Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Дешево и сердито"

Российский авторынок растет за счет продаж дешевых иномарок и продукции АвтоВАЗа.   После удара мирового финансового кризиса 2008 года автомобильный рынок России заметно сократился. И сегодня ему еще далеко до прежних показателей, но динамика продаж внушает определенный оптимизм. За первые три квартала 2011 года, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), прирост продаж автомобилей в России составил 45% по отношению к аналогичному периоду 2010 года. То есть в этом году уже продано 1 921 282 автомобиля, что на 593 345 больше, чем год назад. Россия снова стала считаться перспективным рынком сбыта.   Председатель комитета Дэвид Томас утверждает: «До конца 2011 года российский рынок будет стабильно расти. По нашему прогнозу, до конца 2011 года будет продано 2,45 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, и этот показатель выглядит легко достижимым. Перспективы рынка для последнего квартала 2011-го остаются позитивными в связи с тем, что кредиты становятся все более доступными, а уверенность потребителей в РФ растет». Напомним, что в самом урожайном для автопроизводителей 2008 году было реализовано почти 3 млн автомобилей, благодаря чему наш авторынок получил звание самого большого и перспективного в Европе. А пока мы находимся примерно на уровне 2007 года, когда в РФ было реализовано 2,38 млн машин.    ЧТО МЫ ВЫБИРАЕМ?   Важный аспект, который нам нужно рассмотреть, касается самых популярных, самых востребованных в России автомобилей. Это даст нам понимание, насколько реален предрекаемый скорый рост продаж авто в РФ: ведь лидеры рынка ярко иллюстрируют материальное положение граждан, без благополучия которых абсолютно никакой рост невозможен.   Если до кризиса самым популярным в России был не самый дешевый Ford Focus, чья средняя стоимость составляла 600 тыс. рублей, то в разгар кризиса в лидеры вышел более дешевый Renault Logan, чья средняя стоимость равна примерно 400 тыс. рублей. Сейчас ситуация снова изменилась, и самая популярная иномарка — машина средней стоимостью полмиллиона рублей, что-нибудь вроде Hyundai Solaris. Но в абсолютных лидерах по-прежнему продукция АвтоВАЗа: недорогая и доступная. Лидируют «Калина», «Приора», заднеприводные «вазы» и «Лада Самара». В итоге вывод неутешительный: благосостояние россиян находится еще на очень низком уровне, недотягивающем до показателей 2008 года. Доказательство тому — среди самых продаваемых в 2011 году авто в основном только бюджетные автомобили. Если сравнивать с теми же Штатами, то там в фаворе недешевые даже без повышенных пошлин Toyota Camry и Honda Accord, а также мощные пикапы Ford серии F.   РАНО РАДУЕМСЯ   Возможно, что продажи на уровне 3 млн автомобилей в год — это предел российского авторынка. Финансовые возможности населения не слишком велики, ресурсы банков, выдающих автокредиты, тоже не безграничны. Импортные автомобили подорожали из-за повышения пошлин на ввоз до 30% и ослабления рубля. В итоге получается, что наибольшей популярностью пользуются недорогие автомобили — новые бюджетные модели или автомобили с пробегом на вторичном рынке.   Вывод простой и далеко не праздничный: российский авторынок не растет, а всего лишь пытается вернуться в свое нормальное состояние, обеспечивающее насыщение населения необходимым ему для жизни количеством автомобилей. О настоящем росте авторынка можно будет говорить только тогда, когда машины разных ценовых диапазонов будут покупаться примерно в одинаковых пропорциях, когда в топ-10 будут входить не только «вазы» и Logan, но и авто, чья цена будет равняться миллиону рублей. Пока же мы возвращаемся в прошлое, к тем уровням продаж, без которых население страны не сможет нормально жить и перемещаться.

   ЖИЗНЬ В ДОЛГ
   Нынешние россияне стали все чаще одалживать деньги на покупку автомашин. Сравним данные за первое полугодие 2010-го и 2011 годов. По итогам шести месяцев 2011 года рост продаж новых автомобилей в России составил 56%, а количество проданных автомобилей перевалило за миллион штук. При этом в России выросло и количество выдаваемых автокредитов, причем на те же 56% (данные Комитета автопроизводителей АЕБ). Значит, получается, что покупать больше автомобилей россияне стали именно благодаря доступным автокредитам, то есть богаче стали не мы.

   

   ПОДЕРЖАННАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
   Все вышеупомянутые цифры относятся к новым машинам. При этом в тени остаются продажи автомобилей с пробегом, которые, кстати, являются хорошей альтернативой новым автомобилям. В 2010 году в России было реализовано около 3,5 млн подержанных автомобилей. Что еще оставалось делать автомобилистам, когда государство подняло пошлины на ввозимые авто до 30%? Примечательно, что именно в 2010 году соотношение проданных на вторичном рынке иномарок и отечественных автомобилей поменялось впервые за всю историю. Если в 2007 году доля иномарок составляла всего 43,9%, то в 2010-м она выросла до 54,3%.
   По данным компании «Формула 91», в 2011 году вторичный рынок пополнялся автомобилями с внутреннего рынка. Импорт по-прежнему не оказывает заметного влияния на объем продаж подержанных машин. Предложение почти сравнялось со спросом, практически исчез дефицит автомобилей, наблюдавшийся в 2010 году. В итоге имел место небольшой прирост продаж, в пределах 10%, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Постепенно снижается количество продаваемых б/у-автомобилей отечественного производства — с 19% до 15%. Это, считают специалисты, связано с уменьшением доли продаж новых отечественных автомобилей. По итогам первых трех кварталов 2011 года доля отечественных автомобилей на вторичном рынке составила 15%, доля иномарок — соответственно 85%. Средняя стоимость автомобилей иностранного производства выросла на 9% и составила 464 280 рублей. Отечественные автомобили, наоборот, подешевели на 6%, снизив среднюю цену до 133 892 рублей.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK