Архивная публикация 2007 года: "«ДИАЛОГ МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И ВЛАСТЬЮ»"
Президентские и парламентские выборы всегда провоцируют неопределенность в отношениях бизнеса и власти в России. С одной стороны, создается ощущение «временщика» у ряда чиновников, с другой —это мешает большинству российских компаний строить долгосрочные планы по развитию бизнеса.Что мешает эффективной работе бизнеса с государственными институтами?
Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России: «Мы не знаем, что будет в России через год после выборов. Никогда так не говорят о Китае, Индии, о многих других странах. Почему так? Никто не интересуется, что будет с Китаем через год, а интересуются тем, что будет с ним через десять, через двадцать лет. А про Россию — всегда, причем бог с ними, с иностранцами, — мы сами задаем себе глупые вопросы. Нет предсказуемости. Но предсказуемость сама по себе в отдельности — очень опасная вещь. Она может быть и тоталитарного свойства: все расписано, регламентировано, понятно. А что на самом деле мешает? Отсутствие стабильности. Почему нет стабильности в современной зарегламентированной государственно-политической жизни в России? Я хочу, чтобы мы знали, что будет с Россией через десять, двадцать лет. Если я не могу ответить на этот вопрос, значит, это и есть непредсказуемость и нестабильность. Как все встали на уши: а что же будет, когда уйдет Путин? — с одной стороны, с другой — оставим Путина по жизни. Такая большая страна не родила героев и не родит их никогда. Этот крик и есть декларация того, что мы на самом деле не имеем страны, будущее которой нам понятно.
Я не верю в разговоры о контролируемости курса следующего президента, даже если это будет ближайший друг нынешнего президента. В этих делах очень много социальных переменных и факторов. Очень много чего может произойти, и все интуитивно это понимают. Поэтому ни на инвестиционном фронте невозможно говорить о России, как о Китае, — терминами десятилетий, ни с точки зрения элит, стоящих у руля, совершенно непонятно, как будут меняться элиты и в связи с этим — правила игры.
Президентские и парламентские выборы всегда провоцируют неопределенность в отношениях бизнеса и власти в России. С одной стороны, создается ощущение «временщика» у ряда чиновников, с другой —это мешает большинству российских компаний строить долгосрочные планы по развитию бизнеса.Что мешает эффективной работе бизнеса с государственными институтами?
Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров России: «Мы не знаем, что будет в России через год после выборов. Никогда так не говорят о Китае, Индии, о многих других странах. Почему так? Никто не интересуется, что будет с Китаем через год, а интересуются тем, что будет с ним через десять, через двадцать лет. А про Россию — всегда, причем бог с ними, с иностранцами, — мы сами задаем себе глупые вопросы. Нет предсказуемости. Но предсказуемость сама по себе в отдельности — очень опасная вещь. Она может быть и тоталитарного свойства: все расписано, регламентировано, понятно. А что на самом деле мешает? Отсутствие стабильности. Почему нет стабильности в современной зарегламентированной государственно-политической жизни в России? Я хочу, чтобы мы знали, что будет с Россией через десять, двадцать лет. Если я не могу ответить на этот вопрос, значит, это и есть непредсказуемость и нестабильность. Как все встали на уши: а что же будет, когда уйдет Путин? — с одной стороны, с другой — оставим Путина по жизни. Такая большая страна не родила героев и не родит их никогда. Этот крик и есть декларация того, что мы на самом деле не имеем страны, будущее которой нам понятно.
Я не верю в разговоры о контролируемости курса следующего президента, даже если это будет ближайший друг нынешнего президента. В этих делах очень много социальных переменных и факторов. Очень много чего может произойти, и все интуитивно это понимают. Поэтому ни на инвестиционном фронте невозможно говорить о России, как о Китае, — терминами десятилетий, ни с точки зрения элит, стоящих у руля, совершенно непонятно, как будут меняться элиты и в связи с этим — правила игры.
Сергей Литовченко руководит деятельностью Ассоциации менеджеров России с 2000 года. С тех пор ассоциация стала одним из ведущих деловых объединений страны, членами которого являются более 1000 руководителей ведущих российских и международных компаний. В 2005 году награжден премией «Персона года» в номинации «Руководитель общественной организации». До прихода в ассоциацию г-н Литовченко многие годы работал в частном бизнесе на различных должностях. В частности, с 1994 года — консультантом в лондонском офисе, а с 1996-го по 1998-й — старшим консультантом в московском офисе компании Accenture, в 1999—2000 годах возглавлял частную консалтинговую компанию V-Logic Consulting. Область специализации — стратегическое управление; отраслевая специализация — межотраслевые холдинги, энергетика, банковский сектор и розничная торговля. В 1998 году находился на государственной службе в должности советника председателя правительства РФ. Окончил с отличием Воронежский государственный университет, экономический факультет (1993). Проходил стажировку в Миддлбери Колледже, США (1990—1991), по программе студенческих обменов Рейган—Горбачев. Прошел программу переподготовки для руководителей высшего звена в Джорджтаунском университете, Вашингтон, США (2005). |
Дмитрий Некрасов, генеральный юридический консультант, член совета директоров группы компаний «Веста-СФ», имеет другое мнение по этому вопросу: «Парламентские и президентские выборы, безусловно, оказывают влияние на отношения бизнеса и власти, но эти отношения зависят от уровня бизнеса. Я думаю, выборы не затрагивают интересы малого и среднего бизнеса в России. На уровне крупных федеральных бизнес-структур оказывают влияние федеральные и региональные выборы, но на малом и среднем уровне, разумеется, в меньшей степени. Конечно, многие компании при выходе в регионы сталкиваются с проблемой выстраивания взаимоотношений с местной администрацией. Преодоление административных барьеров возможно при поддержке местных органов власти. При наличии эффективных отношений с органами госвласти успех будет сопутствовать при выходе в регионы. Если же конкретно говорить о строительном бизнесе, которым я занимаюсь, то особого глобального влияния и давления от предстоящих парламентских и президентских выборов я не чувствую».
Сергей Литовченко продолжает: «Если все совпадает, нет никакой борьбы мнений, то нет и развития. Как мы можем быть уверены, что правильные вещи реализуются, если нет свободного глубокого обсуждения, а все обсуждения оркеструются, контролируются. В таких ситуациях общество уходит в себя, не демонстрирует активности, не создает собственных структур. Я глубоко убежден в том, что философия представителей восточных единоборств, где всегда в борьбе побеждает правда, неприменима для общественной и государственно-политической жизни, потому что неравны условия, госаппарат или весь административный ресурс. Когда общество начинает организовывать свои собственные структуры — это есть революционная ситуация. Это называется: все достало, надоели. Есть сильное желание объединиться против кого-то. Но происходит это, как правило, в очень тяжелых обстоятельствах. Пока до этих тяжелых обстоятельств мы не дошли и дай бог, не дойдем — общество находится в очень пассивной ситуации. Мне лично представляется, что существующие властные элиты очень опасаются такого момента. Нужно, чтобы были свобода слова, собраний, ненаказуемая свобода мыслей и действия, вытекающие из этой свободы».
О том, как выстраивается взаимодействие бизнеса с госорганами власти в настоящее время, Сергей Литовченко рассуждает: «Я вообще не уверен в том, что бизнес должен строить отношения с органами государственной власти. Если госорган правильный, у него все регламентировано, то зачем нужны какие-либо отношения? Какая вам разница, кто сидит в этом окошке, какое имя-отчество у вашего налогового инспектора? Это в ситуации, когда все правильно. Но у нас существует очень много вопросов в GR-ной теме, когда бизнесу надо выстраивать отношения с органами власти, и объяснение этому, как правило, дается такое: мы же с вами понимаем, какова реакция, но задачи бизнеса не терпят отлагательства, и все равно надо что-то делать. Здесь у меня возникает вопрос: почему своим детям мы все-таки говорим, что такое хорошо и что плохо, что можно делать и чего нельзя? Ведь на самом деле мы даем не так уж много объяснений. Почему же, как только дело доходит до нарушений каких-то процедур и правил, мы становимся другими и говорим: вообще нельзя давать взятки органам госвласти, но можно, когда этого требуют интересы бизнеса? Или же нельзя нарушать процедуры и принципы справедливой конкуренции, но позволено дать возможность выиграть тендер по госзакупкам кому-то, кому мы уже заранее решили его дать. Очень много вещей связано с нашим общим менталитетом, и одна из причин связана с нашим образованием, отношением к себе и к нашему обществу. Это звучит сверхглобально, и никто другой ничего сверхумного не скажет. Должны поменяться люди, чтобы в стране больше появлялось лидеров, руководителей на местах, которые будут говорить с людьми так, как со своими детьми: что можно и что нельзя.
Как власть влияет на бизнес? Во-первых, власть определяет всевозможные платежи, налоги, таможенные пошлины, акцизы, всевозможные сборы. Во-вторых, через законодательные и исполнительные власти формируются правила, согласно которым все субъекты бизнеса должны совершать свои действия. Какие правила? Например, можно вернуть некачественный товар в магазин и забрать свои деньги — в течение двух недель, или в течение месяца, или в течение года. Эти правила устанавливает каждый продавец сам по себе, но обязательно есть какой-то государственный минимум, в нашей стране — две недели.
Со стороны госорганов до сих пор не хватает позитивного отношения к бизнесу. Власть — это круто, вот мы тут Россию спасаем и занимаемся важными для всех делами. Это не проблема госаппарата в чистом виде и не проблема политических элит, хотя на них, на мой взгляд, лежит основная ответственность — потому что кто выше, с того больше и спрос. Это ментальная парадигма, свойственная всему обществу, но тем не менее она должна решаться с головы. Сверху должны быть предприняты усилия для изменения этого менталитета. Приведу пример. Московские власти озаботились состоянием национального менталитета. Обеспокоились давно, но долго не знали, что делать. Сейчас я вижу биллборды на улицах, на которых известные люди высказываются о своем отношении к Москве: «Я люблю ночное небо над Москвой» и т.д. с таким латентно вшитым месседжем мирного совместного существования разных людей в одном пространстве. Я вижу, как Москва, госорганы поняли, что требуется серьезная работа с общественным мнением, и лидерами в этой работе должны быть политические персоны и госвласть. Такого же плана изменения должны происходить по всей стране, не только по теме национального вопроса, а и по теме бизнеса».
У Дмитрия Некрасова иное мнение: «Сегодня бизнес может успешно делегировать своих людей во власть, участвовать в финансировании избирательных кампаний и т.д., получать свою часть в государственном структурировании и регулировании, потому что, хочу повторить, в бизнесе работает достаточно много бывших представителей государственных органов власти. На мой взгляд, любой значимый бизнес нереален без собственного административного ресурса. Большинство фирм создано бывшими или действующими чиновниками. У бизнеса всегда существуют ресурсы, меняющиеся на административном рынке в зависимости от глобальных изменений в целом в политической и экономической ситуации в стране. Есть формальная коррупция, есть сотрудничество предприятий с профильными представителями органов власти.
Коррупция в России — это не рынок, где можно взять и купить какой-то товар и уйти, это система определенных социальных отношений. В целом, за исключением незначительных операций, если мы говорим о взаимодействии с органами власти на долгосрочной основе, а мне знакомы больше региональный и муниципальный уровни, компании среднего звена выстраивают долгосрочные отношения».
Дмитрий Некрасов 1997—2002 — МГИМО, факультет международного права; 1999—2000 — юрист юридического бюро «Крестос»; 1999—2000 — работа в «Московском журнале международных прав». 2003—2007 — аспирантура на кафедре административного и финансового права МГИМО, диссертация на тему «Международный опыт законодательного регулирования концессионных отношений»; 2005—2007 — Высшая школа экономики, регулярная программа МВА; Executive-MBA. |
Как выйти на нужных представителей госаппарата? Через знакомых, которые могут вас рекомендовать, через посреднические структуры, специализирующиеся в этих вопросах. Если мы не планируем решение вопроса через взятку, то ключевым вопросом остается аналитическая проработка. Необходимо понять, что интересует конкретного чиновника. Например, нужно попасть на прием к чиновнику, который решает вопрос, кто выиграет в тендере на свободную экономическую зону. Надо понимать, что все ваши конкуренты к этому чиновнику уже сходили и чиновник уже все знает. Чтобы человек захотел с вами встретиться, необходимо найти какую-то интеллектуальную подоплеку, необходимо сделать какую-то свою домашнюю работу за этого чиновника. Если чиновник, например, пытается решить вопрос о подготовке для правительства документа о свободных экономических зонах, вся ваша работа по этому вопросу — каков мировой опыт, как в России, с какими проблемами столкнемся, как их преодолевали с точки зрения интересов всей страны — реально работает. Здесь такой момент, когда «государственный взгляд» открывает дверь. К сожалению, у нас не все это понимают.
Но удовлетворение личных вопросов чиновника у нас было и остается ключевым инструментом работы. Другой инструмент, массово используемый, — дружеские связи, совместные интересы некорыстного свойства: от марок до спорта, совместного отдыха и т.д. Этот вопрос слабо поддается регламентации, потому что находится в зоне человеческих пристрастий, интересов».
Дмитрий Некрасов продолжает: «Я думаю, очевидно, что борьба с коррупцией требует комплексных изменений в различных сферах общественной жизни, начиная от развития реальной политической конкуренции и увеличения независимости СМИ, заканчивая повышением эффективности работы правоохранительных органов и улучшением материального содержания и условий труда государственных служащих. Это следующие направления: сокращение избыточного государственного регулирования и передача регулятивных функций от государственных структур к институтам гражданского общества и свободного рынка. Движение в разных направлениях — это не попытка наказать коррумпированных чиновников или заставить их работать честно за зарплату, это сокращение числа поводов, в связи с которыми взятки даются и берутся, сокращение пространства для коррупции.
Есть другая проблема: часть государственного аппарата определенного возраста, пришедшая из прошлой эпохи. Для таких характерен определенный стиль работы, и с ними сложнее работать современному поколению представителей бизнеса. Часто они оттягивают время при решении каких-либо ваших вопросов, выжидая взятки. Система построена таким образом, что чиновникам дает возможность самим определять регламент работы с инструкциями и документами и, соответственно, оттягивать время или ускорять процесс решения. В строительном бизнесе очень важно ускорение решения всех вопросов. Время — это деньги. Любая проволочка стоит стоимости всего проекта.
Вообще государственная служба стала привлекательной для приобретения нужных связей и знакомств, перспективна в построении карьеры. Внутри бюрократических структур существенную роль в продвижении играет лояльность сотрудников по отношению к руководству в большей степени, чем наличие деловых качеств. Поэтому эффективность деятельности чиновников зависит от степени соответствия их характеристик по Веберу, когда наем кандидатов на госслужбу должен происходить по компетентности, а не по связям, что в ближайшее время в России представляется маловозможным. Сократить огромное число чиновников возможно, но ничего не даст. Я думаю, необходимо сократить их полномочия. Каждое место чиновника должно быть строго очерчено его должностными обязанностями, а соблюдение этих правил законодательно закреплено. Например, в европейских странах не надо платить чиновнику за то, что он обязан для вас сделать, потому что в его должностном реестре прописаны эти функции».
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».