19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Деловые финансы"

Архивная публикация 2011 года: "Деловые финансы"

Cегодня большая часть банковских услуг предоставляется корпоративному сектору Говоря о банках и банковском сервисе, большинство из нас в первую очередь вспомнят услуги для частных лиц. Однако сегодня большая часть банковских услуг предоставляется корпоративному сектору. При этом основная доля клиентов большинства банков - не крупные компании, а малый и средний бизнес.

Cегодня большая часть банковских услуг предоставляется корпоративному сектору Говоря о банках и банковском сервисе, большинство из нас в первую очередь вспомнят услуги для частных лиц. Однако сегодня большая часть банковских услуг предоставляется корпоративному сектору. При этом основная доля клиентов большинства банков - не крупные компании, а малый и средний бизнес.

БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВО
"Разумеется, такие крупные банки, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк или Газпромбанк, всегда работали и могут себе позволить работать с крупными корпоративными клиентами, - отмечает директор департамента "Подбор персонала для банков и инвестиционных компаний" агентства "Контакт" Андрей Захаров. - Тем не менее, если сравнить докризисный период с настоящим временем, мы заметим, что большинство банков предоставляет услуги все-таки для малого и среднего бизнеса. Произошел некий перелом: если раньше многие банки были ориентированы в большей степени на крупных клиентов, то сейчас они переориентируются на малый и средний бизнес".
При этом, по словам заместителя директора стратегического и организационного департамента Абсолют Банка Равиля Нигматова, последний год развития рынка корпоративного кредитования был обусловлен борьбой банков за качественных корпоративных клиентов.
Если говорить о ключевых тенденциях, то, по мнению директора департамента развития продуктов корпоративного бизнеса Промсвязьбанка Германа Харченко, "ужесточение конкуренции с одновременным усилением роли государственных банков привело к тому, что состояние российского рынка банковских услуг для корпоративного сектора можно характеризовать как высококонкурентное, с преобладанием доли банков из топ-20".

КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТЯМ

©

Хотя российский рынок банковских услуг для "корпоратов" довольно консервативен, поскольку компании-клиенты фокусируют свое внимание не столько на разнообразии, сколько на таких параметрах, как надежность и стабильность, в зависимости от "корпората" каждый банк разрабатывает свой перечень предоставляемых услуг. Так, крупным предприятиям банки предлагают не только стандартный комплекс продуктов, но и особый индивидуальный перечень услуг. В то же время малыми и средними компаниями наиболее востребованы стандартные и универсальные банковские продукты (кредиты на нужды предприятия, оформление зарплатных карт и т.п.).
Подобная двойственность сложившейся ситуации в сочетании с усилением борьбы за новых клиентов заставляет представителей финансового сектора совершенствовать пакеты уже имеющихся услуг и внедрять современные технологии, позволяющие расширить линейку предложений. "С целью повышения своей эффективности в борьбе за клиентов финансовые институты ведут планомерную работу по расширению перечня продуктов и услуг, - поясняет Герман Харченко. - Одновременно с активизацией работы по расширению перечня предлагаемых видов финансирования банки усиливают акцент на развитии транзакционного бизнеса. Основной тенденцией можно назвать то, что продуктовые предложения банков начинают носить все более комплексный характер. Кроме того, имеет место ослабевание важности ценового фактора по продуктам с одновременным усилением акцента на качестве предоставляемых услуг. Наиболее востребованы основные виды финансирования (оборотное кредитование, факторинг, международное финансирование, лизинг), а также продукты транзакционного бизнеса (депозиты, остатки до востребования, управление денежными потоками, управление ликвидностью)".

ТЯНИ-ТОЛКАЙ
Однако состояние и раз-витие современного российского рынка банковских услуг для корпоративных клиентов определяется не только пожеланиями представителей бизнеса, но и законодательством, регулирующим банковскую деятельность. "Набор продуктов и услуг для корпоративных клиентов достаточно стабилен на протяжении последних нескольких лет. Как правило, речь идет, скорее, о трансформации уже существующего продуктового ряда, нежели о действительно новом для рынка продукте. Радикально новые продукты могут появиться только в случае изменений в российском законодательстве. То есть причиной их появления служат изменения в правовом поле, которые приводят к появлению новых операций клиентов или банков. В остальном набор продуктов останется неизменным, а спрос на них со стороны клиентов, так же, как и предложение со стороны банков, будет зависеть от рыночной конъюнктуры", - прокомментировал ситуацию заместитель председателя правления Нордеа-банка Михаил Поляков.

КАДРОВЫЙ ВОПРОС
Чем больше развивается банковский бизнес, тем острее конкуренция между компаниями, представляющими его. Что, в свою очередь, обостряет конкуренцию за лучшие кадры. В таких условиях требования, предъявляемые к сотрудникам банка, работающим с корпоративным сектором, также претерпевают изменения.
Специалистов, востребованных в данном секторе, можно разделить по двум основным направлениям работы: привлечение "корпоратов" и их сопровождение. "В области привлечения всегда востребованы специалисты, занимающиеся разработкой новых банковских продуктов для корпоративных клиентов, аналитики, делающие полный обзор рынка существующих банковских услуг, и, конечно, специалисты в области продаж услуги. В области обслуживания и сопровождения - операционные специалисты, специалисты по работе с VIP-клиентами", - говорит Андрей Захаров. В то же время на фоне общей тенденции к переходу на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) растет спрос на специали-стов, владеющих этими стандартами. По словам ведущего специалиста по подбору персонала кадрового центра "Юнити" Юлии Павловой, "если в кризис и сразу после него заказов на подбор таких специалистов практически не было, то теперь вакансий для менеджеров и специалистов по МСФО, финансовых аналитиков и финансовых контролеров с практическим знанием международных стандартов становится все больше. Некоторые банки усиливают или создают с нуля отделы отчетности. Растет и уровень требований - работодатели борются за самых сильных людей". "Расширение списка требований к кандидатам со стороны банков во многом связано и с тем фактом, что клиенты с каждым годом становятся все более искушенными в части использования банковских продуктов и услуг", - считает Михаил Поляков. По его мнению, по мере усиления нестабильности на финансовых рынках конкуренция потенциальных работников за место в стабильном банке будет расти. А значит, работодатели будут иметь возможность выбирать и, безусловно, будут выбирать сильнейших.

