

Цыгане - народ плодовитый. Если 18 лет назад в Чудово жили всего тридцать семей, то сейчас их более трехсот. Каждый год в таборе рождаются десятки детей, и родители решили, что им нужно учиться.
"Смотрю и плачу"
- Раньше наши дети ходили в обычные школы, - рассказывает цыган Артем Янош. - Но нам не нравилось, как к ним относились. Сверстники обижали за то, что цыгане не так складно говорили на русском языке. Могли встретить по пути домой, избить. Нам, взрослым, часто приходилось провожать детей до школы и встречать их. Некоторые наши дети и школу бросили, потому что им было там плохо. Хоть цыгане и не робкого десятка, но когда ты один, а их много, трудно выйти из борьбы победителем...
Вряд ли уж дело только в незнании русского языка, но и он, и образование цыганятам не помешают. Может, кто-то из них решит заняться в будущем не традиционным для цыган бизнесом? Семьи, что побогаче, учили своих детей на дому: приглашали из общеобразовательных школ репетиторов. Остальным, у кого денег на частных учителей не было, приходилось или терпеть издевательства и побои русских сверстников, или сидеть дома.
А тем временем на краю цыганского поселка барон чудовского табора Борис Янош строил большой дом для одной из своих дочерей. Дом был уже наполовину готов, когда барону в голову пришла мысль: пусть это будет начальная школа. А раз частный дом стал общим делом, то средства на его постройку стали собирать всем табором - кто сколько сможет. Даже цыгане из соседних областей, прослышав о таком начинании, привозили в Чудово стройматериалы и деньги. Вскоре на окраине поселка выросло современное двухэтажное здание.
- Я смотрел на эту школу и плакал, вспоминал свое детство, - рассказывает Борис Янош. - Нашим детям повезло гораздо больше, чем нам, их родителям. Тридцать пять лет назад я жил в Белоруссии, мы часто переезжали с места на место. И если рядом была школа, я обязательно ходил учиться. А однажды мы поселились в маленьком поселке, и ближайшее учебное заведение находилось в десяти километрах. Никто из моих сверстников туда не ходил. А я каждое утро за два часа до начала занятий выходил из дома и шел на учебу. А вечером точно также - пешком - возвращался...
Тетя, дай пятерку!
 
- Мы - нация творческая, поэтому музыкальное образование для нас ничуть не менее важно, - объясняет Борис Янош.
И - только один учебный кабинет, правда просторный и светлый, с удобными партами. Поэтому, видимо, маленькие цыгане учатся в две смены: сначала первоклашки и самые взрослые - четвероклассники, затем на смену им приходят второй и третий классы. Обучают цыганят учителя из русских школ. Для них это отличная прибавка к жалованью, в таборе им платят в два раза больше, чем государство.
- Честно говоря, поначалу мне было страшновато, - признается учительница Ольга. - Я даже первое время боялась с собой кошелек брать: а вдруг украдут? У нас ведь какое представление о цыганах: они конокрады, воры и кочевники. Но эти ребятишки смотрят на русских учителей как на высшее божество. А родители, которые приходят за ними присматривать, относятся уважительно.
Первоклашки ни читать, ни писать не умеют и даже не понимают русскую речь: ведь дома они говорят исключительно на своем, цыганском. Поэтому четвероклассники работают переводчиками между малышами и учителями.
По словам учителей, цыганят от русских детей отличает тяга к учебе. Они готовы сидеть в школе сутками и даже просят отменить каникулы. Приходят в школу задолго до начала занятий, самые нетерпеливые успевают по нескольку раз сбегать на дорогу, чтобы посмотреть, не идет ли учительница, не надо ли ей помочь донести сумку с тетрадками. Как только на горизонте появляется знакомый силуэт, полкласса выбегает встречать ее на дорогу.
- Цыганские дети стараются хорошо учиться, - говорит Ольга. - Но если все-таки в конце урока в дневнике или журнале появляется не пятерка, обязательно подойдут, заглянут в глаза и попросят: "Учительница, поставь пятерку, а?" Что-что, а просить они умеют.
Хочу учиться, не хочу жениться
В каждом классе есть свои "звездочки". Отличница Анжела, танцовщица Марта (эту девочку не раз приглашали участвовать в концертах цыганского исполнителя Александра Марцинкевича), будущий математик Альберт, который уже в четвертом классе с легкостью решает уравнения за шестой класс.
- Я и дальше буду учиться, - говорит отличник Альберт. - Хочу быть умным. И чтобы все вокруг не думали, будто цыгане только и умеют, что воровать.
Все ученики - уже женихи и невесты. Они, 8-10-летние, давно сосватаны и ждут своего часа, чтобы стать людьми семейными. Нескольких старшеклассников - учеников четвертого класса, которым уже исполнилось по 15 лет, нынешним летом поженили. Но пока ничего в их жизни не изменилось (у цыган молодожены первые несколько лет живут вместе с родителями).
- Меня женили на Марте, она из другой области, а там школы нет. Поэтому дома, после уроков, учу ее читать и писать. Не хочу, чтобы моя жена была неграмотная, - объясняет молодожен Руслан.
Цыганская школа в Чудово получила необходимую лицензию на право обучать детей в рамках начальной общеобразовательной школы. Теперь цыгане добиваются придания ей статуса государственной, так как сейчас содержание школы и зарплата учителям оплачивается из общих денег табора. Только знают ли они, что чисто цыганских государственных школ не бывает и что туда придут русские дети?