16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "День НЕ"

Архивная публикация 2008 года: "День НЕ"

Народное единство — замечательный образ, но трудно реализуемое дело. Особенно в век индивидуализма и масскультуры, в стране социального и культурного расслоения, в мире, где бал правит прибыль. Прискорбно, но факт.Ничего не имею против народного единства как такового и даже специального праздничного дня, в который мы об этом единстве — кто как умеет — вспоминаем. Наверное, это здорово, когда идущего тебе навстречу, едущего с тобой в одном потоке, напирающего на тебя в вагонной давке (и т.д.) человека ты можешь воспринять не просто так, а как равную тебе самому часть Целого — того, что принято называть Народом. Это не только не умаляет ни его, ни твоей индивидуальности, а наоборот, придает ей какой-то иной — общий — смысл. Что поделаешь: по своей природе человек — «существо общественное»...
Не будем углубляться в историю последних лет Смуты XVII века: какое было «народное единство» во времена Минина и Пожарского, сейчас судить трудно. В свое время воцарившиеся по итогам Смуты Романовы, а теперь и новейшие кинонумерологи изрядно мифологизировали тот период.
Вспомним лучше то, о чем мы сами слышали — дома, от родных, — о войне 1941—1945-го. Было тогда народное единство или его не было? В том-то и дело, что кто-то скажет, что было, а кто-то недоуменно пожмет плечами: какое уж тут единство, когда одни кровь проливали, а другие отсиживались в тылу, прикрываясь бронью и прочими правдами-неправдами. Поэтому давайте отдавать себе отчет: народное единство не более чем образ. Вполне себе добрый и созидательный, если он, конечно, не навязчив и не полон националистической спеси.
К этому образу можно стремиться, совершая огромную внутреннюю работу. В масштабах самого себя (например, работая над собственным отношением к себе подобным и окружающему миру), в масштабах того мира, в котором живешь (этаж, подъезд, улица, село, класс), наконец, в масштабах той страны, с которой ты себя связываешь и прошлым, и настоящим, и будущим.
А можно этот образ забалтывать, опошлять мыльными операми, бессмысленными конкурсами и псевдопатриотическими блокбастерами со смешными названиями, снятыми, между прочим, на бюджетные деньги. Что поделать: иными способами, кроме масскультурных, разговаривать с людьми на тему Родины мы пока не научились. И поэтому так не хватает глубины.
И это при том, что в наш сверхпрагматичный век — век индивидуализма («каждый за себя!») — и без того не так-то просто натолкнуть человека на поиск того, что объединяет его с другими, а не разъединяет.
Ведь разъединяющего катастрофически много. В социокультурном плане мы ведь все больше и больше разные!
Какие общие перспективы у паренька — выходца из российской глубинки со «стартовым капиталом» в пару тысяч рублей в месяц (в лучшем случае!) и среднестатистического московского тинейджера? Когда в армии служат те, кто не смог откупиться, а те, кто смог, пренебрежительно именуют прочих «лузерами»? А ведь и те, и другие, и третьи — граждане одной страны. И им нужно как-то жить друг с другом: не воевать же опять под диким лозунгом «мир — хижинам, война — дворцам». Навоевались уже, хватит!
Да и в культурном плане — еще пройдет десяток-другой лет — мы можем стать весьма и весьма неоднородными. Ведь чуть ли не единственное, что сплачивает в этом смысле огромную страну, — телевизор, который имеет весьма условное отношение к культуре даже в самом широком смысле этого слова.
Стоит ли говорить, что те, кто задает ритм жизни этой огромной страны (политики, бизнесмены, деятели культуры, ученые), в массе своей по-прежнему зациклены на личной прибыли и личном успехе. И им — как и всем нам — не до народного единства, если уж совсем по-честному.
Можно спорить: люди ли это такие или время у нас такое. Суть проблемы от этого не меняется: кроме самого Дня народного единства и кроме, пожалуй, общей исторической памяти (не о Смуте даже — далась вам эта Смута! — а о той же Великой Отечественной войне, которая для многих по-прежнему (и слава Богу!) — личная трагедия) общего у нас становится все меньше и меньше.
Очень жалко. Ведь должно быть наоборот. Будет ли? — вот в чем вопрос. И вот о чем стоит подумать в этот праздничный день.

Народное единство — замечательный образ, но трудно реализуемое дело. Особенно в век индивидуализма и масскультуры, в стране социального и культурного расслоения, в мире, где бал правит прибыль. Прискорбно, но факт.Ничего не имею против народного единства как такового и даже специального праздничного дня, в который мы об этом единстве — кто как умеет — вспоминаем. Наверное, это здорово, когда идущего тебе навстречу, едущего с тобой в одном потоке, напирающего на тебя в вагонной давке (и т.д.) человека ты можешь воспринять не просто так, а как равную тебе самому часть Целого — того, что принято называть Народом. Это не только не умаляет ни его, ни твоей индивидуальности, а наоборот, придает ей какой-то иной — общий — смысл. Что поделаешь: по своей природе человек — «существо общественное»...
Не будем углубляться в историю последних лет Смуты XVII века: какое было «народное единство» во времена Минина и Пожарского, сейчас судить трудно. В свое время воцарившиеся по итогам Смуты Романовы, а теперь и новейшие кинонумерологи изрядно мифологизировали тот период.
Вспомним лучше то, о чем мы сами слышали — дома, от родных, — о войне 1941—1945-го. Было тогда народное единство или его не было? В том-то и дело, что кто-то скажет, что было, а кто-то недоуменно пожмет плечами: какое уж тут единство, когда одни кровь проливали, а другие отсиживались в тылу, прикрываясь бронью и прочими правдами-неправдами. Поэтому давайте отдавать себе отчет: народное единство не более чем образ. Вполне себе добрый и созидательный, если он, конечно, не навязчив и не полон националистической спеси.
К этому образу можно стремиться, совершая огромную внутреннюю работу. В масштабах самого себя (например, работая над собственным отношением к себе подобным и окружающему миру), в масштабах того мира, в котором живешь (этаж, подъезд, улица, село, класс), наконец, в масштабах той страны, с которой ты себя связываешь и прошлым, и настоящим, и будущим.
А можно этот образ забалтывать, опошлять мыльными операми, бессмысленными конкурсами и псевдопатриотическими блокбастерами со смешными названиями, снятыми, между прочим, на бюджетные деньги. Что поделать: иными способами, кроме масскультурных, разговаривать с людьми на тему Родины мы пока не научились. И поэтому так не хватает глубины.
И это при том, что в наш сверхпрагматичный век — век индивидуализма («каждый за себя!») — и без того не так-то просто натолкнуть человека на поиск того, что объединяет его с другими, а не разъединяет.
Ведь разъединяющего катастрофически много. В социокультурном плане мы ведь все больше и больше разные!
Какие общие перспективы у паренька — выходца из российской глубинки со «стартовым капиталом» в пару тысяч рублей в месяц (в лучшем случае!) и среднестатистического московского тинейджера? Когда в армии служат те, кто не смог откупиться, а те, кто смог, пренебрежительно именуют прочих «лузерами»? А ведь и те, и другие, и третьи — граждане одной страны. И им нужно как-то жить друг с другом: не воевать же опять под диким лозунгом «мир — хижинам, война — дворцам». Навоевались уже, хватит!
Да и в культурном плане — еще пройдет десяток-другой лет — мы можем стать весьма и весьма неоднородными. Ведь чуть ли не единственное, что сплачивает в этом смысле огромную страну, — телевизор, который имеет весьма условное отношение к культуре даже в самом широком смысле этого слова.
Стоит ли говорить, что те, кто задает ритм жизни этой огромной страны (политики, бизнесмены, деятели культуры, ученые), в массе своей по-прежнему зациклены на личной прибыли и личном успехе. И им — как и всем нам — не до народного единства, если уж совсем по-честному.
Можно спорить: люди ли это такие или время у нас такое. Суть проблемы от этого не меняется: кроме самого Дня народного единства и кроме, пожалуй, общей исторической памяти (не о Смуте даже — далась вам эта Смута! — а о той же Великой Отечественной войне, которая для многих по-прежнему (и слава Богу!) — личная трагедия) общего у нас становится все меньше и меньше.
Очень жалко. Ведь должно быть наоборот. Будет ли? — вот в чем вопрос. И вот о чем стоит подумать в этот праздничный день.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».