ГЛАВНЫЕ БАНКИРЫ ПЛАНЕТЫ

200-250 БАНКОВ - таковы, по разным оценкам, реальные потребности российской экономики. На самом же деле кредитных учреждений в России сейчас значительно больше.

БАНКОВСКАЯ ИСТОРИЯ
Елена Глинская (ок. 1508 - 4 апреля 1538)
Создала единую денежную систему в России
Жена великого князя Василия III и мать Ивана IV Грозного. После смерти мужа в 1533 году Елена Глинская совершила государственный переворот и сделалась правительницей Великого княжества Московского, став таким образом первой после великой княгини Ольги женщиной на российском престоле. Не пользуясь симпатией ни бояр, ни народа, она тем не менее провела ряд значимых для страны реформ, наиболее важной из которых была денежная реформа, начавшаяся 20 марта 1535 года. В основе преобразований лежало создание единой денежной системы страны, которая, претерпев некоторые изменения, в целом сохранила единство и устойчивость по сей день. Именно в результате этой реформы в России появилась копейка. Проведенная Глинской денежная реформа помогла унифицировать денежные системы ранее экономически мало связанных областей, прежде всего - Новгорода и Москвы, что способствовало не только стабилизации и экономическому развитию Русского государства, но и его политическому развитию, в том числе благодаря активизации внешней торговли, особенно с европейскими странами.

Джордж Пибоди (1795-1869)
Оказал огромное влияние на развитие экономики США
Джордж Пибоди родился в городке Денверс недалеко от Бостона (штат Массачусетс). Третий ребенок в многодетной, но довольно бедной семье, он окончил всего четыре класса средней школы и в 11 лет уже начал работать. В 1814 году Пибоди переехал в Балтимор, где, по сути, и началась его карьера торговца и финансиста. К 1827 году международный торговый оборот его компании достигал $700 тыс. В 1830-е годы начал работать на рынке ценных бумаг, а в 1838 году учредил банкирский дом Peabody & Co, который был настолько успешен и пользовался таким доверием, что без особых потерь пережил экономический кризис 1830-1840-х. К 57 годам Пибоди был обладателем огромного по тем временам состояния в $3 млн. Закоренелый холостяк, не имевший наследников, он передал все дела американскому торговцу и инвестору Джуниусу Спенсеру Моргану (отец знаменитого финансиста Дж. П. Моргана, начинавшего свою карьеру именно в банке Пибоди) и в 1864 году ушел на пенсию, посвятив оставшиеся годы своей жизни благотворительности.

МИРОВАЯ ПРАКТИКА
Судьба не только компаний, но и всей мировой экономики во многом зависит от работы банков. Кто же правит судьбами мира сегодня?

КОМИССИЯМ БЫТЬ?
По данным Центра по защите прав, один из главных вопросов обзора судебной практики по спорам, связанным с корпоративным кредитованием, который выпустил Высший арбитражный суд (ВАС), - законность банковских комиссий. По итогам ВАС признал законность комиссий, которые уплачиваются квалифицированными заемщиками - юрлицами как процент от остатка задолженности. Что до розничного кредитования, все комиссии были признаны незаконными. По мнению экспертов, теперь у компаний появилась возможность вернуть ранее выплаченные комиссии в судебном порядке. Если все корпоративные клиенты дружно подадут заявления, а банки их удовлетворят, последним придется выплатить от 70 млрд рублей до 500 млрд, что повлечет серьезные проблемы с ликвидностью в финансово-кредитном секторе. Однако у банков также есть ряд преимуществ, которые они могут использовать в спорных случаях. Ключевое из них - обзор ВАСа носит рекомендательный характер. И только в том случае, если будет доказано, что комиссия не создала для клиента дополнительного блага, иск может быть удовлетворен и сумма ранее выплаченной комиссии будет возвращена истцу в полном объеме. Также в случае отказа в выдаче кредита банк должен компенсировать убытки заемщика.
Между тем эксперты уверены, что документ, выпущенный ВАСом, не приведет к глобальным изменениям на российском банковском рынке корпоративного кредитования, поскольку кредитные учреждения всегда могут перейти от фиксированных ставок к плавающим или изменить условия кредитования.

СТАВКИ ПОШЛИ В РОСТ
На фоне избыточной ликвидности усиление конкуренции за корпоративных клиентов привело к снижению номинальных процентных ставок с 13% (на начало 2010 года) до 8% годовых (в первом полугодии 2011 года) и отрицательным реальным процентным ставкам (при инфляции выше 8%). Однако, как отмечают в Абсолют Банке, начиная с сентября ситуация изменилась: из-за нестабильности на международных рынках стоимость денег начала постепенно расти, что привело к росту номинальных процентных ставок.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».