25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Держать дистанцию"

Архивная публикация 2011 года: "Держать дистанцию"

Торговлю на расстоянии в России ждет бурный рост. В экспертной среде бытует шутка, что если необходимо создать идеальную страну для дистанционного бизнеса, то ничего делать не надо - уже есть Россия. История торговли на расстоянии в нашей стране насчитывает не одно столетие. Уже в XIX веке в России этот способ приобретения товаров был весьма популярен.
В 1913 году каждый третий гражданин регулярно получал товары по почте! Правда, в советские годы торговля по почте пришла в упадок и начала возрождаться только в начале 1990-х, тогда по почте чаще всего заказывали книги и прочую печатную продукцию. В середине 1990-х российский рынок заинтересовал профильные международные компании. Огромная территория, неразвитость розничной сети в регионах и налаженное почтовое сообщение делали Россию в их глазах перспективным рынком.
Иностранцы оказались правы - российский рынок дистанционной торговли активно развивается. По данным международной аналитической группы Euromonitor International, за последние десять лет он вырос в 20 раз и достиг в 2010 году объема в 394 млрд рублей! Сейчас рынок удаленной торговли составляет 4,3% всей розницы в России; это меньше, чем, скажем, в Германии и Франции, где этот показатель составляет 12% без учета Интернет-торговли, но ведь "магазин на диване" только входит в потребительскую культуру россиян. При этом если в традиционном ритейле в последние пару лет наметились застой и даже спад, то в дистанционной торговле, напротив, наблюдается рост. Посылторг, полагают аналитики, может обеспечить к 2015 году четверть всех розничных продаж в стране.
Крупные посылторговые компании уже к лету 2011 года рассчитывают восстановить докризисные объемы продаж. Например, один из крупнейших российских интернет-магазинов Ozon.ru решил развивать свои продажи в сотрудничестве с компанией "Евросеть".
Заказанные по Интернету товары будут доставляться в салоны сотового ритейлера. Проект сейчас на стадии тестирования, но если результаты будут успешными, он охватит все 4 тыс. магазинов "Евросети". Очевидно, что это открывает перед интернет-магазином дополнительные возможности, однако они ограничены широтой охвата и проникновением в регионы используемой сети. Ведь, по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, 62% клиентов, заказывающих товары на дом, проживают в населенных пунктах с числом жителей менее 50 тыс. человек и в том числе 40 % - в сельской местности. А в такие места многие наши торговые сети не добрались и вряд ли доберутся в ближайшие годы.
Если посылторговые компании хотят осваивать новые рынки в стране, то выход для них - Почта России. Ее сеть из 42 тыс. отделений уникальна. Часто можно слышать упреки в адрес почты, связанные с качеством ее работы. Тем не менее 60% посылок с заказами доставляется клиентам компаний дистанционной торговли именно по почтовым каналам.
Неудивительно, что почта решила, наконец, сама выйти на этот рынок, выбрав для старта в 2011 году формат каталожной торговли в сегменте товаров для дома. За этим ходом - четкая логика: покупают по каталогам преимущественно жители малых городов, где не развита розничная торговля. Кроме того, в сегменте товаров для дома наименьшая конкуренция и всегда стабильный спрос. В этих условиях позиции почты, способной доставить заказ в любую точку страны, выглядят предпочтительнее.
Пока рынок дистанционной торговли далек от насыщения. Но уже сейчас традиционной рознице придется предпринимать самые решительные шаги, чтобы не упустить клиентов, которым будут предлагать все более удобные комфортные условия для покупок на расстоянии.

Торговлю на расстоянии в России ждет бурный рост. В экспертной среде бытует шутка, что если необходимо создать идеальную страну для дистанционного бизнеса, то ничего делать не надо - уже есть Россия. История торговли на расстоянии в нашей стране насчитывает не одно столетие. Уже в XIX веке в России этот способ приобретения товаров был весьма популярен.
В 1913 году каждый третий гражданин регулярно получал товары по почте! Правда, в советские годы торговля по почте пришла в упадок и начала возрождаться только в начале 1990-х, тогда по почте чаще всего заказывали книги и прочую печатную продукцию. В середине 1990-х российский рынок заинтересовал профильные международные компании. Огромная территория, неразвитость розничной сети в регионах и налаженное почтовое сообщение делали Россию в их глазах перспективным рынком.
Иностранцы оказались правы - российский рынок дистанционной торговли активно развивается. По данным международной аналитической группы Euromonitor International, за последние десять лет он вырос в 20 раз и достиг в 2010 году объема в 394 млрд рублей! Сейчас рынок удаленной торговли составляет 4,3% всей розницы в России; это меньше, чем, скажем, в Германии и Франции, где этот показатель составляет 12% без учета Интернет-торговли, но ведь "магазин на диване" только входит в потребительскую культуру россиян. При этом если в традиционном ритейле в последние пару лет наметились застой и даже спад, то в дистанционной торговле, напротив, наблюдается рост. Посылторг, полагают аналитики, может обеспечить к 2015 году четверть всех розничных продаж в стране.
Крупные посылторговые компании уже к лету 2011 года рассчитывают восстановить докризисные объемы продаж. Например, один из крупнейших российских интернет-магазинов Ozon.ru решил развивать свои продажи в сотрудничестве с компанией "Евросеть".
Заказанные по Интернету товары будут доставляться в салоны сотового ритейлера. Проект сейчас на стадии тестирования, но если результаты будут успешными, он охватит все 4 тыс. магазинов "Евросети". Очевидно, что это открывает перед интернет-магазином дополнительные возможности, однако они ограничены широтой охвата и проникновением в регионы используемой сети. Ведь, по данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, 62% клиентов, заказывающих товары на дом, проживают в населенных пунктах с числом жителей менее 50 тыс. человек и в том числе 40 % - в сельской местности. А в такие места многие наши торговые сети не добрались и вряд ли доберутся в ближайшие годы.
Если посылторговые компании хотят осваивать новые рынки в стране, то выход для них - Почта России. Ее сеть из 42 тыс. отделений уникальна. Часто можно слышать упреки в адрес почты, связанные с качеством ее работы. Тем не менее 60% посылок с заказами доставляется клиентам компаний дистанционной торговли именно по почтовым каналам.
Неудивительно, что почта решила, наконец, сама выйти на этот рынок, выбрав для старта в 2011 году формат каталожной торговли в сегменте товаров для дома. За этим ходом - четкая логика: покупают по каталогам преимущественно жители малых городов, где не развита розничная торговля. Кроме того, в сегменте товаров для дома наименьшая конкуренция и всегда стабильный спрос. В этих условиях позиции почты, способной доставить заказ в любую точку страны, выглядят предпочтительнее.
Пока рынок дистанционной торговли далек от насыщения. Но уже сейчас традиционной рознице придется предпринимать самые решительные шаги, чтобы не упустить клиентов, которым будут предлагать все более удобные комфортные условия для покупок на расстоянии.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».