Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Дама с Данелиями"

За 25 лет брака режиссер Георгий Данелия доверил своей жене Галине лишь роль Люськи-инопланетянки в мультфильме «Кин-дза-дза».   — Что вы с мужем думаете о событиях в Грузии?

   — Я считаю, что это полное безумие, которое скоро закончится. А Георгий никогда не обсуждает эту тему, слишком больной для него вопрос. Хотя сам он в Грузии не жил, его увезли в Москву в годовалом возрасте.

   — Почему Данелия решил сделать анимационную версию картины «Кин-дза-дза»?

   — Георгий Николаевич с детства мечтал снять именно мультфильм. Но, честно говоря, большего наказания себе придумать не мог. С 9 утра до 5 вечера Данелия работает с художниками, а с 5 вечера до ночи дома, у компьютера, пытается совместить классику анимационного рисунка с трехмерным изображением (частично фильм будет рисованным, а частично выполнен в 3D). Георгий Николаевич — замечательный рисовальщик, у него даже есть поклонники: один олигарх хотел поместить рисунок Данелии на хвосте своего частного самолета. Георгий Николаевич согласился при условии, что его покатают на этом самолете.

   — Кого вы озвучиваете в фильме?

   — Люську-инопланетянку, которая прилетела с Земли и вышла замуж за эцилопа. Одну из ролей Данелия предложил озвучивать Геннадию Хазанову. Хазанов сначала заволновался — его не будет в кадре! «Брюс Уиллис же может себе позволить говорить за енота», — убедили мы Хазанова.

   — Как вы познакомились с мужем?

   — Мы встретились на банкете одного из кинофестивалей, когда я была еще подростком семнадцати лет. Естественно, я прибавила себе годы, чтобы его не напугать. В первый вечер много говорили, гуляли по Москве. Никаких близких отношений у нас тогда не было, но взаимный интерес определенно возник.

   — Как дальше развивались ваши отношения?

   — Долгие годы жизнь нас постоянно сталкивала, но роман получился очень долгим — роман всей жизни. Данелия всю жизнь сопротивлялся судьбе. Дело в том, что к моменту нашего знакомства Георгий был женат на актрисе Любови Соколовой. Но от судьбы не уйдешь, и в результате мы женаты уже 25 лет.

   — У вас ведь тоже есть актерское образование?

   — И актерское, и режиссерское. Я вообще вундеркинд. В 15 лет окончила школу в Минске и сразу отправилась в Москву, где поступила в Щукинское училище на актерский факультет. Я была очень боевая, все могла: училась на актерском и параллельно с учебой занималась журналистикой. Однажды даже брала у Данелии интервью…

   Потом два года проработала в Театре им. Маяковского. Но мне надоело, что худрук Андрей Гончаров вечно орет на актеров. Какое он имеет право так орать? И я ушла из театра.

   И как-то приятель мне сказал: «Ты же все можешь. Вот и поступи на режиссерский во ВГИК». А почему бы и нет? Пошла и поступила. В тот год мастерские набирали Данелия и Таланкин. Увидев меня в коридоре, Георгий Николаевич возмутился: «Опять ты? Учти, в свою мастерскую я тебя не возьму». И не взял, а Таланкин взял. Но учились мы именно на фильмах Данелии: «Не горюй!» разрезали по кадрам и давали нам монтировать. Но ни у кого ничего подобного даже близко не получалось. Что Данелия — гений, я поняла, лишь когда окончила ВГИК.

   — Какой ваш любимый фильм у Данелии?

   — «Не горюй!», конечно, «Осенний марафон», страшно люблю «Мимино». Это безумно ностальгический фильм о всем том, по чему я сейчас тоскую. У нас есть мечта — построить Центр кино Георгия Данелии с небольшими кинозалами, которые будут носить названия данелиевских фильмов — «Я шагаю по Москве», «Мимино».

   — В одном из интервью Георгий Николаевич сказал, что Бузыкин из «Осеннего марафона» — это отчасти он. А Аллочка (героиня Марины Нееловой) — соответственно вы?

   — Нет, это было до нашего знакомства. Я не единственная женщина в его жизни.

   — И все-таки вы поженились?

   — Я бы в жизни не поверила, что это случится. Помогла извечная женская жалость. Как-то раз в коридорах ВГИКа чуть не прошла мимо, не поздоровавшись с Данелией, который только что пережил тяжелую болезнь. «Ты что, меня не узнаешь?» — окликнул он. И тут я поняла, что все — я должна в эту жизнь включиться, не могу его бросить на произвол судьбы. Я отвела его к Джуне, которая когда-то вылечила меня. Она приложила все усилия, но Георгий энергетически слишком сильный, чтобы с ним справиться. Но пока мы вместе ходили к ней, очень сблизились. Начался очередной, но на этот раз очень серьезный виток наших отношений. А тут еще и Джуна напророчила: «Вы все равно поженитесь, потому что я это вижу». Однажды Георгий пришел домой и сказал своей супруге: «Извини, я влюбился. Это всерьез». Она заплакала, собралась и уехала. Свою квартиру я отдала их сыну Николаю, а сама переехала на Чистые пруды.

   — Георгий Николаевич не был против того, чтобы вы занимались режиссурой?

