Наверх
10 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ДЕШЕВО И НЕСЕРДИТО"

Россияне стали покупать больше недорогих ноутбуков, это и явилось, по мнению экспертов, главной причиной частичного восстановления рынка мобильных ПК.    По данным аналитической компании ITResearch, совокупный объем продаж ноутбуков и нетбуков в третьем квартале 2009 годасоставил свыше 860 тыс. штук. Это на 60% больше, чем во втором квартале этого года (с апреля по июнь в России было реализовано 540 тыс. мобильных ПК), но на 33,7% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. По прогнозам экспертов, опрошенных «Профилем», последний квартал 2009 года может завершиться с еще более высокими показателями. А продажи в 2010 году могут даже достичь докризисного уровня.
   При этом специалисты отметили, что по сравнению со вторым кварталом продажи дорогостоящей техники упали, а нетбуков и бюджетных компьютеров стандартных типоразмеров, напротив, возросли. Лидируют традиционно компании Acer, Asus, Hewlett-Packard, Samsung и Toshiba (перечислены в алфавитном порядке), чья суммарная доля на рынке перевалила за 80%.
   Несмотря на кризис, рынок мобильных компьютеров в целом чувствует себя неплохо. По оценкам маркетинг-менеджера отдела телекоммуникаций Samsung Electronics Rus Company Романа Вераксича, продажи мобильных компьютеров в этом году сократятся по сравнению с прошлым всего на 13-15%. Для сравнения: продажи других IT-продуктов, таких как мониторы, принтеры и МФУ, в 2009 году снизятся на 30-40%. Эксперт отметил и другую интересную тенденцию: повсеместное замещение настольных компьютеров ноутбуками. По его словам, в 2009 году продажи ноутбуков в натуральном выражении превысили продажи настольных компьютеров, и отрыв на протяжении года только увеличивался.
   На итоговую позитивную динамику сегмента мобильных ПК работают и два других фактора — постепенное восстановление покупательной способности россиян и сезонное увеличение потребительской активности. Это наглядно показали результаты продаж в третьем квартале, в конце лета — начале осени (на языке маркетологов — в высокий учебный сезон (BTS — back to school). Конец года также демонстрирует активизацию поставок ноутбуков в розничный канал на будущее — под новогодние распродажи. Более того, как отмечает генеральный директор RoverComputers Сергей Смирнов, на рынке сейчас даже ощущается небольшой дефицит.
   Но наиболее ощутимое влияние кризис оказал на структуру спроса, который, по словам эксперта, сместился в нижний ценовой сегмент: бюджетные ноутбуки составляют сейчас основную долю продаж. «При этом они вплотную приблизились по цене к нетбукам, что может повлиять на спрос на последние», — дополняет менеджер по маркетингу персональных систем Fujitsu Сергей Грибанов. Однако другие специалисты полагают, что это явление временное.
   «Многие потребители стали осознавать, что производители полнофункциональных ноутбуков вкладывают значительные средства в разработку новых технологий и продуктов, и именно поэтому модели среднего и высокого ценового диапазонов обладают более богатым функционалом, более высокой производительностью и надежностью», — поясняет Сергей Грибанов. Поэтому принцип «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи» скоро снова станет актуальным.
   «Мы не заявляем, что наши ноутбуки самые дешевые, — вторит Сергею Грибанову менеджер по продвижению коммерческих ноутбуков Hewlett-Packard Сергей Сидоренков. — Но если оценить совокупную стоимость использования наших устройств за период их жизни от покупки до утилизации, пользователи действительно получают существенную выгоду, сравнимую, а зачастую и превосходящую возможную экономию при покупке более дешевых устройств».
   О том, что именно технологические тенденции отразятся на дальнейшем развитии рынка, говорят все эксперты «Профиля». Так, например, Роман Вераксич считает, что на рост продаж уже существенно повлияло появление новых разновидностей продуктов, в частности, нетбуков.
   В том, что развитие телекоммуникационных технологий, обеспечивающих высокоскоростную беспроводную связь, в частности, доступ к Интернету на базе технологий WiMAX и 3G, станет основным двигателем рынка мобильных ПК, уверен и Сергей Сидоренков: «Операторы связи выводят на рынок новые решения в области беспроводных мобильных ком-муникаций, и наша компания внимательно следит за тенденциями в этом направлении, предлагая потребителям и корпоративному сектору актуальные продукты и сервисы». Hewlett-Packard уже поставляет на рынок модели, готовые к работе в 3G-сетях, приобретающих все большую популярность в России.
   Растущая потребность пользователей в мобильности подтолкнула производителей и к миниатюризации устройств, к оптимизации и уменьшению энергопотребления. «Сейчас огромное внимание уделяется уменьшению веса ноутбука и продолжительности работы аккумулятора, — рассказывает генеральный менеджер департамента маркетинга компьютерных технологий ЗАО «Сони электроникс» Кимура Тадато. — Все производители активно работают над улучшением этих характеристик и реализуют свои достижения в новых продуктах». Та же Sony, имеющая большой опыт в этой области и владеющая передовыми технологиями, рассчитывает за счет подобного апгрейда завоевать большую долю рынка. А компания Samsung первой на российском рынке предложила своим покупателям нетбуки с WiMAX, время работы которых от батареи без подзарядки одно из самых продолжительных.
   Еще одним фактором роста должно стать и появление новой операционной системы от Microsoft — Windows 7. Как предполагает Роман Вераксич, «учитывая репутацию, которую имела у пользователей Windows Vista, вполне вероятно, что они захотят перейти на новую версию, в том числе и за счет обновления парка ноутбуков».
   На Windows 7, предлагающую широкие возможности работы с сенсорным экраном, делает ставку и Сергей Сидоренков: «С выходом новой операционки мы анонсировали несколько multitouch-ноутбуков TouchSmart, экраны которых реагируют на прикосновение не только стилуса, но и пальцев».
   Причем эта технология затронула не только рынок ноутбуков. По словам Сергея Грибанова, появляется все больше ПК в моноблочном исполнении и мониторов с поддержкой multitouch. В связи с развитием этой технологии в компании Fujitsu ожидают роста популярности планшетных ПК и ноутбуков-трансформеров.
   «Мне кажется, что цифровая конвергенция — это то, на что производители уже обратили внимание при разработке новых моделей ноутбуков, — продолжает тему Роман Вераксич. — Мы с вами наблюдаем фактически начало этой эпохи: совсем недавно, например, мобильные телефоны были просто телефонами. Потом они превратились еще и в цифровые камеры, радиоприемники, mp3-плееры, GPS-навигаторы. Естественно, эта тенденция не обойдет и ноутбуки». По прогнозу специалиста, мобильные компьютеры станут частью «умного дома», будут встроены в его систему. Позволят, например, по желанию владельца воспроизводить фильм на одном телевизоре, и одновременно показывать слайд-шоу на другом, выполняя роль домашнего сервера.
   Конечно, для большинства вендоров приоритетным сейчас является потребительский сегмент рынка, но когда речь заходит о среднесрочных перспективах, то все видят потенциал для развития в увеличении доли корпоративных продаж. Так, к примеру, компания Sony уделяет особое внимание продуктам для решений корпоративных задач с использованием последних инновационных технологий. На текущий момент доля компьютеров и ноутбуков под брендом VAIO, предназначенных для корпоративного рынка, составляет в компании 30%, и это направление развития Кимура Тадато считает перспективным.
   У Hewlett-Packard уже примерно половина поставляемых в Россию устройств нацелена на бизнес-пользователей. «Для нас корпоративный рынок — это не только большие корпорации и госзаказы, но и малый и средний бизнес, а также растущий сегмент домашних офисов», — объясняет Сергей Сидоренков. В корпоративном секторе компания предлагает широкий модельный ряд ноутбуков в ценовом диапазоне от 15 тыс. рублей за бюджетный ProBook до 200 тыс. рублей за продвинутые модификации HP EliteBook.
   В целом все производители смотрят в будущее с оптимизмом. По мнению Романа Вераксича, уже следующий год может стать годом восстановления рынка, а далее он будет лишь прирастать на 12-15% ежегодно. «Доля пользователей ноутбуков в России все еще остается небольшой, а ведь те, кто уже купил или только собирается купить ноутбук, со временем захотят иметь в своем распоряжении два устройства или заменить старый ноутбук на новый», — говорит Кимура Тадато. «В любом случае, — резюмирует Сергей Грибанов, — все будет определяться текущими макроэкономическими показателями в стране и уровнем благосостояния населения и бизнеса».
   {PAGE}

   ЧТО ВЫ ПРЕДПРИНИМАЕТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДАЖ НОУТБУКОВ?
   ЭКСПЕРТЫ
   РОМАН ВЕРАКСИЧ,маркетинг-менеджер отдела телекоммуникаций Samsung Electronics Rus Company:
   «На мой взгляд, основной прирост объемов продаж будет происходить в розничном сегменте рынка, и здесь компания Samsung имеет очень хорошие позиции. Ведь мы предлагаем нашим покупателям широчайший спектр продуктов и технологий, понимаем их потребности и можем оперативно отреагировать на изменения спроса. Так, компания Samsung правильно уловила тенденцию роста спроса на нетбуки и в настоящий момент находится в тройке лидеров на российском рынке, и это для нас не предел, например, в Великобритании нетбуки Samsung — лидеры продаж».
   СЕРГЕЙ СИДОРЕНКОВ,менеджер по продвижению коммерческих ноутбуков Hewlett-Packard:
   «Для завоевания лидирующих позиций на рынке компания Hewlett-Packard активно сотрудничает с федеральными и региональными ритейлерами, а также принимает активное участие в формировании корпоративного спроса. При этом Hewlett-Packard занимает активную позицию в потребительском сегменте, представив на российском рынке ряд новинок, среди которых новый премиальный суббренд ENVY».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK