Профиль

Архивная публикация 2010 года: "ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ"

Вот уже почти два месяца, как движение автомашин от Читы до Хабаровска стало безостановочным. Трасса "Амур" достроена, на очереди еще три магистрали - "Колыма", "Лена", "Уссури". Расстояние в 2165 км между Читой и Ха-баровском строители преодолевали тридцать с лишним лет. Теперь города связывает асфальти-рованная дорога шириной 7 м - по одной полосе в каждую сторону. Пока она почти пус-тая - изредка промелькнет легковой автомобиль, прошумит фура, - но в перспективе эта трасса может стать одной из самых оживленных в стране.
24 сентября в Хабаровске произошло сразу два события: здесь финишировал автопробег "Иркутск-Чита-Хабаровск" и был открыт "нулевой километр" - отс-чет пробега с Востока на Запад. В автопробеге приняли участие министр транспорта Игорь Левитин, руководитель ГИБДД России Виктор Кирьянов, глава Росавтодора Анатолий Чабунин, журналисты - они повторили "путинский путь": незадолго до этого премьер-министр проехал по "Амуру" на желтой "Ладе-Калине".
Магистраль М-58 "Амур" - последнее звено трансконтинентального транспортного коридора "Париж - Берлин - Варшава - Минск - Смоленск - Москва - Дальний Восток". Общая протяженность дороги - более 10 тыс. км. Это, наверное, самая длинная дорога в мире. Самыми сложными были последние 2 тыс. км - слишком уж упряма была на этом участке природа. Если считать, сколько лет строили дорогу, то нужно вспомнить, что началось все в XVII веке, в 1689 году, после того как между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор. Этот документ утверждал границы между двумя странами и определял условия торговых и политических отношений. Потому и начали строить тракт, который почти за полтора века довели до Нерчинска, откуда он пошел вниз, к Китаю. Но Дальний Восток все еще оставался, как мы сейчас говорим, вне зоны транспортной доступности. Первой до Хабаровска дотянулась же-лезная дорога - в 1916 го-ду началось прямое сообще-ние с Москвой, Санкт-Пе-тербургом, и это несмотря на Первую мировую войну. Но события 1938-1939 годов - бои у озера Хасан и полномасштабная войсковая операция на реке Халхин-Гол - показали, что у Дальневосточного фронта, кроме Транссиба, нет альтернативной транспортной артерии. Случись что на железной до-роге - снабжение будет прервано. На это одним из первых обратил внимание командующий фронтом Иосиф Апанасенко: он приказал по-строить автомобильный дублер железной дороги, что и было сделано. К сентябрю 1941 года проложили тысячу километров грунтовой дороги, которая сыграла немаловажную роль в ходе боевых действий на Дальнем Востоке в августе 1945 года.
Прошло всего двадцать лет, и возникла необходимость в новом строительстве: старая дорога оказалась слишком близко от китайской границы, а КНР в то время превратился из "младшего бра-та" в вероятного противника. Решение о строительстве было принято на заседании Совмина СССР в 1966 году, а сама стройка силами "Спецстроя" Минобороны началась в 1978-м. Однако завершить работы удалось лишь в XXI веке и только благодаря финансам и кадрам, обеспеченным подпрограммой "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", а также новым техно-логиям, примененным в стро-ительстве. Например, по болотам трассу тянули зимой, а по вечной мерзлоте работы велись в несколько этапов. Сначала отсыпали черновое полотно, давали ему осесть, снова отсыпали, выравнивали и только потом бетонировали основу и клали асфальт. Для усиления слоев, укрепления откосов насыпей и выемок использовались современные геотекстильные материалы - геосетки и георешетки, капилляропрерывающие прослойки из нетканых текстильных материалов. Постоянно приходилось проводить буровзрывные работы: в щебень раскрошили миллионы кубометров скальных пород. Уложиться в сроки помогли и иностранные технологии, многие из которых в отечественном дорожном строительстве применялись впервые.
Трасса, наконец, замкнулась. Но работы продолжаются. Надо отремонтировать участки дороги, построенные 10-15 лет назад, надо проложить ответвления к населенным пунктам. Кроме того, на очереди еще три магистрали: "Колыма", "Лена", "Уссури". Так что работ дорожникам на Дальнем Востоке хватает.

Вот уже почти два месяца, как движение автомашин от Читы до Хабаровска стало безостановочным. Трасса "Амур" достроена, на очереди еще три магистрали - "Колыма", "Лена", "Уссури". Расстояние в 2165 км между Читой и Ха-баровском строители преодолевали тридцать с лишним лет. Теперь города связывает асфальти-рованная дорога шириной 7 м - по одной полосе в каждую сторону. Пока она почти пус-тая - изредка промелькнет легковой автомобиль, прошумит фура, - но в перспективе эта трасса может стать одной из самых оживленных в стране.
24 сентября в Хабаровске произошло сразу два события: здесь финишировал автопробег "Иркутск-Чита-Хабаровск" и был открыт "нулевой километр" - отс-чет пробега с Востока на Запад. В автопробеге приняли участие министр транспорта Игорь Левитин, руководитель ГИБДД России Виктор Кирьянов, глава Росавтодора Анатолий Чабунин, журналисты - они повторили "путинский путь": незадолго до этого премьер-министр проехал по "Амуру" на желтой "Ладе-Калине".
Магистраль М-58 "Амур" - последнее звено трансконтинентального транспортного коридора "Париж - Берлин - Варшава - Минск - Смоленск - Москва - Дальний Восток". Общая протяженность дороги - более 10 тыс. км. Это, наверное, самая длинная дорога в мире. Самыми сложными были последние 2 тыс. км - слишком уж упряма была на этом участке природа. Если считать, сколько лет строили дорогу, то нужно вспомнить, что началось все в XVII веке, в 1689 году, после того как между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор. Этот документ утверждал границы между двумя странами и определял условия торговых и политических отношений. Потому и начали строить тракт, который почти за полтора века довели до Нерчинска, откуда он пошел вниз, к Китаю. Но Дальний Восток все еще оставался, как мы сейчас говорим, вне зоны транспортной доступности. Первой до Хабаровска дотянулась же-лезная дорога - в 1916 го-ду началось прямое сообще-ние с Москвой, Санкт-Пе-тербургом, и это несмотря на Первую мировую войну. Но события 1938-1939 годов - бои у озера Хасан и полномасштабная войсковая операция на реке Халхин-Гол - показали, что у Дальневосточного фронта, кроме Транссиба, нет альтернативной транспортной артерии. Случись что на железной до-роге - снабжение будет прервано. На это одним из первых обратил внимание командующий фронтом Иосиф Апанасенко: он приказал по-строить автомобильный дублер железной дороги, что и было сделано. К сентябрю 1941 года проложили тысячу километров грунтовой дороги, которая сыграла немаловажную роль в ходе боевых действий на Дальнем Востоке в августе 1945 года.
Прошло всего двадцать лет, и возникла необходимость в новом строительстве: старая дорога оказалась слишком близко от китайской границы, а КНР в то время превратился из "младшего бра-та" в вероятного противника. Решение о строительстве было принято на заседании Совмина СССР в 1966 году, а сама стройка силами "Спецстроя" Минобороны началась в 1978-м. Однако завершить работы удалось лишь в XXI веке и только благодаря финансам и кадрам, обеспеченным подпрограммой "Автомобильные дороги" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", а также новым техно-логиям, примененным в стро-ительстве. Например, по болотам трассу тянули зимой, а по вечной мерзлоте работы велись в несколько этапов. Сначала отсыпали черновое полотно, давали ему осесть, снова отсыпали, выравнивали и только потом бетонировали основу и клали асфальт. Для усиления слоев, укрепления откосов насыпей и выемок использовались современные геотекстильные материалы - геосетки и георешетки, капилляропрерывающие прослойки из нетканых текстильных материалов. Постоянно приходилось проводить буровзрывные работы: в щебень раскрошили миллионы кубометров скальных пород. Уложиться в сроки помогли и иностранные технологии, многие из которых в отечественном дорожном строительстве применялись впервые.
Трасса, наконец, замкнулась. Но работы продолжаются. Надо отремонтировать участки дороги, построенные 10-15 лет назад, надо проложить ответвления к населенным пунктам. Кроме того, на очереди еще три магистрали: "Колыма", "Лена", "Уссури". Так что работ дорожникам на Дальнем Востоке хватает.

Самое читаемое
Exit mobile version