Наверх
16 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Дело за малым"

Компактные ПК отвоевали у десктопов место на рабочих столах в офисе и дома. Продажи ноутбуков, нетбуков и планшетов превысили продажи настольных компьютеров. По данным аналитической компании ITResearch, в прошлом году в России было продано почти 10,7 млн компьютеров. Из них 4,9 млн - настольные ПК и 5,8 млн - ноутбуки и нетбуки. Впервые за всю историю российского компьютерного рынка мобильный сегмент оказался заметно больше настольного.

НОВАЯ РАССТАНОВКА СИЛ

©

Перенос фокуса с настольных компьютеров в сторону их "младших братьев" объясняется падением цен на мобильные ПК и значительно выросшей функциональностью этих устройств.
Так, настольный сегмент по отношению к 2009 году увеличился всего на 24%, а мобильный - на 76% (в целом российский рынок компьютеров за год прибавил 48%). При этом объемы продаж стандартных ноутбуков выросли на 69%, а нетбуков - на 107%.
Однако, по мнению руководителя отдела продаж секции портативных компьютеров компании Samsung Аркадия Графа, отложенный спрос, обеспечивший бурный рост продаж в августе-сентябре 2010 года, настроил рынок на излишне оптимистичный лад и спровоцировал переоценку объемов поставляемых ноутбуков. "В результате количество техники, ввезенной в третьем-четвертом кварталах прошлого года в страну, существенно превысило реальную потребность, что привело к избытку продукции и, как следствие, к сильной ценовой конкуренции", - отмечает специалист.
Стало ли именно это причиной изменений в расстановке сил на российском рынке мобильных ПК, эксперты, опрошенные "Профилем", сказать затруднились. По данным ITResearch, из года в год среди производителей ноутбуков лидируют компании Acer, Asus, Hewlett-Packard, Samsung (перечислены в алфавитном порядке). А вот в пятерку лидеров по итогам прошлого года вошел и китайский концерн Lenovo, потеснивший Toshiba. Сейчас суммарная доля Тор-5 на российском рынке, по разным оценкам, перевалила за 80%.
"В 2007 году доля Lenovo на российском рынке была менее 1%, - рассказывает генеральный директор концерна в России и СНГ Бай Юйли. - Но уже в 2008-м мы начали активный и динамичный рост благодаря запуску линейки Idea и, как ни парадоксально, финансовому кризису. Когда другие вендоры сворачивали свою деятельность, закрывали партнерские программы, мы, наоборот, стремились выходить в новые сегменты, поддерживали партнеров в трудную для них минуту". По результатам работы в четвертом квартале прошлого года Lenovo занимает в России 9% общего рынка ПК. Для сравнения, год назад доля компании была на 3,3 процентного пункта меньше.

НЕТБУКИ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ


На итоговую позитивную динамику сегмента мобильных ПК работают и два других фактора - постепенное восстановление покупательной способности россиян (этому активно способствует возврат потребительского кредитования) и сезонное увеличение потребительской активности.
По словам менеджера по маркетингу продукции компании Fujitsu Сергея Грибанова, ближайшее повышение спроса на такую технику произойдет в конце лета - начале осени. На языке маркетологов - это "высокий учебный сезон" (BTS - back to school). "По нашим прогнозам, в этом году еще более возрастет спрос на планшеты, однако, и ноутбуки по-прежнему будут востребованы", - предполагает эксперт.
Традиционно поставки мобильных ПК в розничную торговлю возрастают и в конце года - под рождественские и новогодние распродажи.
Вместе с этим, как считает Сергей Грибанов, значительного скачка продаж можно ожидать только при появлении новой интересной технологии или формата. В текущем году предпосылки к появлению чего-либо подобного, по его мнению, отсутствуют.
"Естественно, уровень покупательской активности будет зависеть и от общей экономической ситуации в стране, от курса доллара и от многих других факторов", - дополняет Аркадий Граф.

ПОЛНАЯ МИНИАТЮРИЗАЦИЯ
На самом деле экспансия мобильных ПК уже никого не удивляет. Они становятся все совершеннее и по производительности уже сравнимы с десктопами. В настоящее время на рынке ноутбуков есть даже предложения для самых требовательных пользователей - геймеров.
Замещение настольных ПК ноутбуками обусловлено и тем, что люди становятся все мобильнее - и это часто играет решающую роль при покупке компьютера. Даже те, кто предпочитает работать дома, стремятся к оптимизации пространства: чем меньше ПК занимает места, тем лучше. Для справки: в России доля настольных компьютеров сейчас составляет 30%, тогда как в Европе и США в среднем уже не более 10%.
Растущая потребность пользователей в мобильности подтолкнула производителей и к миниатюризации устройств и снижению энергопотребления. Сейчас, к примеру, огромное внимание производителями уделяется уменьшению веса ноутбука и продолжительности работы аккумулятора.
О том, что именно технологические решения влияют на текущее состояние дел и на дальнейшее развитие рынка, говорят все эксперты. В частности, что рост продаж мобильных ПК обеспечило появление новых продуктов, к примеру нетбуков и планшетных компьютеров.
"Повышенный интерес к планшетным устройствам приведет к существенному росту этого сегмента, - предполагает Сергей Грибанов. - Безусловно, это окажет влияние на рынок ноутбуков, но существенного падения спроса на обычные ноутбуки, скорее всего, не произойдет". Хотя некоторое охлаждение интереса пользователей к ноутбукам, вследствие повального увлечения планшетами (ранее этот сегмент пользователей был ориентирован на нетбуки и ноутбуки с минимальным весом и габаритами), представитель Fujitsu все же отмечает. Но есть в этом, по его мнению, и положительный момент - благодаря росту рынка планшетов увеличился спрос на ноутбуки-трансформеры с поворотным сенсорным экраном, так как многие пользователи предпочитают все же иметь полноценную клавиатуру, а на рынке планшетов таких предложений пока немного.
"Мы уверены, что эти два типа устройств пока не конкурируют друг с другом, - вторит коллеге Бай Юйли, - и типичный активный пользователь наверняка будет владеть и ноутбуком, и планшетом".
В любом случае, по мнению наших экспертов, новые технологии и современный разборчивый потребитель заставляют производителей двигаться в будущее и выпускать новые категории товаров. Это позволяет рынку расти во всех направлениях. Один из важных факторов - дизайн. Как правило, нынешний потребитель выбирает уже не первый ноутбук, и к критериям выбора сегодня добавились внешний вид, эргономичность, удобство использования и возможность самовыражения через современный гаджет.

ДВА В ОДНОМ
По словам Сергея Грибанова, в настоящее время ноутбуки эволюционируют. Появление новых процессоров с пониженным энергопотреблением позволяет выпускать более легкие и тонкие ноутбуки. За счет выхода новых платформ увеличиваются производительность и время автономной работы, появляются новые функции (Wi-Di, USB 3.0).
В России, в отличие от других стран, на развитие рынка ноутбуков влияет еще и развертывание сетей беспроводной связи новых поколений. Участники рынка отмечают постоянно растущее потребление онлайн-контента и стабильную популярность он-лайн-сервисов (от почты до сложных программных продуктов). Связывают это эксперты "Профиля" как с возможностями самих устройств, которые становятся легче, мощнее и разнообразнее, так и с появлением доступных тарифов от операторов. Как следствие - тенденция к увеличению объемов жестких дисков, появление возможности просмотра форматов HD и Full HD прямо на экране ноутбука, развитие беспроводных технологий и растущая популярность внешних устройств хранения.
В том, что конвергенция технологий, мобильных компьютеров и сотовой связи станет основным драйвером рынка мобильных ПК, уверен и топ-менеджер Lenovo. "Думаю, в ближайшем будущем эти понятия просто сомкнутся, и операторы будут предлагать свои услуги, никак не привязываясь к пользовательскому устройству или каналу передачи информации, - говорит Бай Юйли. - Уже сейчас мобильные компьютеры становятся все меньше, а экраны мобильных телефонов и смартфонов - все больше. По сути, сближаются их функции, хотя говорить о том, чем закончится процесс и каким будет мобильный компьютер или телефон будущего, пока рано".
В любом случае российский рынок ноутбуков - неотъемлемая часть мирового рынка, и он будет развиваться в рамках существующих глобальных трендов. Аркадий Граф считает, что объем рынка увеличится в 2011 году на 25% . Такой же прогноз он сделал и на следующий год. При этом основной рост, по оценкам наших экспертов, придется на ноутбуки для замены настольных ПК, а также на модели бизнес-сегмента.
{PAGE}

КАКИЕ НОВИНКИ ПРЕДСТАВИЛА ВАША КОМПАНИЯ В ЭТОМ ГОДУ?
ЭКСПЕРТ
Андрей ПЕРКИН,
консультант по технологиям компании Fujitsu:
"Этой весной мы завершили формирование нашей линейки ноутбуков Lifebook, модели которой способны решать любые задачи пользователя. Вся линейка построена на базе последней платформы Intel, что, в сочетании с инженерными решениями наших разработчиков, гарантирует высочайший уровень производительности и надежности. Немногие знают, что Fujitsu - старейший производитель ноутбуков-трансформеров с поворотным сенсорным экраном, и в настоящее время мы предлагаем самый широкий выбор таких ноутбуков на рынке, с диагоналями экрана от 10 до 13 дюймов. Хочется отметить, что наши мобильные продукты не ограничиваются только ноутбуками Lifebook. Мы также предлагаем мобильные рабочие станции Celsius и планшетный ПК Stylistic Q550, именно его можно назвать основной новинкой сезона, на успех которого мы очень рассчитываем. В отличие от большинства конкурентов, мы предлагаем "планшет для настоящего бизнеса" на базе ОС Microsoft Windows 7 (что автоматически означает поддержку всех бизнес-приложений) и с расширенными функциями по контролю доступа к данным (поддержка сканирования отпечатка пальца и смарт-карт)".

ОЖИДАЕТЕ ЛИ ВЫ РОСТА ПРОДАЖ НОУТБУКОВ?
ЭКСПЕРТ
Бай ЮЙЛИ,
генеральный директор Lenovo в России и СНГ:
"Для нас Россия - направление номер один, один из самых быстроразвивающихся регионов. Все рынки оцениваются по двум параметрам - объему и потенциалу роста, и по обоим Россия является одним из самых перспективных рынков в мире. Здесь мы можем достичь успеха только в том случае, если в полной мере будем понимать динамику российского рынка, его особенности и законы развития. Именно поэтому мы стремимся выстраивать как можно более тесные отношения с нашими потребителями и партнерами. В долгосрочной перспективе продажи ноутбуков в России будут только расти благодаря постепенному выходу из финансового кризиса, благоприятной экономической ситуации, активному развитию регионов и множеству других факторов. Lenovo старается вести нацеленную на рост политику в течение всего календарного года, однако, очевидно, что для нас, как и для всех игроков рынка, существуют ключевые периоды, во время которых покупатели особенно активны. К каждому "высокому сезону" мы стремимся представить на рынке новые интересные модели, запустить совместные маркетинговые акции с ритейлерами".

КАКИЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ НОУТБУКОВ ВЫ БЫ ОТМЕТИЛИ?
ЭКСПЕРТ
Аркадий ГРАФ,
руководитель отдела продаж секции портативных компьютеров компании Samsung:
"Производительные конфигурации ноутбуков становятся доступнее, а значит, рост рынка будет идти в том числе и за счет привлечения тех покупателей, которые не планировали покупку ноутбука ранее из-за высокой стоимости, а это повлечет за собой дальнейшее понижение средней цены продаваемого ноутбука. Также стоит отметить тенденцию к замещению части продаж нетбуков (в основном с ценой от 12 тыс. рублей и выше) недорогими ноутбуками и планшетными устройствами. Среди прочих трендов - расширение сегмента планшетных устройств в целом и увеличение продаж ноутбуков в канале телеком".

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
16.10.2021