Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Дело пахнет керосином"

ТНК-ВР планирует стать крупным поставщиком топлива в российские аэропорты.   Нефтяная компания ТНК-BP на прошлой неделе объявила о завершении сделки по приобретению за $200 млн топливозаправочного комплекса (ТЗК) аэропорта «Шереметьево». Вице-президент ТНК-BP по бизнес-маркетингу и развитию нового бизнеса Дмитрий УСТИНОВ рассказал о дальнейших планах компании по прямой работе с авиакомпаниями, а также других ее инициативах в сфере B2B.
   
   — Чем вызван ваш интерес к ТЗК «Шереметьево»?
   — Есть несколько причин. Во-первых, мы располагаем хорошими логистическими возможностями по доставке топлива от принадлежащего ТНК-BP Рязанского НПЗ до аэропортов «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово». Во-вторых, лейтмотив стратегии ТНК-BP в этом бизнесе — стремление поставлять качественный продукт конечному потребителю, исключив из цепочки посредников, которые стоят между нефтяной компанией и авиаперевозчиками. Понятно, что ТЗК — независимое юрлицо, которое оказывает услуги по хранению и заправке топливом. И эта организация, с одной стороны, является необходимым инструментом для работы с конечным потребителем, а с другой — посредником между компанией и авиаперевозчиками. Поэтому, купив ТЗК, мы получили возможность работать с авиакомпаниями напрямую.
   — Что это означает для авиакомпаний?
   — Это означает, что наши новые предложения доходят до них напрямую. Это важно, поскольку касается и цен, и объемов, и технологий работы. Так как мы, по сути, избавились от посредника, наши усилия будут направлены на конкурентное ценообразование, качество топлива и услуг. Как результат, все это ведет к росту эффективности самих авиакомпаний. Как поставщик топлива, мы исходим из того, что чем увереннее себя чувствует авиакомпания на рынке, тем стабильнее наша работа. Думаю, в ближайшем будущем авиакомпании смогут оценить преимущества прямой работы с ТНК-BP.
   — Какой объем авиатоплива сегодня продает ТЗК «Шереметьево»?
   — В зависимости от сезона объем продаж составляет от 90 тыс. тонн до 120 тыс. тонн в месяц. В дальнейшем, в зависимости от того, как будет развиваться сам аэропорт, этот объем может быть увеличен. Сегодня ТНК-BP ежегодно производит 1,4 млн тонн авиакеросина. У нас есть планы по увеличению переработки нефти, и в течение ближайших трех лет объем производства авиатоплива может вырасти до 30%.
   — Вы объявили, что планируете инвестировать в развитие ТЗК около 2 млрд рублей. На что будут направлены эти средства?
   — Инвестиции пойдут на программу модернизации комплекса, в частности, на обновление парка топливозаправочной техники, трубопроводных линий и насосных станций, а также на расширение резервуарного парка. Цель — снижение издержек на хранение топлива и заправку, а это даст нам возможность предлагать еще более выгодные цены. И, конечно, мы хотим привести ТЗК «Шереметьево» к лучшим стандартам промышленной безопасности в соответствии с требованиями законодательства и правилами ТНК-BP.
   — Какие у ТНК-BP отношения с другими нефтяными компаниями, работающими в «Шереметьево»?
   — «Шереметьево» — конкурентный узел. «Газпром нефть» строит там альтернативный ТЗК и будет присутствовать с такими же услугами. Насколько я понимаю, есть определенные планы на этот счет у «Роснефти». И отлично, что «Шереметьево» будет оставаться конкурентным рынком, где нефтяные компании будут соревноваться, у кого лучше предложение, у кого лучше цена, у кого лучше качество обслуживания. Это нормальная практика для всех аэропортов мира, которая положительно сказывается на конечном потребителе — авиапассажире.
   — Есть ли у компании планы вхождения в топливозаправочный бизнес в других аэропортах Московского авиаузла?
   — Нам интересны «Внуково» и «Домодедово», но этот вопрос в компетенции акционеров аэропортов — как они видят дальнейшую работу своих ТЗК. Но, по сути, ТЗК для аэропорта — непрофильный актив. Аэропорт должен концентрироваться на взлете, посадке, наземном обслуживании и так далее. Поставка топлива — задача профессиональных нефтяных компаний, которые могут поднять этот бизнес на качественно новый уровень с учетом имеющихся технологий и возможностей. В конечном итоге это ведет к повышению эффективности самих авиаперевозчиков: ведь, если нефтяные компании смогут заключать долгосрочные контракты, давать большие отсрочки платежа, предлагать гибкое ценообразование и гарантировать нужные объемы, авиакомпании лучше спланируют свою деятельность. Поэтому в столичных аэропортах мы открыты к переговорам об участии в конкурсах по приобретению существующих ТЗК либо части ТЗК, либо по строительству альтернативного ТЗК.
   — Есть ли аналогичные планы за пределами Москвы?
   — ТНК-BP интересно присутствие в петербургском «Пулково», где сейчас совместно работают «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ». Мы обсуждаем с коллегами возможные варианты сотрудничества. В целом же наша трехлетняя стратегия заключается в том, что мы хотим присутствовать в десяти ведущих аэропортах России. Так что нам интересны и Екатеринбург, и Новосибирск, и аэропорты юга России — Ростова, Сочи, Краснодара. В течение ближайших трех лет мы готовы инвестировать в эти проекты до $500 млн.
   — В ТНК-BP вы также отвечаете за бизнес, связанный с продажей смазочных материалов и относительно нового для компании продукта — битума. Какие планы по этим направлениям?
   — Прошлый год для продаж масел ТНК-BP был достаточно успешным. Мы перевыполнили плановые показатели как по объемам продаж, так и по доходам, составившим порядка $23 млн. В 2010 году мы произвели 68 тыс. тонн моторных и 140 тыс. тонн индустриальных масел, которых насчитывается около 200 видов для разных отраслей промышленности. В этом году мы разработаем новую стратегию развития бизнеса масел. Она будет учитывать применение новых технологий, новый маркетинг, возможно, новые канистры для моторных масел и будет рассчитана на 3-5 лет. Я не ожидаю большого прорыва в 2011 году по доходам и по объемам продаж масел. Скорее всего, будет рост на уровне 10-15% от 2010 года. Но 2012-2013 годы будут очень интересными для масел ТНК-BP. Мы постараемся выйти на новый уровень доходности их продаж, которую хотим увеличить в 2-3 раза.
   — А есть у ТНК-BP планы по расширению производства масел?
   — Да, в 2013 году мы планируем построить завод по смешению масел рядом с «Ярославнефтеоргсинтезом» (ЯНОС) стоимостью около $80 млн. Мощность предприятия составит 180 тыс. тонн в год. Строительство начнется в этом году. Что касается уже существующего производства, то совместно с нашим партнером по ЯНОСу — «Газпром нефтью» — мы сейчас обсуждаем перспективы модернизации установки по производству синтетических масел на этом заводе.
   — А битум? Эксперты считают, что это очень привлекательный рынок.
   — Битум действительно очень перспективный продукт. Понятно, что для нефтяной компании он не является стратегическим, но, тем не менее, с точки зрения рынка, с точки зрения каждого без исключения человека, это продукт важный, потому что битум применяется при строительстве дорог и во многом влияет на их качество. В прошлом году мы произвели 550 тыс. тонн дорожного битума. На этом направлении было обозначено несколько ключевых целей: улучшение качества битума, создание полноценной линейки полимер-модифицированных битумов, гибкое производство разных марок битумов, доставка его конечным потребителям, а также прямые контракты с компаниями, которые ведут дорожные работы в европейской части России. Поскольку мы производим битумы, в том числе, на Рязанском и Ярославском НПЗ, наши приоритетные рынки — Московский регион, а также все области, входящие в Центральный федеральный округ. Производство битума есть и на Саратовском НПЗ ТНК-BP, и это позволяет нам работать с южными региона-ми (Ростов, Краснодар, Ставрополь, республики Закавказья). Это также интересный рынок, где мы хотим быть достаточно сильно представлены.
   — А есть ли у компании инфраструктура для этого бизнеса на юге России?
   — В 2013 году ТНК-BP введет в эксплуатацию на юге России свое первое битумохранилище стоимостью $20 млн. В текущем году мы начинаем проектирование объекта, мощность которого около 20 тыс. тонн. В течение этого года мы также планируем принять решение о строительстве битумохранилища объемом 20-30 тыс. тонн в Центральном федеральном округе. А начать с юга решили потому, что, во-первых, здесь короткая зима и рано начинается строительный сезон. Во-вторых, в Южном федеральном округе есть стратегия строительства автодорожной сети. И, в-третьих, это, конечно, Олимпиада в Сочи в 2014 году. Мы уже поставляем битум на ряд олимпийских объектов. Для нас это очередное признание качества продукции ТНК-BP.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK