25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Цифры и буквы"

Архивная публикация 2005 года: "Цифры и буквы"

Дэн Браун. Цифровая крепость. «АСТ».
Извращенная издательская логика предлагает российскому читателю романы Дэна Брауна в обратном порядке — у нас вышла «Цифровая крепость» (Digital Fortress), впервые выпущенная в 1998 году. Теперь непереведенной на русский осталась одна книга Брауна — «187 мужчин, от которых следует держаться подальше: Путеводитель для романтически фрустрированных женщин», написанная им вместе с женой.По одной из легенд, которыми обросла биография Дэна Брауна, скромный учитель английского языка всю жизнь читал исключительно классиков, а к литературной попсе относился пренебрежительно. Но в 1994 году, отдыхая на Таити, он случайно нашел на пляже потрепанную книжку в мягкой обложке «Заговор Судного дня» Сидни Шелдона (у нас издавалась под названием «Конец света»). От нечего делать пробежал глазами первую страницу и не смог оторваться, а когда дочитал, решил: «Я тоже так могу!» И засел за свое. Согласно другой легенде, сюжет «Цифровой крепости» — тоже не чистая авторская фантазия. В середине 90-х Браун преподавал в своем Амхэрст-колледже, и там один из студентов написал в электронном послании, как сильно он ненавидит президента Клинтона и что он сделал бы с главой государства, если бы Клинтон попал к нему в руки. Вскоре за студентом пришли… Эта скользкая история натолкнула Брауна, который всегда интересовался не только историей религии и философией, но и криптографией и тайными организациями, поимпровизировать на тему современных спецслужб. Так появились Агентство национальной безопасности (АНБ), его любимое детище — компьютерный монстр «ТРАНСТЕКСТ» (машина, которая отслеживает все электронные потоки и способна вскрыть любой шифр) и гениальный хакер, решивший разоблачить грязные игры спецслужб.

Дэн Браун. Цифровая крепость. «АСТ».

Извращенная издательская логика предлагает российскому читателю романы Дэна Брауна в обратном порядке — у нас вышла «Цифровая крепость» (Digital Fortress), впервые выпущенная в 1998 году. Теперь непереведенной на русский осталась одна книга Брауна — «187 мужчин, от которых следует держаться подальше: Путеводитель для романтически фрустрированных женщин», написанная им вместе с женой.По одной из легенд, которыми обросла биография Дэна Брауна, скромный учитель английского языка всю жизнь читал исключительно классиков, а к литературной попсе относился пренебрежительно. Но в 1994 году, отдыхая на Таити, он случайно нашел на пляже потрепанную книжку в мягкой обложке «Заговор Судного дня» Сидни Шелдона (у нас издавалась под названием «Конец света»). От нечего делать пробежал глазами первую страницу и не смог оторваться, а когда дочитал, решил: «Я тоже так могу!» И засел за свое. Согласно другой легенде, сюжет «Цифровой крепости» — тоже не чистая авторская фантазия. В середине 90-х Браун преподавал в своем Амхэрст-колледже, и там один из студентов написал в электронном послании, как сильно он ненавидит президента Клинтона и что он сделал бы с главой государства, если бы Клинтон попал к нему в руки. Вскоре за студентом пришли… Эта скользкая история натолкнула Брауна, который всегда интересовался не только историей религии и философией, но и криптографией и тайными организациями, поимпровизировать на тему современных спецслужб. Так появились Агентство национальной безопасности (АНБ), его любимое детище — компьютерный монстр «ТРАНСТЕКСТ» (машина, которая отслеживает все электронные потоки и способна вскрыть любой шифр) и гениальный хакер, решивший разоблачить грязные игры спецслужб.

Браун сделал безупречный маркетинговый ход: он запустил свой триллер в виртуальное плавание — ведь именно в Сети обитают те, кого должен был зацепить сюжет. «Цифровая крепость» быстро стала национальным бестселлером. Но... исключительно в Интернете. А вот бумажная версия разошлась маловыразительным тиражом 6 тыс. экземпляров.

Уже в первом романе автор «Кода да Винчи» опробовал свой фирменный алгоритм «романа, который прочитают все». Есть реальная угроза человечеству. Есть код, который будут расшифровывать на глазах завороженных читателей. Есть умная и привлекательная женщина (длинные ноги, 170 баллов IQ, суперпрофессионал в своей области). Есть импозантный мужчина (полиглот, накачивает мускулатуру, играет в теннис, романтик). Есть глубоко законспирированный амбициозный злодей, десяток трупов, три погони, две любовные сцены и куча интересных фактов, которые кто-либо вряд ли станет целенаправленно искать в спецлитературе. Например, почему первый в истории принцип шифрования назывался «совершенный квадрат Юлия Цезаря» и какова «главная разница» между бомбами, сброшенными на Хиросиму и Нагасаки. Все вместе поможет скоротать несколько часов в самолете или дождливый осенний вечер.

Трое на распутьях

Ирина Карацуба, Игорь Курукин и Никита Соколов. «Развилки» на пути России: от рюриковичей до олигархов. «КоЛибри».

Хоть история и не терпит сослагательного наклонения, группа историков решила прикинуть, «что было бы, если бы все повернулось иначе». К примеру, если бы декабристы сумели договориться между собой, выработали правильную тактику и реализовали революционную ситуацию? Или что стало бы с Россией, если бы Александр III вел более умную и гибкую национальную политику?.. Каждая из 28 глав книги — очерк, анализирующий одну из значимых исторических «развилок» — от древности, Новгородской республики и петровских реформ до октября 1917-го, хрущевской оттепели и отставки Ельцина.

Победителей — судят

Фредерик Бегбедер. Лучшие книги ХХ века. FreeFly.

В конце 1999 года с помощью опроса был составлен список около полусотни книг, которые 6 тыс. французов назвали лучшими в ХХ веке. На первом месте — «Посторонний» Альбера Камю, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери — на четвертом; четырнадцатое и пятнадцатое места делят «Имя розы» и «Архипелаг ГУЛАГ», 44 пункт — «Собака Баскервилей»... Бегбедер прокомментировал хит-парад «с той же предвзятостью, которая имела место при его составлении». «Пора прочесть эти замечательные книги как бы впервые, и прочесть легко, беззаботно. В глубине души я убежден, что шедевры страдают комплексом превосходства». Он прочел их с присущим ему цинизмом: «Чтение «Улисса» подобно двенадцати подвигам Геракла вместе взятым». Кто бы спорил!

Cartoon’ая философия

«Симпсоны» как философия. «У-Фактория».

Легкомысленный мультик стал поводом для размышлений для двух десятков преподавателей ведущих американских университетов. «Шоу является достаточно умным и глубоким, чтобы послужить отправной точкой философской дискуссии; будучи одновременно и популярным, оно может стать средством привлечения внимания широкой аудитории к самым разным философским вопросам», — серьезно поясняют авторы, а затем начинают прикалываться. Нельзя же с ученой миной рассуждать на темы «Гомер (который Симпсон) и Аристотель (который Аристотель)», «Лиза и американский антиинтеллектуализм», «Моральные мотивации Мардж», «Так говорит Барт: Ницше и добродетели порока», «Гендерная политика «Симпсонов», «Симпсоны — гиперирония и смысл жизни», «Нравственный мир семьи Симпсонов».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».