24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "ДЕЗинформация"

Архивная публикация 2003 года: "ДЕЗинформация"

Стало быть, ускоренный рост тарифов на услуги ЖКХ не за горами.Сугубо коммерческий альтруизм

В минувшую пятницу совет директоров РАО "ЕЭС России" рассмотрел вопрос об участии в уставном капитале новой компании, которая будет работать на рынке услуг коммунального хозяйства. Предполагается, что помимо РАО ЕЭС в состав акционеров компании войдут "Газпром" (такая возможность сейчас изучается концерном) и некоторые другие бизнес-структуры. Среди последних называют ЮКОС и Группу МДМ. Анатолий Чубайс сообщил, что с частными инвесторами достигнута договоренность о привлечении $500 млн. на развитие нового бизнеса.
Создаваемая компания будет не только заниматься поставками электричества и тепла в каждую конкретную квартиру, но и обеспечивать население услугами по водоснабжению и канализации. Пилотные проекты в сфере ЖКХ уже в нынешнем году намечены в 11 регионах, в частности в Красноярском крае и Нижегородской области.
Инициатива совпала с бурным обсуждением в Думе пакета законов о ЖКХ, в результате принятия которых, как опасаются депутаты, рост тарифов для населения станет еще больше, чем сейчас.
"Чубайс ждал принятия этого закона, чтобы начать экспансию РАО ЕЭС в жилищно-коммунальное хозяйство, -- считает "яблочник" Сергей Митрохин. -- РАО создаст управляющие компании, которые заменят собой жилищно-коммунальные службы. До сих пор энергетикам это было невыгодно, поскольку государство дотировало часть средств на оплату тарифов и потому вынуждено было их контролировать. Теперь, когда государство утрачивает контроль над тарифами на тепло и воду, Чубайс получит возможность устанавливать любые расценки".
Если недружественные политики обвиняют РАО ЕЭС в корыстных целях выхода на рынок ЖКХ, то миноритарные акционеры компании обвиняют менеджмент, но в сугубо обратном "грехе" -- альтруизме. По мнению некоторых акционеров, на рынок ЖКХ Чубайс отправляется по заданию правительства. А поскольку изношенность фондов отрасли превысила 60%, затраты на их обновление превысят полученную компанией прибыль.
В самом РАО мотивы создания нового бизнеса объясняют двояко. С одной стороны, государственным интересом: "В прошлом году от аварий в сфере ЖКХ пострадали 400 тыс. человек. При том что мы выполнили все обязательства по поставкам. Мы согласовали с правительством, что, наведя порядок в сфере энергетики, компания возьмется и за наведение порядка в ЖКХ," -- заявил "Профилю" член правления энергохолдинга Андрей Трапезников. А с другой -- интересом коммерческим. "Реформа РАО ЕЭС без наведения порядка в области ЖКХ невозможна. Задолженность предприятий коммунальной отрасли перед РАО превысила $1 млрд., и заниматься возвратом этих денег нам предстоит самостоятельно".
Коммунальный Клондайк

До последнего времени российские бизнесмены не считали сферу ЖКХ достойной внимания. В первую очередь, потому, что финансовые потоки отрасли, как правило, находятся в цепких лапах муниципальных властей, которые не горят желанием делиться. А для маскировки этого факта между основными производителями тепла -- энергетиками -- и покупателями стоит масса посредников в виде муниципальных перепродавцов и ЖЭКов с ДЕЗами.
Между тем годовой оборот отрасли составляет около $18 млрд. (см. справку).
Сейчас цена коммунальных услуг (по доставке в квартиры тепла, горячей воды и электричества) формируется следующим образом.
Около 70% в структуре коммунальных платежей составляет тепло. Еще 10% занимают поставки горячей воды. Остальное приходится на оплату услуг ЖЭКов -- вывоз мусора, уборку домов, ремонт лифтов и т.д. Платежи от населения собирают тоже ЖЭКи. Сейчас население оплачивает 65% от себестоимости услуг ЖКХ, оставшиеся 35% производители получают из бюджета.
Тепло производится в основном региональными энергокомпаниями, которые формируют его начальную цену. Из магистрального трубопровода горячая вода попадает в распределительные сети, которые, как правило, управляются перепродавцом -- муниципальным унитарным предприятием (МУП).
МУП добавляет примерно 30% к стоимости тепла. Эту маржу перепродавец берет за транспортировку тепловой энергии мелким коммунальным организациям. Затем "тепловой продукт" переходит уже под контроль ЖЭКов, которые доставляют тепло индивидуальному потребителю, сиречь квартировладельцам.
Похожая система и с поставками газа. Помимо магистральных трубопроводов "Газпрома" существуют распределительные газовые сети, находящиеся в собственности МУПов, -- они собирают те же 30% наценки на газ. А внутридомовые газовые сети находятся в ведении ЖЭКов, тоже имеющих свою маржу.
Поскольку основная часть финансового оборота ЖКХ приходится на тепло, то, как правило, ЖЭКи предпочитают кредитоваться за счет энергетиков. То есть они собирают деньги у населения и за счет этих средств покрывают свои расходы на уборку мусора, содержание лифтов, зарплату дворникам, содержание аппарата самого ЖЭКа. Перепродавцам-МУПам возвращается то, что осталось. Те, в свою очередь, покрывают из этих средств собственные затраты.
В итоге до производителей тепла почти ничего не доходит. Этим и обусловлен тот факт, что больше половины долгов перед энергетиками составляют долги предприятий ЖКХ.
Однако выйти на конечного потребителя энергетикам удастся в тех регионах, где они смогут договориться с региональными властями.
Поставить на счетчик

"По дороге тепла от нас к потребителю есть два нахлебника: муниципалитеты и ЖЭКи", -- говорит представитель одной из региональных энергокомпаний.
Те 35% дотаций, которые должны выплачиваться из бюджетов разных уровней, до энергетиков тоже часто не доходят. Деньги оседают в муниципалитетах. Местные власти должны отдать эти средства перепродавцу или ЖЭКу. Чаще всего этого не происходит -- власти просто компенсируют затраты посредникам, основные средства оставляя себе.
Этим объясняется, почему примеры успешной работы энергетиков на рынке ЖКХ имелись пока в тех регионах, где тем или иным способом им удалось договориться с местными властями.
По нашим данным, доставку электричества и тепла непосредственно населению уже практикуют "Читаэнерго" и "Иркутскэнерго". В Чите эксперимент поддерживается областными и муниципальными властями, поэтому местные энергетики оснастили жилые дома счетчиками потребления тепла.
Посчитав прибыль, замгендиректора "Иркутскэнерго" Борис Розенраух сообщил "Профилю", что "если бы посредников не было, можно было бы смело сократить расходы на ЖКХ на 50%".
В регионах, где с муниципалами договориться не удалось, дело пошло хуже. Так, несколько лет длится конфликт между гендиректором "Ленэнерго" Андреем Лихачевым и губернатором Владимиром Яковлевым. Энергетики давно уже пытаются добраться до конечного потребителя, однако пока у них ничего не выходит. Тепловые сети принадлежат ГУПу "ТЭК СПб.", созданному губернатором, который не собирается их отдавать. Помимо того губернатор пытается отобрать и электрические сети в пользу другой своей структуры -- ЗАО "Санкт-Петербургские электрические сети".
Из этих сетей никто не уходил

Несмотря на названные трудности, в большинстве регионов добиться желаемого у акционеров новой компании получится -- в этом сходятся практически все опрошенные нами аналитики.
Только у РАО и "Газпрома" есть административный и финансовый ресурс для того, чтобы вывести из схемы предоставления услуг ЖКХ муниципальных перепродавцов и ЖЭКи.
Посредники имеют большие долги перед обеими естественными монополиями, и последние наверняка смогут добиться у местных и региональных властей переуступки или выкупа права собственности на коммунальные электрические, тепловые и инженерные сети. Например, принадлежащий "Газпрому" "Межрегионгаз" последние полтора года забирает у региональных властей распределительные газовые сети в счет региональных долгов за газ.
РАО ЕЭС также имеет богатый опыт борьбы с региональными властями за свои интересы, зачастую подкрепляя экономические аргументы политическими.
Помимо того к созданию региональных компаний энергетический и газовый монополисты намерены привлекать новых партнеров, играющих на поле энергетики, -- такие структуры, как ЮКОС и Группа МДМ (с ними РАО ЕЭС также ведет переговоры о вхождении в капитал нового коммунального монстра). Благодаря деньгам частных компаний сети можно будет не отбирать, а выкупать у их нынешних владельцев.
В тех же регионах, где придется пойти на "силовой" вариант, время сейчас самое подходящее. Ведь впереди лето, и отбирать сети у муниципальных ГУПов можно будет без каких-либо социальных последствий. Поскольку обиженные муниципалы не смогут шантажировать энергетиков замерзающим народом с лозунгами "Во всем виноват Чубайс".

Стало быть, ускоренный рост тарифов на услуги ЖКХ не за горами.Сугубо коммерческий альтруизм


В минувшую пятницу совет директоров РАО "ЕЭС России" рассмотрел вопрос об участии в уставном капитале новой компании, которая будет работать на рынке услуг коммунального хозяйства. Предполагается, что помимо РАО ЕЭС в состав акционеров компании войдут "Газпром" (такая возможность сейчас изучается концерном) и некоторые другие бизнес-структуры. Среди последних называют ЮКОС и Группу МДМ. Анатолий Чубайс сообщил, что с частными инвесторами достигнута договоренность о привлечении $500 млн. на развитие нового бизнеса.

Создаваемая компания будет не только заниматься поставками электричества и тепла в каждую конкретную квартиру, но и обеспечивать население услугами по водоснабжению и канализации. Пилотные проекты в сфере ЖКХ уже в нынешнем году намечены в 11 регионах, в частности в Красноярском крае и Нижегородской области.

Инициатива совпала с бурным обсуждением в Думе пакета законов о ЖКХ, в результате принятия которых, как опасаются депутаты, рост тарифов для населения станет еще больше, чем сейчас.

"Чубайс ждал принятия этого закона, чтобы начать экспансию РАО ЕЭС в жилищно-коммунальное хозяйство, -- считает "яблочник" Сергей Митрохин. -- РАО создаст управляющие компании, которые заменят собой жилищно-коммунальные службы. До сих пор энергетикам это было невыгодно, поскольку государство дотировало часть средств на оплату тарифов и потому вынуждено было их контролировать. Теперь, когда государство утрачивает контроль над тарифами на тепло и воду, Чубайс получит возможность устанавливать любые расценки".

Если недружественные политики обвиняют РАО ЕЭС в корыстных целях выхода на рынок ЖКХ, то миноритарные акционеры компании обвиняют менеджмент, но в сугубо обратном "грехе" -- альтруизме. По мнению некоторых акционеров, на рынок ЖКХ Чубайс отправляется по заданию правительства. А поскольку изношенность фондов отрасли превысила 60%, затраты на их обновление превысят полученную компанией прибыль.

В самом РАО мотивы создания нового бизнеса объясняют двояко. С одной стороны, государственным интересом: "В прошлом году от аварий в сфере ЖКХ пострадали 400 тыс. человек. При том что мы выполнили все обязательства по поставкам. Мы согласовали с правительством, что, наведя порядок в сфере энергетики, компания возьмется и за наведение порядка в ЖКХ," -- заявил "Профилю" член правления энергохолдинга Андрей Трапезников. А с другой -- интересом коммерческим. "Реформа РАО ЕЭС без наведения порядка в области ЖКХ невозможна. Задолженность предприятий коммунальной отрасли перед РАО превысила $1 млрд., и заниматься возвратом этих денег нам предстоит самостоятельно".

Коммунальный Клондайк


До последнего времени российские бизнесмены не считали сферу ЖКХ достойной внимания. В первую очередь, потому, что финансовые потоки отрасли, как правило, находятся в цепких лапах муниципальных властей, которые не горят желанием делиться. А для маскировки этого факта между основными производителями тепла -- энергетиками -- и покупателями стоит масса посредников в виде муниципальных перепродавцов и ЖЭКов с ДЕЗами.

Между тем годовой оборот отрасли составляет около $18 млрд. (см. справку).

Сейчас цена коммунальных услуг (по доставке в квартиры тепла, горячей воды и электричества) формируется следующим образом.

Около 70% в структуре коммунальных платежей составляет тепло. Еще 10% занимают поставки горячей воды. Остальное приходится на оплату услуг ЖЭКов -- вывоз мусора, уборку домов, ремонт лифтов и т.д. Платежи от населения собирают тоже ЖЭКи. Сейчас население оплачивает 65% от себестоимости услуг ЖКХ, оставшиеся 35% производители получают из бюджета.

Тепло производится в основном региональными энергокомпаниями, которые формируют его начальную цену. Из магистрального трубопровода горячая вода попадает в распределительные сети, которые, как правило, управляются перепродавцом -- муниципальным унитарным предприятием (МУП).

МУП добавляет примерно 30% к стоимости тепла. Эту маржу перепродавец берет за транспортировку тепловой энергии мелким коммунальным организациям. Затем "тепловой продукт" переходит уже под контроль ЖЭКов, которые доставляют тепло индивидуальному потребителю, сиречь квартировладельцам.

Похожая система и с поставками газа. Помимо магистральных трубопроводов "Газпрома" существуют распределительные газовые сети, находящиеся в собственности МУПов, -- они собирают те же 30% наценки на газ. А внутридомовые газовые сети находятся в ведении ЖЭКов, тоже имеющих свою маржу.

Поскольку основная часть финансового оборота ЖКХ приходится на тепло, то, как правило, ЖЭКи предпочитают кредитоваться за счет энергетиков. То есть они собирают деньги у населения и за счет этих средств покрывают свои расходы на уборку мусора, содержание лифтов, зарплату дворникам, содержание аппарата самого ЖЭКа. Перепродавцам-МУПам возвращается то, что осталось. Те, в свою очередь, покрывают из этих средств собственные затраты.

В итоге до производителей тепла почти ничего не доходит. Этим и обусловлен тот факт, что больше половины долгов перед энергетиками составляют долги предприятий ЖКХ.

Однако выйти на конечного потребителя энергетикам удастся в тех регионах, где они смогут договориться с региональными властями.

Поставить на счетчик


"По дороге тепла от нас к потребителю есть два нахлебника: муниципалитеты и ЖЭКи", -- говорит представитель одной из региональных энергокомпаний.

Те 35% дотаций, которые должны выплачиваться из бюджетов разных уровней, до энергетиков тоже часто не доходят. Деньги оседают в муниципалитетах. Местные власти должны отдать эти средства перепродавцу или ЖЭКу. Чаще всего этого не происходит -- власти просто компенсируют затраты посредникам, основные средства оставляя себе.

Этим объясняется, почему примеры успешной работы энергетиков на рынке ЖКХ имелись пока в тех регионах, где тем или иным способом им удалось договориться с местными властями.

По нашим данным, доставку электричества и тепла непосредственно населению уже практикуют "Читаэнерго" и "Иркутскэнерго". В Чите эксперимент поддерживается областными и муниципальными властями, поэтому местные энергетики оснастили жилые дома счетчиками потребления тепла.

Посчитав прибыль, замгендиректора "Иркутскэнерго" Борис Розенраух сообщил "Профилю", что "если бы посредников не было, можно было бы смело сократить расходы на ЖКХ на 50%".

В регионах, где с муниципалами договориться не удалось, дело пошло хуже. Так, несколько лет длится конфликт между гендиректором "Ленэнерго" Андреем Лихачевым и губернатором Владимиром Яковлевым. Энергетики давно уже пытаются добраться до конечного потребителя, однако пока у них ничего не выходит. Тепловые сети принадлежат ГУПу "ТЭК СПб.", созданному губернатором, который не собирается их отдавать. Помимо того губернатор пытается отобрать и электрические сети в пользу другой своей структуры -- ЗАО "Санкт-Петербургские электрические сети".

Из этих сетей никто не уходил


Несмотря на названные трудности, в большинстве регионов добиться желаемого у акционеров новой компании получится -- в этом сходятся практически все опрошенные нами аналитики.

Только у РАО и "Газпрома" есть административный и финансовый ресурс для того, чтобы вывести из схемы предоставления услуг ЖКХ муниципальных перепродавцов и ЖЭКи.

Посредники имеют большие долги перед обеими естественными монополиями, и последние наверняка смогут добиться у местных и региональных властей переуступки или выкупа права собственности на коммунальные электрические, тепловые и инженерные сети. Например, принадлежащий "Газпрому" "Межрегионгаз" последние полтора года забирает у региональных властей распределительные газовые сети в счет региональных долгов за газ.

РАО ЕЭС также имеет богатый опыт борьбы с региональными властями за свои интересы, зачастую подкрепляя экономические аргументы политическими.

Помимо того к созданию региональных компаний энергетический и газовый монополисты намерены привлекать новых партнеров, играющих на поле энергетики, -- такие структуры, как ЮКОС и Группа МДМ (с ними РАО ЕЭС также ведет переговоры о вхождении в капитал нового коммунального монстра). Благодаря деньгам частных компаний сети можно будет не отбирать, а выкупать у их нынешних владельцев.

В тех же регионах, где придется пойти на "силовой" вариант, время сейчас самое подходящее. Ведь впереди лето, и отбирать сети у муниципальных ГУПов можно будет без каких-либо социальных последствий. Поскольку обиженные муниципалы не смогут шантажировать энергетиков замерзающим народом с лозунгами "Во всем виноват Чубайс".

НАТАЛЬЯ ИРКУТСКАЯ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».