Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Деньги ушли на дно"

Серьезным переделом российского туристичесого рынка грозит обернуться недавняя природная катастрофа в Юго-Восточной Азии. Компании и заинтересованные чиновники уже просчитывают, как можно будет извлечь из этого свою выгоду.Российских туристов испугать очень сложно. Наш турпоток не в состоянии остановить даже цунами.

По опросам, 16% россиян не прочь отправиться в страны Юго-Восточной Азии прямо сейчас. В начале января, когда турфирмы вывозили клиентов из зоны бедствия, операторы принимали немало звонков от возмущенных путешественников, не желающих раньше времени покидать, например, разоренный Пхукет. Но готовность клиентов тратить деньги на поездки сама по себе операторов не спасет. Суммы выплат по одному только Таиланду могут достичь почти $10 млн., что для российского рынка является рекордной и почти неподъемной суммой. Мелких и средних операторов ожидают серьезные проблемы, вплоть до банкротства. Кроме того, напуганные стихией власти взялись за изменение законодательства, вводя финансовые гарантии для компаний и давая туристам возможность в одностороннем порядке отказываться от поездки. В будущем это грозит серьезным переделом туррынка.

Острова невезения

Странам Юго-Восточной Азии не везет уже несколько лет подряд. Всевозможные обстоятельства непреодолимой силы — от войны в Ираке до эпидемии атипичной пневмонии — отпугивают туристов от этого региона. В первую очередь это касается, конечно, осторожных европейцев и бдительных американцев. Но и россияне в последние годы стали тщательнее подходить к выбору мест для отдыха. В 2002 году, например, спрос на Таиланд (это направление является для нас самым массовым из всех пострадавших от стихии стран) упал более чем наполовину. В 2003 году ситуация постепенно выравнивалась, а на нынешний зимний сезон операторы возлагали особые надежды. Уже со второй декады декабря 2004 года новогодние туры в Таиланд купить было практически невозможно, несмотря на то, что средняя стоимость праздничного турпакета подскочила до $1,8 тыс. Цунами с головой накрыло и ожидания операторов, и интерес туристов.

Правда, наши туристы не подумали отказаться от поездок на не пострадавшие от бедствия курорты Таиланда. Блоки мест на чартерные рейсы в Бангкок и Утапао на 10, 12 и 15 января были проданы полностью. Пакеты московских компаний сейчас бронируют в основном региональные агентства. Даже цены на путевки не снизились, к огромному разочарованию россиян. В конце декабря, в первые дни после трагедии, в московские турфирмы звонили клиенты, готовые жить хоть на берегу среди обломков, но лишь бы с 50-процентной скидкой.

В первой половине января чартерные рейсы из России не отправлялись только на остров Пхукет — самый разоренный курорт Таиланда. В прогнозах относительно этого места операторы расходятся. Одни не исключают, что спрос на Пхукет может восстановиться уже в конце января. Другие предполагают, что вынужденная блокада Пхукета продлится до конца этого года.

Власти Таиланда собираются не просто восстановить пострадавшие районы, но сделать их самым красивым курортным местом страны. Сейчас работы по очистке и восстановлению береговой линии близки к завершению, за исключением прибрежных пляжей в провинции Пханг Нха, наиболее пострадавшей от цунами. Тайцы уже начали готовить новый маркетинговый план, направленный на восстановление имиджа Таиланда как безопасного и привлекательного туристического центра.

В конце января — начале февраля может начать восстанавливаться и российский поток в Шри-Ланку. Здесь цунами разрушило 2 тыс. гостиничных номеров, но туристическая инфраструктура не пострадала на 70%. По словам Арджуна Ратанунга, заместителя министра туризма Шри-Ланки, страна, несмотря ни на что, рассчитывает достичь запланированного на 2005 год рубежа в 600 тыс. туристов. Не сильно пострадали и Мальдивы: здесь уже возобновили работу 68 из 74 курортов. Впрочем, это направление никогда не было для россиян по-настоящему массовым. В момент стихийного бедствия здесь отдыхали 570 наших туристов, ни один из них не пострадал.

Форс-мажор ударил по операторам

Туррынку в мировом масштабе стихийное бедствие вряд ли нанесет ощутимый урон. По подсчетам Всемирной туристической организации (ВТО), на долю Таиланда, Индонезии, Мальдив, Индии и Шри-Ланки, вместе взятых, в 2004 году пришлось лишь 3% мирового турпотока. А вот российская индустрия путешествий может пострадать гораздо серьезнее.

При расторжении договора в связи с существенными изменениями обстоятельств российское законодательство предусматривает возмещение убытков в соответствии с фактическими затратами сторон. Цены турпакетов на 85—90% состоят из оплаты билетов на самолет и гостиничных услуг. Это-то как раз и относится к затратам операторов, то есть реально они могут вернуть лишь небольшую сумму за собственные услуги. Впрочем, при форс-мажоре можно не делать даже этого. Тем более что страховые компании в процессе никак не участвуют: стандартный пакет страхования выезжающих за рубеж включает в себя только оплату медицинских услуг и транспортировку застрахованного (или его тела) на родину.

29 декабря Владимир Стржалковский, руководитель Федерального агентства по туризму (Ростуризм), призвал все компании, которые дорожат своей репутацией, в досудебном порядке возместить клиентам стопроцентную стоимость туров за несостоявшиеся поездки в пострадавшие страны. Двумя днями ранее с таким же обращением к туроператорам выступил Российский союз туриндустрии (РСТ). Причины для уговоров были, и довольно серьезные: некоторые фирмы, не желая терять существенную новогоднюю прибыль, фактически вынуждали клиентов лететь в зону стихийного бедствия, угрожая 100-процентным штрафом за аннуляцию туров. Правда, «акулами бизнеса» показали себя в основном небольшие компании, всерьез не занимающиеся Юго-Восточной Азией. Все крупные операторы остались на высоте и начали выплаты по собственной инициативе, не дожидаясь призывов со стороны властей.

Естественно, операторы в первую очередь предлагали клиентам альтернативные туры, с заменой страны или времени поездки. По мнению Ирины Тюриной, представителя РСТ, единовременный возврат туристам более $1 млн. живыми деньгами может означать банкротство даже для крупной компании. По экспертным оценкам, столичные турфирмы не смогли отправить только на Пхукет более 3,5 тыс. человек — то есть должны выплатить клиентам более $6,3 млн.

С учетом региональных продаж общая сумма возврата по Таиланду может составить почти $10 млн. Клиентам, отказавшимся от замены тура, деньги будут, скорее всего, выплачиваться постепенно, в течение довольно длительного времени. Тем более что первоначально, заявляя о 100-процентных выплатах клиентам, операторы рассчитывали на понимание со стороны зарубежных партнеров и авиакомпаний. Но быстро решить этот вопрос не удалось.

«Наш партнер в Таиланде сообщил, что вернет нам деньги за отели, поэтому мы сразу начали выплачивать клиентам стоимость несостоявшегося наземного обслуживания, — рассказывает генеральный директор компании «Ванд Интернешнл» Татьяна Ванд. — Но, потратив на это $25 тыс., мы остановились, потому что тайский оператор денег нам не переводит — ждет, когда их вернут отели. В этой ситуации придется ждать и нам, и туристам, ведь у нас 70% бронирований — это пятизвездочные отели, и деньги для возврата нужны немалые».

Подавляющее большинство курортных отелей, по данным РСТ, не намерено возвращать российским партнерам деньги за неоказанные услуги. Возместить затраты они собираются теми же услугами. Даже отели, расположенные на первой линии, сейчас, по словам гжи Чувилкиной из «Натали», просят присылать туристов — у нас, мол, только первый этаж сыроват. Примерно такая же ситуация складывается и с партнерами по Шри-Ланке.

Кроме того, операторы вряд ли смогут получить и деньги за оплаченные заранее, но несостоявшиеся чартерные рейсы — как правило, при отмене рейса заказчиком он же и несет за это 100-процентную ответственность. Правда, тут многое будет зависеть от административного ресурса или перспективности работы с конкретным оператором.

Но даже если партнеры договорятся, живые деньги турфирмы увидят не скоро: на авиарынке возврат средств осуществляется только через полгода после подписания соответствующих документов. И уж конечно, никто не компенсирует операторам средства, вложенные в рекламу пострадавших от цунами направлений.

Государство воспользовалось случаем

Стихийное бедствие наконец-то подвигло российские власти на давно планировавшиеся изменения в туристическом законодательстве. 12 января депутаты Госдумы проголосовали за принятие обращения к правительству о мерах по защите прав и законных интересов российских граждан в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за пределами территории Российской Федерации. Решено было также организовать специальную комиссию, задача которой — создать законодательную базу для обязательного страхования путешествий, которая предусматривала бы страхование рисков, связанных с чрезвычайными ситуациями, а также ввести институт финансовых гарантий турфирм. Кроме того, по мнению депутатов, необходимо предусмотреть в законе возможность одностороннего отказа туриста от поездки без потери денег, если на месте его предполагаемого пребывания возникают обстоятельства, угрожающие здоровью и имуществу.

О сроках подготовки законопроекта пока ничего не известно, но участники туррынка уже успели понять, что существующее законодательство в их сфере будет изменено довольно серьезно. Сейчас к возможным нововведениям относятся с предельной осторожностью. «Страхование рисков надо вводить обязательно. Но отказ от поездки не должен быть волюнтаристским решением одного туриста. Он возможен лишь в том случае, если власти объявят страну нежелательной для въезда», — считает президент компании UTE Megapolus group Эдуард Кузнецов. Операторы боятся, что затраты клиентов будет решено полностью компенсировать за счет турфирм, отелей и авиакомпаний, а последние события показали, что соответствующих ресурсов у них нет. Каким образом во всем этом будут участвовать страховщики, пока не ясно. А эксперты опасаются, что именно сейчас, на волне страхов и переживаний, власть получит максимальную поддержку населения и серьезно реструктурирует рынок, используя на полную катушку административный ресурс для наведения порядка в туризме по собственному усмотрению.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK