25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Деньги -- медиа -- деньги"

Архивная публикация 2002 года: "Деньги -- медиа -- деньги"

Впервые попав в рейтинг 100 крупнейших банков региона, российские банки сразу же заняли в нем лидирующие позиции. Причем как по общему количеству -- каждый третий из представленных в списке банков российский, так и в абсолютном выражении -- первое и второе места по капиталу занимают соответственно Сбербанк и Внешторгбанк. Более того, российские банки оказались лидерами и по рентабельности работы: если средний показатель отношения чистой прибыли к активам равняется 1,9%, то у россиян он почти в два раза выше -- 3,3%. Однако самый большой сюрприз преподнес российский банк "Еврофинанс" -- его показатель рентабельности составляет 12,9%.
Ранее известный только специалистам "Еврофинанс" удивил широкую публику уже второй раз за месяц: в конце сентября его имя получило огласку благодаря заключенному соглашению с ОАО "Газпром" об участии банка в реструктуризации медиаактивов холдинга. Согласно официальной информации "Еврофинанс" должен инвестировать около $100 млн. в СМИ, входящие в "Газпром-медиа", и организовать финансирование схемы погашения обязательств "Газпром-медиа" перед "Газпромом" на сумму около $600 млн.
В день объявления этой сделки, уже названной некоторыми коллегами сделкой года, глава "Еврофинанса" Владимир Столяренко заявил: "Мы рассматриваем наше участие в этом проекте как стратегические инвестиции в динамично развивающийся российский медиарынок. Рассчитываем на значительное повышение капитализации нового холдинга". Но тогда его мало кто захотел услышать, и в прессе возникла масса версий происшедшего -- преимущественно политического свойства. Общим же в этих версиях было то, что банк выставлялся в качестве инструмента манипулирования общественным мнением.
Результаты исследования Standard&Poor's позволяют вернуться к анализу особенностей этой сделки и оценить ее воздействие на отечественный медиарынок в целом.
СМИ как бизнес

Россия -- страна парадоксов. В любом цивилизованном обществе понятия "свобода" и "хозяин" несовместимы, и только у нас не устающие говорить о собственной независимости СМИ с маниакальным упорством проводят расследования и строят гипотезы о том, какая финансово-политическая сила стоит за тем или иным печатным или непечатным изданием. Происходит это потому, что на заре становления российского медиарынка частные средства массовой информации оказывались инструментом решения политических задач в руках определенных финансово-промышленных группировок.
Время это прошло. "Сегодня у нас в стране, -- говорит тележурналист Михаил Леонтьев, -- никто, кроме власти, какие-либо масштабные политические задачи решать не может. А раз так, раз финансово-промышленные структуры сегодня уже не имеют возможности вопреки власти и исключительно в своих собственных интересах решать политические задачи, какая разница, кто покупает СМИ. Вопрос в том, зачем осуществляется эта покупка".
"Можно ли заниматься в России СМИ как бизнесом?" -- спросили мы известных политиков, бизнесменов и коллег-журналистов. Ответ оказался на удивление единодушным: "Только так и можно". Например, президент АРБ Гарегин Тосунян считает: "Медиабизнес начал приносить пользу довольно давно. На мой взгляд, это очень неплохой вид бизнеса, в котором все взаимосвязано с продвижением других видов бизнеса, котировками акций и т.д.".
"В любой банковской организации превалируют интересы выгоды и расчета, а потом уже побочные факторы, дающие дополнительные плюсы. И я не думаю, что покупка медиаактивов для "Еврофинанса" это желание получить политические дивиденды, выйти на политическую арену. Для "Еврофинанса" это, несомненно, бизнес," -- утверждает экс-глава Банка России Виктор Геращенко.
Но чтобы этот бизнес был прибыльным, надо правильно и финансово грамотно управлять им. Старое НТВ имело слабую финансовую схему, считает председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов. Их затраты явно превышали цену выпускаемой продукции. А самое главное условие в бизнесе -- результат должен превышать затраты. К сожалению, старое НТВ работало не по этому принципу и прогорело.
Бизнесмен Алишер Усманов убежден, что СМИ могут приносить немалую прибыль как минимум за счет рекламы, и в качестве примера приводит канал ОРТ, который именно в результате успешной работы с Video International наконец объявил о готовности рассчитаться по кредиту ВЭБа. По словам гендиректора этой телекомпании Константина Эрнста, 92% доходов ОРТ сегодня составляет коммерческая реклама, благодаря которой за первое полугодие 2002 года ОРТ выплатило $45 млн. долга. Если же говорить о доходности рынка телевизионной рекламы, то, по оценке Российской ассоциации рекламных агентств, емкость всего рекламного рынка в 2001 году составила $1,7 млрд., что в полтора раза больше, чем в 2000-м. Около трети этой суммы приходится на долю телевидения.
Но вернемся к сделке "Газпром" -- "Еврофинанс". Банк смог предложить схему погашения 600-миллионного долга, устроившую не только газового монополиста, но и рынок, с которого и были привлечены необходимые финансовые инструменты. Для получения столь серьезных средств банк должен обладать весомыми аргументами и помимо рентабельности своей работы. В этой связи эксперты признают наличие ряда преимуществ у команды "Еврофинанса".
Например, председатель наблюдательного совета инвестиционной компании "Ренессанс Капитал" Александр Шохин свое отношение к банку выразил следующим образом: "Еврофинанс", на мой взгляд, обладает возможностью предложить достаточно эффективные финансовые инструменты. Он уже реализовывал несколько, я бы сказал, тонких сделок. Поэтому для "Газпрома" он вполне подходящая структура. Профессионализм у этой команды очень высокий". В том же духе (и, как всегда, в неподражаемой форме) высказался и Геращенко: "Еврофинанс" -- не последняя банковская организация в России. Она прекрасно развивается в последние годы, имеет интересных акционеров. У нее есть связи, прекрасный опыт, клиентские отношения с ведущими банками Европы".
Общая переоценка

