25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Деньги бюрократов"

Архивная публикация 2007 года: "Деньги бюрократов"

Российские кредитные бюро наконец-то завершили период первоначального накопления информации, но их деятельность и поныне далека от серьезного бизнеса.Угендиректора Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александра Викулина всегда под рукой лист бумаги с цифрами о деятельности бюро. Он в любой момент может назвать ежемесячное количество запросов в свою организацию или общее число кредитных историй в базе.

Интерес к бюро кредитных историй (БКИ) велик: прошло больше года с момента их «узаконивания», а бизнес на кредитных историях граждан до сих пор выглядит со стороны экзотикой.

Попасть в историю

В России, где любая персональная информация о гражданах имеет удивительное свойство впоследствии появляться в свободной продаже, развитие института БКИ идет долго и мучительно.

По закону «О бюро кредитных историй» все банки с 1 сентября 2005 года обязаны заключить договор как минимум с одним бюро. Однако процесс затянулся, и фактически действовать система начала только 1 марта 2006 года.

Именно с этой даты каждый, кто решился взять банковскую ссуду, получил шанс попасть в историю. Персональную кредитную. Теперь забывчивость или неаккуратность гражданина при выплате кредита обязательно аукнется ему при попытке взять новую ссуду, ведь сей факт будет отражен в «личном деле». По крайней мере, именно это обещают первые лица отечественных кредитных бюро.

Хотя особого повода для оптимизма нет, поскольку выгодным бизнесом торговля информацией о заемщиках так и не стала. Хотя именно об этом мечтали инициаторы появления таких «копилок» — перед их глазами был опыт зарубежных аналогов. На Западе торговля кредитными досье — супервыгодное направление. В таких данных заинтересованы не только кредитные организации, но и любые фирмы, предоставляющие услуги без предоплаты.

У нас же все иначе. «Банки решили не обмениваться информацией о своих заемщиках, а пока ее придержать», — разводит руками гендиректор питерского Объединенного бюро кредитных историй Татьяна Иванова.

Власть «бюрократов» в России так и не наступила.

Игры в монополию

Изначально обмена информацией о заемщиках между российскими банками не было — делиться накопленными данными никто не хотел. Кредитные базы о частных клиентах представляли собой такую же ценность, как и «корпоративные» базы.

Потом, в знак некой солидарности, банкиры стали обмениваться списками неблагонадежных клиентов — дабы закрыть тем доступ к банковским деньгам.

Именно по такому принципу и стали работать первые бюро — изначально они были хранилищами негативной информации.

Но раскрывать конкурентам белые списки и по сей день мало кто хочет. Во избежание «утечек» гиганты потребкредитования даже организовали карманные бюро.

Сбербанк обзавелся бюро «Инфокредит», «Русский стандарт» — «Кредитным бюро Русский стандарт», а ХКФ Банк «породил» бюро Global Payments Credit Services (GPCS, помимо «Хоума» туда поставляют данные Инвестсбербанк, Кредит Европа Банк, «ВТБ 24»).

Однако на рынке появились и более крупные структуры. Например, Ассоциация российских банков создала Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) — его клиентами являются Ситибанк, ДжиИ Мани Банк, «Альфа», «ВТБ 24» и другие банки.

А агентство «Интерфакс» породило бюро «Экспириан-Интерфакс» — здесь делают ставку на наличие западного партнера.

Сейчас на рынке работает 23 бюро, но правила игры на рынке диктует «великолепная пятерка» (на нее приходится около 96% накопленных кредитных историй физических и юридических лиц).

Еще осенью 2005 года часть БКИ требовала от кредитных организаций платить ежемесячные взносы. «И это при пустых базах!» — негодует один из региональных банкиров.

Сейчас базы куда весомее. Свидетельством тому — статистика Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ) при Центробанке. Здесь хранится титульная часть всех историй — паспортные данные заемщика и ИНН. Сегодня хранилище насчитывает более 20 млн «титулов»! В масштабах страны это означает, что в ЦККИ «засветился» уже каждый седьмой россиянин.

Бюро находок

Вместе с тем данные, хранящиеся в этих досье, настолько скудны, что интереса у многих банков не вызывают. Именно поэтому торговля историями идет, прямо скажем, не так бойко, как хотелось бы БКИ.

«Бизнес на кредитных историях пока не слишком прибыльный, — констатирует гендиректор «Экспириан-Интерфакс» Василий Дубов. — Бюро берут деньги за ежемесячное обслуживание, а собственно услуги предоставляют за символическую плату». В 2006 году объем рынка кредитных историй, по оценкам экспертов, не превысил $300—400 тыс.

В результате подавляющее большинство даже крупных БКИ было вынуждено скорректировать сроки окупаемости проекта. Так, бизнес-план «Экспириан-Интерфакс» составлялся на основе опыта группы Experian, но российские реалии внесли в план свои коррективы — выход на самоокупаемость передвинули на 2009 год. Похожая ситуация и у остальных игроков рынка.

По слухам, невысокая прибыль стала предметом разбирательств между акционерами и руководством в НБКИ и GPCS. Но сами менеджеры слухи опровергают. «Такого не могло быть по одной простой причине — выход на самоокупаемость для нас был запланирован на третий год работы, а мы идем даже с опережением этого графика», — парирует Александр Викулин. По его словам, уже к концу 2007 года НБКИ окупит все расходы на создание организации.

Но то, что акционеры очень внимательно следят за бизнесом, очевидно. Так, в феврале 2007 года сменилась команда в бюро «Экспириан-Интерфакс», что, по словам конкурентов, было вызвано не чем иным, как «недовольством акционеров результатами деятельности бюро на тот момент».

Сейчас у «Экспириан» твердое третье место по общему числу историй в базе, а количество запросов в бюро, по словам Василия Дубова, составляет в среднем 30 тыс. в месяц. Больше только у НБКИ, куда в мае поступило 139 тыс. запросов, а в июне — уже 216 тыс.

Что касается карманных бюро, то за рентабельностью они и не гонятся. Это нерыночные структуры, и создавались они для обслуживания интересов своих акционеров, то есть конкретного банка. Поэтому о привлечении большого числа «подписчиков» здесь не мечтают.

В ответ «рыночники» применяют санкции: если тарифы за одну историю в среднем составляют от $0,2 до $1 — в зависимости от «вклада» банка в «копилку» бюро, то для тех банков, которые не желают делиться данными о своих заемщиках, предусмотрены драконовские условия сотрудничества — до $15 за один запрос. Правда, есть одно «но». «Наше бюро — единственное на рынке, которое берет деньги только за результативные кредитные отчеты», — уточняет Викулин. Если бюро не может предоставить историю по запросу, денег с банка оно не возьмет.

Вообще, в НБКИ со всех 624 банков-партнеров взимается абонентская плата в размере 6 тыс. рублей ежемесячно (с 1 апреля 2007 года банки имеют право использовать эту сумму на запросы — схема, аналогичная деньгам на счете мобильного телефона). В результате набегает примерно 3,75 млн рублей ежемесячно.

Туманные перспективы

БКИ декларируют приличный показатель hit rate (количество ответов на банковские запросы) — до 50%. Однако представители сразу нескольких банков в беседе с корреспондентом «Профиля» заявили, что вообще не пользуются базами данных бюро — считают, что пользоваться просто нечем. В большинстве случаев информация в бюро кредитных историй не находится. А если и находится, то может содержать ошибки.

В базах данных можно обнаружить неточности в номерах паспортов или написании имен и фамилий заемщиков. К такому выводу пришла и Федеральная служба по финансовым рынкам, недавно проверившая работу своих подопечных.

«Многие банки не удовлетворены сервисом, но поменять бюро они не могут, — рассказывает гендиректор бюро «БПЛ» Олег Зайцев. — Если человек, которому не нравится обслуживание в каком-то магазине, может туда больше не ходить, в случае с БКИ-монополистами так не получается».

Вместе с тем в банках существуют технологии проверки клиентов через серые базы (паспортные, автомобильные, телефонные, налоговые и т.д.), и пока этот канал составляет БКИ реальную конкуренцию. «Кредитная история, состав которой строго определен законом, в принципе не содержит того набора данных, который обычно включен в банковскую анкету и нуждается в проверке», — объясняет Татьяна Иванова. Речь идет о месте работы, прописке, имеющейся собственности и т.д. А кредитный отчет, информирующий о тех ссудах, которые заемщик успел взять с момента введения закона, то есть с марта 2006-го, вряд ли даст объективную картину «платежной дисциплины».

В итоге для расширения бизнеса БКИ приходится развивать дополнительные сервисы (например, «Экспириан» зарабатывает на продаже своих разработок скоринговых систем). Одновременно бюро расширяют список поставщиков данных за счет небанковских организаций. Национальное кредитное бюро (НКБ) наладило отношения с операторами связи — «ВымпелКомом», «Голден Телекомом». «Мы аккумулировали информацию о 1,2 млн человек, которые по разным причинам не платили за мобильную связь, — рассказывает гендиректор НКБ Владимир Малеев. — Сейчас эта информация включена в базу данных бюро, а к осени 2007 года все эти данные окажутся и в ЦККИ». По словам Малеева, сейчас сотовые операторы ежегодно теряют до $20 млн из-за неплательщиков.

Еще одно перспективное направление — сотрудничество БКИ с организациями ЖКХ — пока не реализовано. Государство не хочет с этим связываться, а частные компании, управляющие каким-нибудь одним, даже самым шикарным кондоминиумом, кредитным бюро не слишком интересны. Кроме того, БКИ недоступны и официальные базы налоговой службы и Пенсионного фонда России (для подтверждения подлинности данных о заемщиках), так как мешает отсутствие четкого регламента взаимодействия с этими госорганами.

Пока российским «бюрократам» остается мечтать и о том, чтобы продавать кредитные истории граждан более широкому кругу организаций, нежели сейчас, — например, маркетинговым агентствам, которые уже сегодня активно осаждают некоторых игроков рынка, или крупным торговым компаниям. Безусловно, это увеличило бы объемы бизнеса БКИ в десятки раз. Российская система пока ближе к европейской модели, где разглашение данных о заемщике для сторонней организации невозможно без согласия гражданина. А вот в США гражданам самим приходится предпринимать усилия, дабы информация о них «засветилась» в как можно меньшем количестве организаций.

Вообще же, по словам экспертов, делать прогнозы о том, как будет развиваться бизнес кредитных бюро, очень сложно. Банки не хотят заключать договоры с большим количество бюро, а заемщики пока не осознают, какие именно «бонусы» может им принести хорошая кредитная история.


Российские кредитные бюро наконец-то завершили период первоначального накопления информации, но их деятельность и поныне далека от серьезного бизнеса.Угендиректора Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александра Викулина всегда под рукой лист бумаги с цифрами о деятельности бюро. Он в любой момент может назвать ежемесячное количество запросов в свою организацию или общее число кредитных историй в базе.

Интерес к бюро кредитных историй (БКИ) велик: прошло больше года с момента их «узаконивания», а бизнес на кредитных историях граждан до сих пор выглядит со стороны экзотикой.

Попасть в историю

В России, где любая персональная информация о гражданах имеет удивительное свойство впоследствии появляться в свободной продаже, развитие института БКИ идет долго и мучительно.

По закону «О бюро кредитных историй» все банки с 1 сентября 2005 года обязаны заключить договор как минимум с одним бюро. Однако процесс затянулся, и фактически действовать система начала только 1 марта 2006 года.

Именно с этой даты каждый, кто решился взять банковскую ссуду, получил шанс попасть в историю. Персональную кредитную. Теперь забывчивость или неаккуратность гражданина при выплате кредита обязательно аукнется ему при попытке взять новую ссуду, ведь сей факт будет отражен в «личном деле». По крайней мере, именно это обещают первые лица отечественных кредитных бюро.

Хотя особого повода для оптимизма нет, поскольку выгодным бизнесом торговля информацией о заемщиках так и не стала. Хотя именно об этом мечтали инициаторы появления таких «копилок» — перед их глазами был опыт зарубежных аналогов. На Западе торговля кредитными досье — супервыгодное направление. В таких данных заинтересованы не только кредитные организации, но и любые фирмы, предоставляющие услуги без предоплаты.

У нас же все иначе. «Банки решили не обмениваться информацией о своих заемщиках, а пока ее придержать», — разводит руками гендиректор питерского Объединенного бюро кредитных историй Татьяна Иванова.

Власть «бюрократов» в России так и не наступила.

Игры в монополию

Изначально обмена информацией о заемщиках между российскими банками не было — делиться накопленными данными никто не хотел. Кредитные базы о частных клиентах представляли собой такую же ценность, как и «корпоративные» базы.

Потом, в знак некой солидарности, банкиры стали обмениваться списками неблагонадежных клиентов — дабы закрыть тем доступ к банковским деньгам.

Именно по такому принципу и стали работать первые бюро — изначально они были хранилищами негативной информации.

Но раскрывать конкурентам белые списки и по сей день мало кто хочет. Во избежание «утечек» гиганты потребкредитования даже организовали карманные бюро.

Сбербанк обзавелся бюро «Инфокредит», «Русский стандарт» — «Кредитным бюро Русский стандарт», а ХКФ Банк «породил» бюро Global Payments Credit Services (GPCS, помимо «Хоума» туда поставляют данные Инвестсбербанк, Кредит Европа Банк, «ВТБ 24»).

Однако на рынке появились и более крупные структуры. Например, Ассоциация российских банков создала Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) — его клиентами являются Ситибанк, ДжиИ Мани Банк, «Альфа», «ВТБ 24» и другие банки.

А агентство «Интерфакс» породило бюро «Экспириан-Интерфакс» — здесь делают ставку на наличие западного партнера.

Сейчас на рынке работает 23 бюро, но правила игры на рынке диктует «великолепная пятерка» (на нее приходится около 96% накопленных кредитных историй физических и юридических лиц).

Еще осенью 2005 года часть БКИ требовала от кредитных организаций платить ежемесячные взносы. «И это при пустых базах!» — негодует один из региональных банкиров.

Сейчас базы куда весомее. Свидетельством тому — статистика Центрального каталога кредитных историй (ЦККИ) при Центробанке. Здесь хранится титульная часть всех историй — паспортные данные заемщика и ИНН. Сегодня хранилище насчитывает более 20 млн «титулов»! В масштабах страны это означает, что в ЦККИ «засветился» уже каждый седьмой россиянин.

Бюро находок

Вместе с тем данные, хранящиеся в этих досье, настолько скудны, что интереса у многих банков не вызывают. Именно поэтому торговля историями идет, прямо скажем, не так бойко, как хотелось бы БКИ.

«Бизнес на кредитных историях пока не слишком прибыльный, — констатирует гендиректор «Экспириан-Интерфакс» Василий Дубов. — Бюро берут деньги за ежемесячное обслуживание, а собственно услуги предоставляют за символическую плату». В 2006 году объем рынка кредитных историй, по оценкам экспертов, не превысил $300—400 тыс.

В результате подавляющее большинство даже крупных БКИ было вынуждено скорректировать сроки окупаемости проекта. Так, бизнес-план «Экспириан-Интерфакс» составлялся на основе опыта группы Experian, но российские реалии внесли в план свои коррективы — выход на самоокупаемость передвинули на 2009 год. Похожая ситуация и у остальных игроков рынка.

По слухам, невысокая прибыль стала предметом разбирательств между акционерами и руководством в НБКИ и GPCS. Но сами менеджеры слухи опровергают. «Такого не могло быть по одной простой причине — выход на самоокупаемость для нас был запланирован на третий год работы, а мы идем даже с опережением этого графика», — парирует Александр Викулин. По его словам, уже к концу 2007 года НБКИ окупит все расходы на создание организации.

Но то, что акционеры очень внимательно следят за бизнесом, очевидно. Так, в феврале 2007 года сменилась команда в бюро «Экспириан-Интерфакс», что, по словам конкурентов, было вызвано не чем иным, как «недовольством акционеров результатами деятельности бюро на тот момент».

Сейчас у «Экспириан» твердое третье место по общему числу историй в базе, а количество запросов в бюро, по словам Василия Дубова, составляет в среднем 30 тыс. в месяц. Больше только у НБКИ, куда в мае поступило 139 тыс. запросов, а в июне — уже 216 тыс.

Что касается карманных бюро, то за рентабельностью они и не гонятся. Это нерыночные структуры, и создавались они для обслуживания интересов своих акционеров, то есть конкретного банка. Поэтому о привлечении большого числа «подписчиков» здесь не мечтают.

В ответ «рыночники» применяют санкции: если тарифы за одну историю в среднем составляют от $0,2 до $1 — в зависимости от «вклада» банка в «копилку» бюро, то для тех банков, которые не желают делиться данными о своих заемщиках, предусмотрены драконовские условия сотрудничества — до $15 за один запрос. Правда, есть одно «но». «Наше бюро — единственное на рынке, которое берет деньги только за результативные кредитные отчеты», — уточняет Викулин. Если бюро не может предоставить историю по запросу, денег с банка оно не возьмет.

Вообще, в НБКИ со всех 624 банков-партнеров взимается абонентская плата в размере 6 тыс. рублей ежемесячно (с 1 апреля 2007 года банки имеют право использовать эту сумму на запросы — схема, аналогичная деньгам на счете мобильного телефона). В результате набегает примерно 3,75 млн рублей ежемесячно.

Туманные перспективы

БКИ декларируют приличный показатель hit rate (количество ответов на банковские запросы) — до 50%. Однако представители сразу нескольких банков в беседе с корреспондентом «Профиля» заявили, что вообще не пользуются базами данных бюро — считают, что пользоваться просто нечем. В большинстве случаев информация в бюро кредитных историй не находится. А если и находится, то может содержать ошибки.

В базах данных можно обнаружить неточности в номерах паспортов или написании имен и фамилий заемщиков. К такому выводу пришла и Федеральная служба по финансовым рынкам, недавно проверившая работу своих подопечных.

«Многие банки не удовлетворены сервисом, но поменять бюро они не могут, — рассказывает гендиректор бюро «БПЛ» Олег Зайцев. — Если человек, которому не нравится обслуживание в каком-то магазине, может туда больше не ходить, в случае с БКИ-монополистами так не получается».

Вместе с тем в банках существуют технологии проверки клиентов через серые базы (паспортные, автомобильные, телефонные, налоговые и т.д.), и пока этот канал составляет БКИ реальную конкуренцию. «Кредитная история, состав которой строго определен законом, в принципе не содержит того набора данных, который обычно включен в банковскую анкету и нуждается в проверке», — объясняет Татьяна Иванова. Речь идет о месте работы, прописке, имеющейся собственности и т.д. А кредитный отчет, информирующий о тех ссудах, которые заемщик успел взять с момента введения закона, то есть с марта 2006-го, вряд ли даст объективную картину «платежной дисциплины».

В итоге для расширения бизнеса БКИ приходится развивать дополнительные сервисы (например, «Экспириан» зарабатывает на продаже своих разработок скоринговых систем). Одновременно бюро расширяют список поставщиков данных за счет небанковских организаций. Национальное кредитное бюро (НКБ) наладило отношения с операторами связи — «ВымпелКомом», «Голден Телекомом». «Мы аккумулировали информацию о 1,2 млн человек, которые по разным причинам не платили за мобильную связь, — рассказывает гендиректор НКБ Владимир Малеев. — Сейчас эта информация включена в базу данных бюро, а к осени 2007 года все эти данные окажутся и в ЦККИ». По словам Малеева, сейчас сотовые операторы ежегодно теряют до $20 млн из-за неплательщиков.

Еще одно перспективное направление — сотрудничество БКИ с организациями ЖКХ — пока не реализовано. Государство не хочет с этим связываться, а частные компании, управляющие каким-нибудь одним, даже самым шикарным кондоминиумом, кредитным бюро не слишком интересны. Кроме того, БКИ недоступны и официальные базы налоговой службы и Пенсионного фонда России (для подтверждения подлинности данных о заемщиках), так как мешает отсутствие четкого регламента взаимодействия с этими госорганами.

Пока российским «бюрократам» остается мечтать и о том, чтобы продавать кредитные истории граждан более широкому кругу организаций, нежели сейчас, — например, маркетинговым агентствам, которые уже сегодня активно осаждают некоторых игроков рынка, или крупным торговым компаниям. Безусловно, это увеличило бы объемы бизнеса БКИ в десятки раз. Российская система пока ближе к европейской модели, где разглашение данных о заемщике для сторонней организации невозможно без согласия гражданина. А вот в США гражданам самим приходится предпринимать усилия, дабы информация о них «засветилась» в как можно меньшем количестве организаций.

Вообще же, по словам экспертов, делать прогнозы о том, как будет развиваться бизнес кредитных бюро, очень сложно. Банки не хотят заключать договоры с большим количество бюро, а заемщики пока не осознают, какие именно «бонусы» может им принести хорошая кредитная история.



Регионалы, объединяйтесь!
Свое будущее многие БКИ видят в региональном развитии. Причем как за счет органического роста, так и за счет покупки региональных игроков. По прогнозу Александра Викулина, в результате экспансии крупных БКИ через год-два на рынке останется лишь пять кредитных бюро. «Представители АРБ совсем распоясались, — негодующе восклицает представитель одного бюро, находящегося в средней полосе России. — Региональным отделениям крупных федеральных банков, входящих в АРБ, дано негласное указание не делиться информацией о заемщиках с региональными бюро».
В результате у регионалов родилась мысль «дружить против» карманных «монстров». Уже осенью 2007 года может быть создана система взаимодействия региональных бюро. Попадание кредитной истории в любое БКИ данной системы автоматически будет означать ее попадание в базы данных остальных структур. Правда, новое образование пока сможет аккумулировать не более 1 млн историй, поэтому, по словам представителей «большой пятерки», заметного влияния на рынок не окажет.


Таблица 1 БКИ, имеющие самые большие базы данных кредитных историй






























БюроКоличество кредитных историйСтоимость услугКоличество банков-партнеров
Национальное бюро кредитных историй10,5 млн.Ежемесячная абонентская плата - 6 тыс. руб. в месяц; от 4,5 до 22,5 руб. за запрос624
Global Payments Credit Services9,5 млн.25 рублей за запросОколо 50
"Экспириан-Интерфакс"Около 3 млн.От 5 до 17,5 руб.Около 200
"Инфокредит"Более 2 млн.Единовременная плата - 177 тыс. руб.; ежемесячная абонентская плата - 11,8 тыс. руб.; первый запрос бесплатно, повторный - 500 руб.Сбербанк
Источник: данные БКИ, "Профиль"

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».