Наверх
13 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Что за комиссия, Создатель!"

Как стало известно «Профилю», к годовщине бесланской трагедии администрация президента России подготовила законопроект «О парламентских расследованиях». Отныне депутаты Госдумы и члены Совета Федерации смогут вполне официально создавать парламентские комиссии для поиска ответов на извечные национальные вопросы — кто виноват и что делать. Понятно, что в таком деликатном деле без чуткого руководства со стороны Кремля им просто не обойтись…Уроки Беслана

Президентский законопроект «О парламентских расследованиях» скоро поступит в Думу, уверяют высокопоставленные чиновники президентской администрации.

«На сегодня этот законопроект — самый подготовленный для внесения в Госдуму из того перечня документов, которые президент поручил разработать во исполнение своего апрельского Послания Федеральному собранию», — признался «Профилю» один из сотрудников администрации президента. Внести документ в Госдуму президент поручил до 1 декабря 2005 года. И вопреки распространенной практике, когда поручения — в том числе и президентские — выполняются с опозданием, в данном случае чиновникам, похоже, удастся справиться с поставленной задачей с некоторым опережением.

Одна из причин такой оперативности — годовщина теракта в Беслане.

В Кремле не скрывают, что не удовлетворены работой парламентской комиссии по расследованию событий 1—3 сентября в Беслане: «за год работы «комиссия Торшина» (Александр Торшин — глава «бесланской» комиссии, вице-спикер Совета Федерации. — «Профиль») не смогла обнародовать результаты своего расследования, но еще хуже то, что в обществе заранее сформировалось недоверие к будущим выводам парламентариев».

Тем не менее парламентским расследованиям — быть. Причем не только по таким трагедиям, как Беслан.

«У меня такое ощущение, — делится с «Профилем» один из авторов думского варианта закона (он разработан независимо от кремлевской администрации), независимый депутат Николай Гончар, — что в администрации президента поняли: им нужен такой закон. Причем с практической точки зрения: они нуждаются в эффективных парламентских расследованиях как механизме контроля за чиновничеством». По словам Гончара, «сегодня сами руководители страны понимают, что выстроить нормальную вертикаль власти не удалось: чиновничество практически бесконтрольно».

Поэтому в законопроекте предполагается обозначить широкий перечень поводов, по которым целесообразно проводить парламентские расследования. Так, предметом парламентских расследований могут быть случаи «массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан», чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также «действия или бездействие, в этой связи, органов и должностных лиц, которые привели (могут привести) к негативным последствиям большой государственной или общественной значимости».

«Как показывает практика, — делится соображениями собеседник «Профиля», — без четкого регламентирования депутатское расследование имеет высокие шансы превратиться либо в элемент политической борьбы, либо в механизм для сведения счетов или даже бизнес-разборок, либо же просто в фикцию». В президентском законопроекте постараются учесть нюансы.

Если в кучу сгрудились малые

Инициаторами создания парламентской комиссии могут выступить не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 и более сенаторов из 178) или не менее 1/5 (более 90 из 450) депутатов Госдумы.

Решение о создании комиссии будет считаться принятым, если за него проголосует более половины от общего числа парламентариев каждой из палат (не менее 226 депутатов и 90 сенаторов).

Комиссия формируется на паритетных началах: половина состава от нижней, половина — от верхней палаты Федерального собрания. Причем в думской части комиссии должны быть представлены все партийные фракции нижней палаты. Как рассказал «Профилю» один из разработчиков документа, на стадии обсуждения законопроекта озвучивалось предложение, по которому в случае отказа одной из фракций от участия в работе комиссии последняя вообще не могла бы быть сформирована. «Однако в итоговом тексте этой нормы наверняка не будет: главное правовое управление президента выступило против такого ограничения».

Работой комиссии будут руководить два сопредседателя — один от Думы, другой от СФ. По прошествии двух недель с момента, как обе палаты парламента примут решение о создании комиссии, ее членам необходимо будет выработать «план основных направлений и сроков деятельности комиссии». От того, насколько обширным окажется занесенный в него перечень интересующих комиссию «направлений деятельности», и будет зависеть сама ее деятельность.

План работы комиссии подлежит утверждению обеими палатами парламента. Вносить изменения в этот документ можно лишь с одобрения большинства парламентариев обеих палат. Членам комиссии потребуется проявить завидную предусмотрительность, не забыв в первые дни работы органа парламентских расследований скрупулезно перечислить всех своих будущих «клиентов». Ведь по проекту, комиссия будет правомочна расследовать деятельность «только тех органов, организаций и должностных лиц, которые зафиксированы в плане деятельности комиссии». Если кто-то не попал в ранее утвержденный план работы комиссии, любое парламентское расследование в отношении их будет невозможно, пока план не скорректирует парламент.

Моника отдыхает

Для органов власти, должностных, юридических и физических лиц «вводится обязанность» оказывать комиссии всяческое содействие. В том числе предоставлять по ее требованию «информацию и иные материалы» в 30-дневный срок.

Приглашенные лица должны будут лично явиться на заседания комиссии, пользуясь при этом услугами адвоката и располагая возможностью отказаться от дачи показаний. Однако за отказ от сотрудничества с комиссией (в том числе неявку на ее заседания без уважительных причин и непредоставление информации) предлагается установить «административную, гражданско-правовую ответственность».

«Лица, дающие показания, приносят присягу (клятву) о том, что будут говорить только правду». При этом «дача ложных показаний лицом, находящимся под присягой, является обстоятельством, отягчающим наказание».

Однако члены комиссии, в отличие от американских, скажем, коллег, не смогут расследовать все, что им заблагорассудится. Российского аналога «делу Моники Левински» не будет точно: парламентской комиссии будет запрещено расследовать любую деятельность президента России. Предполагаются и другие, довольно многочисленные ограничения.

Так, комиссия «не вправе проводить расследования в отношении событий, а также органов, организаций, общественных объединений и лиц, по которым начато и не закончено судебное разбирательство». Если же в процессе работы комиссии расследуемый ею вопрос будет принят на рассмотрение судебными инстанциями, депутатам придется приостановить свою работу: комиссия автоматически прекращает деятельность и передает в суд собранные ею к данному моменту материалы.

Выводы комиссии должны быть независимы от выводов следственных органов. Комиссия не вправе затребовать материалы следствия, материалы, находящиеся на рассмотрении суда, а также приглашать на свои заседания лиц, которые проводят следствие.

В законопроекте предлагается также определить временные рамки расследования. Ни причинами распада СССР в 1991-м, ни обстоятельствами взрывов домов в Москве и Волгодонске в 1999-м парламентарии заниматься не смогут: расследования предлагается проводить «только по событиям и деяниям, возникшим после вступления в действие» данного федерального закона и происшедшим не более года назад.

Под предлогом недопущения излишней политизации деятельности парламентских «сыщиков» предлагается запретить создание комиссий в течение объявленных президентских или парламентских выборов. «Не исключено, что по мере работы над законопроектом запрет на создание комиссий будет распространен и на первые полгода работы вновь избранной Госдумы, и на последние полгода работы Думы уходящей», — поделился с «Профилем» один из разработчиков документа. Время расследования будет ограничено одним годом, по завершении которого парламентариям волей-неволей придется представить итоговый доклад. Так что печальный опыт «комиссии Торшина» учтен.

Доклад комиссии подлежит обязательному утверждению большинством голосов каждой из палат парламента. В случае неутверждения его одной из палат, комиссия вправе в течение месяца повторно представить сделанные ею выводы. Если же и на этот раз доклад не удовлетворит запросам парламентариев, деятельность комиссии прекращается, а ее материалы сдаются в архив.

В концепции законопроекта отмечается, что документы комиссии «могут носить как открытый, так и закрытый характер»: решение о том, к какому из перечисленных видов документации относится та или иная бумажка, показания свидетелей или же видеозапись с места событий, принимается либо самой комиссией, либо палатами парламента.

Как полагают думские собеседники «Профиля», в законопроекте наверняка пропишут запрет на несанкционированное общение членов комиссии с прессой: «это обычная практика последних лет». Что же касается заключений, содержащихся в докладах комиссии, то от них, скорее всего, будет требоваться «четкость и ясность». А именно, «можно ли было предотвратить то или иное событие, используя действующие нормы закона». Если да — «должен последовать вывод о том, кто допустил халатность и не предпринял надлежащих мер», если нет—потребуются рекомендации, «каким образом закрыть соответствующие лазейки в законе».

В общем, как выразился кремлевский собеседник «Профиля», «как бы то ни было, в результате работы парламентских комиссий появления новых «Гдлянов и Ивановых» ожидать явно не следует», что же касается отставок, в том числе и высокопоставленных чиновников, они вполне вероятны. Впрочем, никакого административного коллапса не будет: «все под контролем».

Да и как может быть иначе: уж кто-кто, а кремлевские администраторы не понаслышке знают, «из какого сора» формируется отечественный корпус парламентариев. И именно поэтому не торопятся передавать в их трепетные руки столь значимый инструмент политического и административного влияния. А чем еще могут быть парламентские расследования в стране победившего государственничества? Не механизмом же общественного контроля за деятельностью власти, в конце-то концов!

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK