было причин уничижительно отзываться о выборе оппонентов.


Конечно, без лишенных интриги категорий не обошлось. Так, практически никто не сомневался в том, что лучшим актером этого года станет Дэниел Дей-Льюис. Его игра в - вершина актерского мастерства, и чтобы оценить ее в полной мере, надо знать, каков этот человек в действительности. Сыграв в фильме воплощенное зло, он расплакался, когда во время интервью в прямом эфире одного из телеканалов узнал о смерти Хита Леджера, с которым даже не был знаком. С британским актером в этот раз соперничали Джордж Клуни и Джонни Депп, но даже у них не было никаких шансов.


Столь же предрешенной выглядела победа Хавьера Бардема в номинации . Ему тоже достался в инфернальный персонаж, который невероятным образом контрастировал, например, с ролью актера в оскароносном (2005). Испанцу противостояли замечательные Том Уилкинсон, Кейси Аффлек и Филип Сеймур Хоффман, но в его победе не сомневался никто.


Ну а третьей из наименее неожиданных побед стал триумф бывшей стриптизерши Дьябло Коуди, получившей статуэтку за лучший оригинальный сценарий к фильму . Ее проникновенная история про 16-летнюю беременную девочку не оставила шансов даже такому мастеру, как тот же Тони Гилрой. О номинации этого сказать было никак нельзя - вполне равные шансы были практически у всех пяти претендентов.


Что же до режиссерской номинации, то тут хочется сделать небольшую оговорку. Бытует мнение, что приз за режиссуру должны получать создатели лучшего фильма и что неправильно, когда в этих двух категориях побеждают разные картины. Профессионалы с этим не согласны - недаром приз за лучший фильм всегда получают продюсеры. Однако от режиссера в не меньшей степени зависит общее впечатление от картины, а потому то, что большинством голосов в обеих главных номинациях победила драма братьев Коэнов, выглядит справедливым.


Решения Киноакадемии в этом году вообще вызвали минимальное количество нареканий. Показалось странным то, что за бортом остались все три песни Алана Менкена и Стефана Шварца из , и то, что за визуальные эффекты премировали , а не головокружительных . Вот, пожалуй, и все, если не считать номинаций, в которых засветились российские картины. Но тут мало сказать, что в категории австрийская драма - выбор, скажем так, неожиданный. О наших несбывшихся ожиданиях и надеждах хочется поговорить с чувством, толком и расстановкой.


Сокровища нации


История Голливуда неразрывно связана с выходцами из России, а потому и с первых своих шагов чествовал . Так, человеком, получившим первый в истории в категории , был Лейб Мильштейн, родившийся в Кишиневе и еще в 1913 году перебравшийся в США, где начал работать в кино под именем Льюис Майлстоун. Он же стал первым в истории обладателем двух , когда в 1930 году его легендарная военная драма , по сей день остающаяся одной из величайших картин о войне, стала лучшим фильмом года.


Российские и советские фильмы получали > в общей сложности шесть раз. И впервые это случилось еще в 1943 году, когда документальная лента Леонида Варламова и Ильи Копалина получила приз в категории .


Последующие четыре раза статуэтки завоевывали фильмы в категории . В 1969 году это была Сергея Бондарчука, в 1976-м - Акиры Куросавы (самый именитый японский режиссер всех времен снял фильм в Советском Союзе), в 1981-м - Владимира Меньшова, а в 1995-м - Никиты Михалкова. Последним - или, как частенько говорят сейчас, на сегодняшний день России является приз выдающегося мультипликатора Александра Петрова в категории , полученный им в 2001 году за .


В этом году у нашей страны был реальный шанс получить сразу два : в номинации на него претендовала драма Никиты Михалкова, а в номинации - новый шедевр Александра Петрова . Любопытно, что в работе над обеими принял участие актер Сергей Гармаш, причем его шансы засветиться в фильме-лауреате были куда выше, ибо он снялся и в Анджея Вайды, соперничавшей с работой Михалкова.


Стоит отметить, что в известном смысле к России имели отношения все пять номинантов в категории . В съемочной группе израильского не обошлось без выходцев из России, австрийские повествуют об одессите Соломоне Соровиче, ставшем в Германии королем фальшивомонетчиков. Казахский снят российским режиссером Сергеем Бодровым, а польская основана на все еще остающейся крайне запутанной истории о расстреле в 1940 году нескольких тысяч польских офицеров, в котором, по всей видимости (однозначных доказательств нет ни у одной из сторон), действительно повинен СССР. Впрочем, тут гордиться явно нечем.


Бревна и соринки


Так или иначе, без малейших признаков оголтелого патриотизма, а исключительно с профессиональной точки зрения хочется отметить, что уж во всяком случае один в этом году Россия получить должна была. Речь о . Это удивительная во всех отношениях работа - и по своей драматургической основе, и по технике. Петров три с половиной года создавал это уникальное кинопроизведение, и хотя затраченное время никогда не было критерием художественной ценности, это лишь одна из иллюстраций того, сколько сил и души было вложено в этот 26-минутный фильм. Еще большей несправедливостью это выглядит, если ознакомиться с победившим , - единственное объяснение, которое приходит на ум - что большинство киноакадемиков посчитало, что Петрову хватит за .


Понятно, что киноакадемики - тоже люди, с обычными слабостями и недостатками, и все же обидно, что непростительным образом политизирован. Нет сомнений, что у не было никаких шансов на статуэтку отнюдь не из-за ее недостатков. Если бы Михалков снял сейчас, он бы тоже за них ничего не получил. И лишь потому, что сейчас у России и США совсем не те отношения, что в 1995 году. Свидетельством политизированности является уже то, что победителей в одной из второстепенных номинаций объявляли солдаты, служащие сейчас в Ираке. Эта идея выглядит особенно странно, если вспомнить, что со сцены Kodak Theatre не раз слышались слова осуждения этой военной экспансии США. Хотя вряд ли стоит обвинять Американскую киноакадемию во всех смертных грехах в то время, как ежегодные вручения премий и , как и едва ли не всех прочих, демонстрируют дефицит вкуса у их устроителей.


Возвращаясь же к - хочется верить, что в России уже очень скоро начнут снимать кино, которому никто просто не посмеет не дать , или любую другую престижную международную награду. Так или иначе, все, что нас не убивает, делает нас сильнее.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама