Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "ДЕШЕВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В БОЛЬШИХ МАСШТАБАХ"

Air Asia выходит на международную арену, конкуренты в ужасеМАЛАЙЗИЯ
Хорошенько встряхнув за два года рынок внутренних авиаперевозок в Малайзии дешевыми билетами на самолеты Air Asia, авиационный предприниматель Тони Фернандес (Tony Fernandes) расширяет свои горизонты. В начале августа Air Asia получила право выполнять рейсы в три международных аэропорта: на курортный остров Бали в Индонезии, на таиландский остров Фукет и в столицу Таиланда Бангкок. Пободавшись с регулирующими ведомствами, желающими защитить своих национальных перевозчиков, Фернандес сильно приблизился к исполнению своей мечты о переносе модели дешевых авиаперевозок в Юго-Восточную Азию. «У нас начато очень много проектов, — говорит Фернандес. — Происходят по-настоящему потрясающие вещи».
Выход Фернандеса на международную арену увеличит прессинг на конкурентов. Глава Air Asia создает в аэропорту Сенай в малайзийском штате Джохор транзитный центр, куда автобус из Сингапура домчит вас всего за $2,4. До сентября он не говорит о дате начала полетов по новым маршрутам, но уже знает цену: полет туда-обратно на Бали будет у него стоить $118 против $406 на самолете Singapore Airlines Ltd. Перелет на Фукет станет еще дешевле, уверенно заявляет генеральный директор и владелец контрольного пакета акций самого дешевого авиаперевозчика Малайзии. Вскоре он надеется начать полеты еще и в Индию.
Вторжение Фернандеса уже потрясло до основания всю индустрию авиаперевозок Юго-Восточной Азии. Malaysian Airline System, чтобы отвоевать у Air Asia потерянную долю рынка, снизила стоимость билетов на внутренних рейсах вдвое и вводит систему скидок на номера в отелях. Источники утверждают, что Thai Airways International и гонконгская Cathay Pacific Airways Ltd. думают над возможными контрмерами, хотя их пресс-секретари от комментария воздержались. Singapore Airlines разрабатывает новый бизнес-план для соответствия переменам в отрасли (пока подробности не сообщаются). А бывший генеральный директор Singapore Airlines Лим Чин Бень (Lim Chin Beng) создает новую компанию дешевых авиаперевозок ValuAir. «Выходя на международный рынок, авиалиния становится угрозой для всех», — считает Лью Робертс (Lew Roberts), авиационный аналитик из Гонконга.
Не так давно Фернандес не представлял никакой угрозы в авиабизнесе. До мая 2000 года он работал генеральным менеджером Warner Music в Малайзии. Когда Time Warner Inc. объявила о слиянии с America Online Inc., у Фернандеса появилось дурное предчувствие. Поэтому он продал свой фондовый опцион и начал думать, куда ему вложить деньги. Его внимание привлекла компания Air Asia, неплатежеспособное подразделение погрязшего в долгах конгломерата Hicom. У авиалинии было всего два самолета, и она выполняла всего пять рейсов из Куала-Лумпура, но Фернандес увидел в этом финансовый потенциал. Поэтому он нашел небольшую группу инвесторов и купил компанию в декабре 2001 года за символические 27 центов, приняв на себя обязательства по $11-миллионным долгам. Авиалиния, которой руководит 39-летний бухгалтер из музыкального бизнеса? Этакая малайзийская версия основателя Virgin Atlantic Airways Ltd. Ричарда Брэнсона (Richard Branson)? «Над ними все смеялись, — вспоминает Манфред Курц (Manfred Kurz), генеральный менеджер Diethelm Travel Malaysia, отделения немецкого турагентства. — Их всерьез не воспринимали».
Теперь никто не смеется. Сегодня Air Asia владеет 18 самолетами Boeing 737, летающими в 12 направлениях, а стоимость билета в одну сторону на рейс Куала-Лумпур—Пенанг составляет всего $16 — дешевле, чем на автобусе. Низкие цены удается удерживать за счет исключительной продажи билетов через Интернет и отсутствия бесплатного питания в полете. Фернандес постоянно учит наземные команды, как сократить оборотное время между посадкой и взлетом, и совещается с механиками, что делать с запчастями, чтобы они служили дольше. Главный инженер Ван Хасмар (Wan Hasmar) однажды сказал Фернандесу, что шины для шасси Boeing 737 (стоимостью $6000 за комплект из 6 штук) прослужат дольше, если при посадке выпускать их чуть позже. Фернандес, минуя цепочку подчиненных, тут же лично отдал приказ летчикам выпускать шасси чуть позже. «Мы позволяем людям думать», — говорит он. Теперь шина выдерживает 180 взлетов-посадок против 70 до нововведения.
Эта эффективность отражается на прибыли. В 2002 году Air Asia сообщила о прибыли в $8 млн. при обороте в $66 млн. На сегодня это самые свежие данные. Компания планирует выпустить бондов на $39 млн., а в июне продала трем инвесторам 26% акций за $26 млн. «Air Asia — одна из самых динамичных, многообещающих инвестиций, которые есть на этом рынке», — говорит Дэвид Хунд (David Hund), нью-йоркский фондовый менеджер из Crescent Venture Partners, одного из новых инвесторов. Следующий шаг Фернандеса — листинг авиаперевозчика на бирже. Растущая международная сеть и амбициозность Фернандеса могут превратить Air Asia в фондовую птицу высокого полета.

МАЙКЛ ШАРИ (MICHAEL SHARI) В СИНГАПУРЕ. BUSINESS WEEK

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK