19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "ДАЛЬНИЙ ВЫЗОВ"

Архивная публикация 2005 года: "ДАЛЬНИЙ ВЫЗОВ"

В ЕС не хватает врачей, и к пациенту вполне может приехать доктор-иностранецЭТО УТРО ДОКТОРА ИОХАНнеса Вантцена (Dr. Johannes Wantzen) началось с поездки на полноприводной Honda мимо недостроенных домов и замковых руин, тянущихся вдоль Рейна близ его родного Майнца. Два часа — и он в аэропорту Кельн—Бонн. Самолет компании easyJet до Ливерпуля. Оттуда еще три часа на прокатной машине до валлийского Гвинедда. С 10 вечера и всю ночь Вантцен работал по вызовам пациентов в таком отдаленном районе, что кое-кто из пациентов постарше говорят только на валлийском.

В ЕС не хватает врачей, и к пациенту вполне может приехать доктор-иностранецЭТО УТРО ДОКТОРА ИОХАНнеса Вантцена (Dr. Johannes Wantzen) началось с поездки на полноприводной Honda мимо недостроенных домов и замковых руин, тянущихся вдоль Рейна близ его родного Майнца. Два часа — и он в аэропорту Кельн—Бонн. Самолет компании easyJet до Ливерпуля. Оттуда еще три часа на прокатной машине до валлийского Гвинедда. С 10 вечера и всю ночь Вантцен работал по вызовам пациентов в таком отдаленном районе, что кое-кто из пациентов постарше говорят только на валлийском.

Из Германии в Уэльс — тот еще вызов на дом, но Вантцен — не единственный в Европе доктор, чья работа заставляет по-новому воспринимать выражение «врачи без границ». Столкнувшись с дефицитом собственных врачей, готовых работать по ночам и в выходные, Великобритания, чтобы закрыть брешь, вербует докторов по всей Европе. 49-летний Вантцен — лишь один из многих сотен медиков, которых привлекла не только почасовая оплата от $90, но и возможность приобрести новый опыт. «Я всегда питал слабость к работе за границей», — рассказывает Вантцен, который 4 года проработал на Мадагаскаре, где не раз принимал участие в борьбе со вспышками холеры и чумы. И вот с января до 10 дней в месяц он тратит на лечение пациентов в Гвинедде и других местах вдали от своей практики под Майнцем.

В будущем таких врачей в Европе, несомненно, станет больше. На сегодня самая высокая потребность в них в Великобритании. Это следствие изменений в правилах медицинской деятельности, внесенных в прошлом году National Health Service Corps страны: британские врачи получили право не соглашаться на работу в выходные и ночью. В результате резко увеличился приток иностранных докторов, стимулом для которых служит высокая оплата, — иногда, когда местным властям некуда больше обратиться, ставка может доходить до $500 в час. Впервые за всю историю число зарегистрированных в Великобритании немецких врачей более чем удвоилось, достигнув в прошлом году, согласно данным General Medical Council, 771, а число докторов из Чехии выросло в семь раз, до 228. И судя по предварительным данным за 2005 год, приток этот вовсе не спадает. В то же время по всей Европе начинает формироваться дефицит врачей, потому что из-за больших нагрузок и ненормированного рабочего дня врачебную стезю выбирают для себя все меньше молодых людей.

ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

ТЕОРЕТИЧЕСКИ это как раз тот случай, когда проявляются достоинства единого европейского рынка: не будучи стеснена границами, рабочая сила свободно перемещается в те регионы, где потребность в ней максимальна, формируя таким образом эффективную экономику. Благодаря появлению бюджетных авиакомпаний типа Ryanair сейчас становится возможным жить в одном конце Европы, а на работу недорого добираться самолетом в другой ее конец. «Теперь нередко дешевле нанимать европейского доктора и оплачивать ему перелет», чем платить столько, сколько британские врачи требуют за работу ночью и по выходным, отмечает Стив Мур (Steve Moore), занимающийся маркетингом для Medacs Healthcare Services PLC, кадрового агентства по подбору временного персонала для британской National Health Service.

Однако нередко миграция рабочей силы приводит к возникновению серьезных противоречий. Сообщения о том, что в Париже — нашествие польских сантехников, а польские же мясники отнимают работу на бойнях у немцев, усугубили опасения наплыва дешевой рабочей силы из новых стран—членов ЕС. Факты при этом отходят на второй план. Доктора Вантцена как-то утром на выходе из валлийской гостиницы неожиданно атаковали журналисты британской желтой прессы. Дело в том, что британские СМИ ошибочно сообщили, будто валлийские медицинские власти оплачивают транспортные и гостиничные расходы Вантцена и других немецких врачей по более высоким, чем обычно, почасовым ставкам. «Как только ситуация разъяснилась, интерес тут же пропал», — говорит заместитель директора по внеурочному медицинскому обслуживанию в Совете по здравоохранению Гвинедда Дэвид Филлипс (David Phillips).

Впрочем, это правда, что богатые страны переманивают врачей из стран победнее. В Польше британские рекрутинговые агентства завлекают врачебный персонал зарплатой до $90 000 в год. Это меньше, чем зарабатывает средний британский доктор, но для Польши, где опытный врач может получать всего $15 000, это целое состояние. Несмотря на необходимость предоставления массы всяких документов, правила ЕС относительно свободно разрешают гинекологам, педиатрам и врачам других специальностей работать за пределами своих стран. По данным польской Палаты терапевтов и стоматологов, Польшу уже покинула примерно десятая часть анестезиологов. «Если тенденция сохранится, то у Польши возникнут проблемы», — считает глава международного департамента Палаты Малгожата Брозовска (Malgrozata Brozowska).

Британия — не единственная европейская страна, использующая для привлечения иностранных врачей финансовые стимулы. Восточно-германская земля Саксония предлагает терапевтам, которые соглашаются взять практику уходящего на пенсию коллеги, $70 000 (выплачиваются в течение пяти лет). Кое-где местные власти идут еще дальше, предлагая дешевую аренду кабинетов и жилья и даже места в детских садах для детей врачей, что очень непросто. «Половина наших терапевтов старше 60, а для врачей со стороны наши места совершенно непривлекательны», — комментирует ситуацию Хельке Цирм (Helke Zirm), глава здравоохранения в правительстве ТоргауОшатц, сельского района под Лейпцигом.

Местные врачи не всегда с признательностью воспринимают приход иностранцев. Хирурги-ортопеды из клиники Hessingpark в немецком Аугсбурге получили несколько контрактов на помощь британской National Health Service, в результате чего значительно сократилась очередь на амбулаторные хирургические операции. «Пациенты были счастливы, что им больше не нужно ждать», — говорит директор клиники по лечебной части Ульрих Бениш (Ulrich Boenisch). Но кое-кто из врачей-британцев смотрел на иностранных коллег пренебрежительно, хотя некоторые из них образование получили в Великобритании.

Первопричина сложившейся ситуации в том, что из мединститутов Великобритании, Германии и других европейских стран выпускается слишком мало врачей. В британских вузах не хватает преподавателей, и из-за этого набирается и выпускается меньше студентов-медиков. По таким дисциплинам, как патанатомия, психиатрия, анестезия и хирургия, штаты преподавателей заполнены на 75% и менее от уровня 2000 года. В основном это связано с тем, что на пенсию уходит больше преподавателей, чем приходит на работу новых. В Германии студентов-медиков достаточно, но слишком велик процент отсева до выпуска — они либо бросают учебу, либо уходят в смежные области, такие как фармацевтика, не желая заниматься пациентами. В 2003 году практической медициной не занимались 23% немцев с медицинскими дипломами; в 1991 году таких было 18%. Исследование, проведенное в этом году для немецкого Минздрава, выявило, что многие молодые врачи жалуются на диктаторские замашки главврачей и смены по 30 и более часов.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

ДЕЛО не только в более высоком уровне оплаты труда, но и в возможности профессиональной самореализации. Врачи часто отмечают, что деньги — важный фактор, но работа за границей привлекает их еще самостоятельностью, которую британская система здравоохранения дает врачу, а также интересной возможностью попрактиковать в другой системе и на другом языке. «Кто-то гонится за деньгами, но остальные используют этот шанс для накопления знаний и опыта», — считает Томас Хелльвиг (Thomas Hellwig), 35-летний немецкий врач, работающий в парижской больнице и иногда подрабатывающий в Великобритании. Это положительная сторона медицинской миграции. «Болезни на границах не останавливаются, — говорит Лизетт Тидденс-Энгвирда (Lisette Tiddens-Engwirda), генеральный секретарь брюссельского Standing Committee of European Doctors, лоббирующего облегчение возможности врачам практиковать за пределами родной страны. — Ведь так важно учиться у других и видеть, как работают другие». Хорошая медицина должна быть заразной.

— Джек Юинг (Jack Ewing), Франкфурт, при участии Рэйчел Типлэйди (Rachel Tiplady), Париж, Лоры Кон (Laura Cohn), Лондон, и Богдана Турека (Bogdan Turek), Варшава. — BusinessWeek

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».