Борис Йордан уверяет, что сделка по медийным активам "Газпрома" осуществлялась на рыночных условиях, а "Еврофинанс" оценивался исключительно в качестве инвестора, заинтересованного в развитии медиахолдинга как доходного рыночного актива. В пользу этого свидетельствует, в частности, новая структура акционерного капитала "жемчужины" бывшего "Газпром-медиа" -- канала НТВ: 49% акций у "Еврофинанса", 41% - у ОАО "Газпром", 10% переданы менеджменту канала. Таким образом, ни одна из сторон, участвующих в акционерном капитале, не обладает контрольным пакетом акций. Соответственно, продвигать свою политическую волю какой-либо стороне становится заметно сложнее.
Аналитик инвестиционной компании Brunswick UBC Warburg Денис Родионов полагает, что времена, при которых владелец неконтрольного пакета акций мог решать свои политические задачи, уже прошли. "Отношение общества, правительства и участников рынка совсем другое к подобной активности, -- продолжает он. -- "Газпром" получил только негативное паблисити вокруг использования медиаактивов в политических целях и старается больше не делать этого, не попадать в подобную ситуацию".
Подобная оценка выглядит особенно убедительной, если принять во внимание еще и заявление председателя совета директоров "Газпром-медиа" Александра Дыбаля о том, что не исключено дальнейшее уменьшение доли "Газпрома" в медиахолдинге.
Таким образом, состоявшаяся в конце сентября сделка является знаковой для отечественных СМИ. В российском медиабизнесе это первое крупное соглашение, способное оказать влияние на формирование рынка центральных СМИ как такового. На нем, как говорит Михаил Леонтьев, средства массовой информации -- тот же товар. И как любой товар, он имеет цену и может переходить из рук в руки.Другой особенностью проведенной сделки является высокая оценочная стоимость "Газпром-медиа", и прежде всего НТВ. Этот факт способен оказать влияние на переоценку активов основных операторов российских СМИ. Комментируя ситуацию, Александр Шохин отметил: цена сделки позволяет говорить о том, что "Газпром" реализует главную установку -- повысить эффективность деятельности крупнейшей российской корпорации на рыночных условиях. Более того, он полагает, что, продав 49% по достаточно высокой цене и подняв капитализацию с помощью привлечения частных акционеров, впоследствии "Газпром" сможет продать оставшийся пакет акций значительно дороже.

Впервые попав в рейтинг 100 крупнейших банков региона, российские банки сразу же заняли в нем лидирующие позиции. Причем как по общему количеству -- каждый третий из представленных в списке банков российский, так и в абсолютном выражении -- первое и второе места по капиталу занимают соответственно Сбербанк и Внешторгбанк. Более того, российские банки оказались лидерами и по рентабельности работы: если средний показатель отношения чистой прибыли к активам равняется 1,9%, то у россиян он почти в два раза выше -- 3,3%. Однако самый большой сюрприз преподнес российский банк "Еврофинанс" -- его показатель рентабельности составляет 12,9%.

Ранее известный только специалистам "Еврофинанс" удивил широкую публику уже второй раз за месяц: в конце сентября его имя получило огласку благодаря заключенному соглашению с ОАО "Газпром" об участии банка в реструктуризации медиаактивов холдинга. Согласно официальной информации "Еврофинанс" должен инвестировать около $100 млн. в СМИ, входящие в "Газпром-медиа", и организовать финансирование схемы погашения обязательств "Газпром-медиа" перед "Газпромом" на сумму около $600 млн.

В день объявления этой сделки, уже названной некоторыми коллегами сделкой года, глава "Еврофинанса" Владимир Столяренко заявил: "Мы рассматриваем наше участие в этом проекте как стратегические инвестиции в динамично развивающийся российский медиарынок. Рассчитываем на значительное повышение капитализации нового холдинга". Но тогда его мало кто захотел услышать, и в прессе возникла масса версий происшедшего -- преимущественно политического свойства. Общим же в этих версиях было то, что банк выставлялся в качестве инструмента манипулирования общественным мнением.

Результаты исследования Standard&Poor's позволяют вернуться к анализу особенностей этой сделки и оценить ее воздействие на отечественный медиарынок в целом.

СМИ как бизнес


Россия -- страна парадоксов. В любом цивилизованном обществе понятия "свобода" и "хозяин" несовместимы, и только у нас не устающие говорить о собственной независимости СМИ с маниакальным упорством проводят расследования и строят гипотезы о том, какая финансово-политическая сила стоит за тем или иным печатным или непечатным изданием. Происходит это потому, что на заре становления российского медиарынка частные средства массовой информации оказывались инструментом решения политических задач в руках определенных финансово-промышленных группировок.

Время это прошло. "Сегодня у нас в стране, -- говорит тележурналист Михаил Леонтьев, -- никто, кроме власти, какие-либо масштабные политические задачи решать не может. А раз так, раз финансово-промышленные структуры сегодня уже не имеют возможности вопреки власти и исключительно в своих собственных интересах решать политические задачи, какая разница, кто покупает СМИ. Вопрос в том, зачем осуществляется эта покупка".

"Можно ли заниматься в России СМИ как бизнесом?" -- спросили мы известных политиков, бизнесменов и коллег-журналистов. Ответ оказался на удивление единодушным: "Только так и можно". Например, президент АРБ Гарегин Тосунян считает: "Медиабизнес начал приносить пользу довольно давно. На мой взгляд, это очень неплохой вид бизнеса, в котором все взаимосвязано с продвижением других видов бизнеса, котировками акций и т.д.".

"В любой банковской организации превалируют интересы выгоды и расчета, а потом уже побочные факторы, дающие дополнительные плюсы. И я не думаю, что покупка медиаактивов для "Еврофинанса" это желание получить политические дивиденды, выйти на политическую арену. Для "Еврофинанса" это, несомненно, бизнес," -- утверждает экс-глава Банка России Виктор Геращенко.

Но чтобы этот бизнес был прибыльным, надо правильно и финансово грамотно управлять им. Старое НТВ имело слабую финансовую схему, считает председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов. Их затраты явно превышали цену выпускаемой продукции. А самое главное условие в бизнесе -- результат должен превышать затраты. К сожалению, старое НТВ работало не по этому принципу и прогорело.

Бизнесмен Алишер Усманов убежден, что СМИ могут приносить немалую прибыль как минимум за счет рекламы, и в качестве примера приводит канал ОРТ, который именно в результате успешной работы с Video International наконец объявил о готовности рассчитаться по кредиту ВЭБа. По словам гендиректора этой телекомпании Константина Эрнста, 92% доходов ОРТ сегодня составляет коммерческая реклама, благодаря которой за первое полугодие 2002 года ОРТ выплатило $45 млн. долга. Если же говорить о доходности рынка телевизионной рекламы, то, по оценке Российской ассоциации рекламных агентств, емкость всего рекламного рынка в 2001 году составила $1,7 млрд., что в полтора раза больше, чем в 2000-м. Около трети этой суммы приходится на долю телевидения.

Но вернемся к сделке "Газпром" -- "Еврофинанс". Банк смог предложить схему погашения 600-миллионного долга, устроившую не только газового монополиста, но и рынок, с которого и были привлечены необходимые финансовые инструменты. Для получения столь серьезных средств банк должен обладать весомыми аргументами и помимо рентабельности своей работы. В этой связи эксперты признают наличие ряда преимуществ у команды "Еврофинанса".

Например, председатель наблюдательного совета инвестиционной компании "Ренессанс Капитал" Александр Шохин свое отношение к банку выразил следующим образом: "Еврофинанс", на мой взгляд, обладает возможностью предложить достаточно эффективные финансовые инструменты. Он уже реализовывал несколько, я бы сказал, тонких сделок. Поэтому для "Газпрома" он вполне подходящая структура. Профессионализм у этой команды очень высокий". В том же духе (и, как всегда, в неподражаемой форме) высказался и Геращенко: "Еврофинанс" -- не последняя банковская организация в России. Она прекрасно развивается в последние годы, имеет интересных акционеров. У нее есть связи, прекрасный опыт, клиентские отношения с ведущими банками Европы".

Общая переоценка


Борис Йордан уверяет, что сделка по медийным активам "Газпрома" осуществлялась на рыночных условиях, а "Еврофинанс" оценивался исключительно в качестве инвестора, заинтересованного в развитии медиахолдинга как доходного рыночного актива. В пользу этого свидетельствует, в частности, новая структура акционерного капитала "жемчужины" бывшего "Газпром-медиа" -- канала НТВ: 49% акций у "Еврофинанса", 41% - у ОАО "Газпром", 10% переданы менеджменту канала. Таким образом, ни одна из сторон, участвующих в акционерном капитале, не обладает контрольным пакетом акций. Соответственно, продвигать свою политическую волю какой-либо стороне становится заметно сложнее.

Аналитик инвестиционной компании Brunswick UBC Warburg Денис Родионов полагает, что времена, при которых владелец неконтрольного пакета акций мог решать свои политические задачи, уже прошли. "Отношение общества, правительства и участников рынка совсем другое к подобной активности, -- продолжает он. -- "Газпром" получил только негативное паблисити вокруг использования медиаактивов в политических целях и старается больше не делать этого, не попадать в подобную ситуацию".

Подобная оценка выглядит особенно убедительной, если принять во внимание еще и заявление председателя совета директоров "Газпром-медиа" Александра Дыбаля о том, что не исключено дальнейшее уменьшение доли "Газпрома" в медиахолдинге.

Таким образом, состоявшаяся в конце сентября сделка является знаковой для отечественных СМИ. В российском медиабизнесе это первое крупное соглашение, способное оказать влияние на формирование рынка центральных СМИ как такового. На нем, как говорит Михаил Леонтьев, средства массовой информации -- тот же товар. И как любой товар, он имеет цену и может переходить из рук в руки.Другой особенностью проведенной сделки является высокая оценочная стоимость "Газпром-медиа", и прежде всего НТВ. Этот факт способен оказать влияние на переоценку активов основных операторов российских СМИ. Комментируя ситуацию, Александр Шохин отметил: цена сделки позволяет говорить о том, что "Газпром" реализует главную установку -- повысить эффективность деятельности крупнейшей российской корпорации на рыночных условиях. Более того, он полагает, что, продав 49% по достаточно высокой цене и подняв капитализацию с помощью привлечения частных акционеров, впоследствии "Газпром" сможет продать оставшийся пакет акций значительно дороже.

НИКОЛАЙ СИМАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».