   — Когда мы поженились, он поставил условие: «Работать не будешь. Или будешь снимать только со мной». А я к тому моменту уже сняла два фильма — «Шутку» и «Текущий день». Попробовала работать вторым режиссером на «Кин-дза-дзе», но надолго меня не хватило. Несколько лет я действительно не работала, отчего у меня началась депрессия. Ему пришлось меня отпустить снимать фильм «Француз» по сценарию Сергея Бодрова.

   — К мужу обращались за советом?

   — Да. Сережа Бодров написал очень жесткий сценарий. А мне хотелось помягче. Вместе с Бодровым Данелия сделал его драматически-иронично-комедийным. И очень трогательным. Кстати, это был первый хозрасчетный фильм в новейшей истории кино России. За нами вышли «Воры в законе».

   — Ваш сын Кирилл кино не увлекается?

   — Кирилл — художник, довольно известный. Он учился в Школе-студии МХАТ. Когда Кирилл поступал, в приемной комиссии удивлялись, почему не во ВГИК, куда бы его непременно приняли. «Вот поэтому я и поступаю в сюда», — отвечал он. В меня пошел! После учебы Кирилл заключил выгодный контракт и уехал в Америку, а окончательно вернулся после событий 11 сентября. Еще в Москве он женился на девочке, которая работала в моей художественной галерее «Пан-Дан». Теперь у нас с Данелией двое внуков — Мика и Петька. Оба беленькие такие, никто не понимает, откуда у Кирилла с Катей такие дети — они темно-русые.

   — Внуки вас бабушкой называют?

   — Нет, только Галей. Меня и Кирилл зовет по имени, а мамой называл в тех случаях, когда кто-то из представителей мужского пола начинал проявлять ко мне повышенный интерес.

   А вообще-то бабушка — это не возраст, а степень родства. Мы живем на одной лестничной клетке. Петя периодически меня подкарауливает, чтобы ворваться в дом и жарить сыр в микроволновке. С дедом панибратства не получается, он у нас затворник. Петя входит к нему в кабинет и вежливо говорит: «Здравствуйте, Георгий Николаевич, — и плюх быстро в кресло. — Как вы себя чувствуете? Как здоровье?» Георгий скажет пару слов и сразу же: «Ну все, Петь? Поговорили? Иди, тут много проводов, споткнешься еще…»

   — Похоже, разговоров по душам Данелия не любит?

   — Муж — психоаналитик, но закрытый человек. Меня как-то спросил бывший выпускник Архитектурного института, где учился Георгий: «Режиссер Данелия — это тот самый, который в институте не мог двух слов связать? Или другой?» Когда Ромм принимал мужа на Высшие режиссерские курсы, то тоже не смог из него слова вытянуть. Данелия уже уходил, и Ромм разочарованно спросил: «А что это у вас в папке?» — «Мои рисунки, раскадровки к фильму». — «Покажите»… И его приняли на Высшие режиссерские курсы. Режиссер из него получился гениальный, он может все. Композитор Канчели как-то возмутился: «Георгий, что ты мной все время руководишь, возьми да сам музыку напиши». «Я нот не знаю», — невозмутимо ответил Данелия.

   Данелия всегда в работе, уговорить его отдохнуть почти нереально. Иногда залегает на несколько дней и спит, спит… Дачу игнорирует, говорит: «Я — гриб на асфальте».

   — А вы сами сейчас кино снимаете?

   — Я собираюсь снимать кино, это будет фильм о старшеклассниках. Когда поступала во ВГИК, надо было написать, почему хочу быть режиссером, и я написала, что хочу снимать детское кино. Так и случилось. Кроме того, сейчас у нас в фонде (фонд Георгия Данелии) есть детский проект «Лёлики». Видите этих прелестных кукол? Они теплые и пахнут разными фруктами. Мы в них просто влюбились. Хотим сделать мультики, детские программы с этими куклами, а в Интернете создать волшебную планету, на которой живут наши «Лёлики». У каждой куклы будет своя семья — братики, сестрички. Зачем нам эти холодные Барби?

   — У вас в галерее много картин Тонино Гуэрры. Что связывает сценариста, работавшего с Федерико Феллини, и вашего мужа?

   — Тонино и Георгий Николаевич дружат очень давно, да что там дружат, жить друг без друга не могут! Их судьбы постоянно переплетаются. Например, был забавный случай. Великий Параджанов, когда сидел в тюрьме, сделал из крышек от молочных бутылок медаль для Феллини. Феллини был от медали в восторге, велел ее отлить и стал вручать за заслуги в кинематографе. И вот, на ретроспективе Данелии в Римини Гуэрра вручил Георгию эту медаль за любимый фильм Феллини — «Не горюй!» По иронии судьбы именно этот фильм не нравился Параджанову. После премьеры «Не горюй!» Параджанов сказал Данелии: «Старик, у всех бывают неудачи». История с медалью имела свое продолжение. В Ереване, в 2006 году, точно такую же медаль вручили Тонино за вклад в кино. Когда Гуэрра получил назад то, что когда-то вручил Данелии, то очень веселился.

   — Как у вас на все энергии хватает — кино, галерея, фонд?

   — Вообще я считаю себя человеком нереализованным. В любом деле у меня все хорошо начиналось, и я переходила к следующему. Я все умею. А это неправильно. Надо было упереться во что-то одно и довести до совершенства. Чем я и собираюсь заняться.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK