Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Диалоги со зрителем"

Ценность искусства в том, что оно не может и не должно нравиться всем.   Основной проект биеннале сопровождают многочисленные выставки из параллельной и специальной программы, охватившие более 80 арт-площадок столицы. Директор Мультимедиа Арт-Музея и куратор спецпроектов Ольга СВИБЛОВА рассказала «Профилю» о главной медиаинсталляции специальной программы.
   
   — Ольга Львовна, можно вопрос по терминологии: на биеннале будет множество медиа- и мультимедиапроектов. Какой вид творчества можно назвать мультимедиаискусством?
   — Фотография, видео, инсталляция, звук, перформанс… Наскальная живопись, живопись в ее современном понимании — для меня все это медиа. Как носитель информации и идеи, как инструмент, с помощью которого высекаются образы и смыслы. Различные медиа могут пересекаться в одном мультимедийном произведении.
   — Какими качествами оно должно обладать?
   — Прежде всего произведение должно зацепить внимание, задеть, вызвать эмоциональное переживание и поставить некие вопросы. После этого начинается диалог — диалог с произведением и с самим собой. Благодаря тому, что искусство всегда рождает качественно новый диалог зрителя с самим собой, оно всегда было и будет востребовано. И еще очень важен проводник, который открывает для тебя произведение. Я до сих пор вспоминаю лектора Третьяковской галереи Е. Лебединскую, которая в детстве влюбила меня в Иванова, Крамского, Репина, Поленова, Верещагина, Серова и других художников Третьяковки. В 1983 году одна беседа с Ильей Кабаковым открыла мне совершенно другие измерения восприятия мира и самой себя.
   — Авангардное искусство обычно порывает с канонами и многовековой традицией. Ваш проект в рамках биеннале — инсталляция группы AES+F Аllegoria Sacra, — наоборот, обращается к произведению ренессансного мастера Джакомо Беллини. Какой из этих подходов вы считаете более плодотворным?
   — Результат диалога группы AES+F с произведением Беллини — художественная революция. Их подход не менее инновационен, чем у итальянских художников группы ZERO (Лучо Фонтана, Пьеро Мандзони, Альберто Бьязи, Энрико Кастеллани, Агостино Боналуми, Дадамаино, Бруно Мунари и других), которые в конце 50-х — начале 60-х совершили революцию в итальянском искусстве в диалоге с авангардом начала ХХ века. И в том, и в другом случае, чтобы совершить революцию, надо очень хорошо знать, с чем ты ведешь диалог. Художники это знали.
   — Какие выставки помимо Аllegoria Sacra представляет Мультимедиа Арт-Музей на Московской биеннале современного искусства?
   — В рамках биеннале наш музей также показывает выставку итальянских художников-участников группы ZERO; проект Германа Титова «Незначительные изменения»; проект Олега Кулика «Композиция 911», а также коллективную выставку студентов Школы Родченко. Все эти проекты, на первый взгляд абсолютно разные, находятся в диалоге и репрезентируют разные художественные подходы. Их объединяет тема Московской биеннале — «Переписывая миры». Каждый из этих проектов так или иначе ставит вопрос о том, что такое современное искусство, так или иначе каждый из них говорит о хрупкости и эфемерности современного мира и нашей жизни.
   — Образ аэропорта-чистилища, созданный группой AES+F, это аллегория современного общества?
   — В общем-то да. Мы все сегодня находимся в ожидании того, что с миром что-то произойдет. Это что-то может нас уничтожить или откинуть далеко назад, как откинула нас Вторая мировая война, показав, насколько непрочны основы человеческой цивилизации и культуры. Великая музыка и поэзия, понятия гуманизма и демократии не мешали строить газовые камеры. Мы можем исчезнуть, как динозавры, царившие когда-то на планете. Или может произойти огромный прорыв, который на миллионы лет создаст запас прочности человеческой цивилизации. Искусство, особенно актуальное, формирует предчувствие будущего. Оно меняет не только наше сознание, но и наше бессознательное. Способно ли оно изменить мир? Вряд ли! От искусства этого требовать нельзя. Но если бы его не было вообще, нам было бы гораздо тяжелее бороться с разрушительным началом, живущим в каждом из нас и человеческой цивилизации в целом.
   — Для многих зрителей современное искусство остается закрытым и непонятным. Нуждаются ли авангардные и концептуальные художники в понимании со стороны зрителя? Или их искусство носит экспериментальный характер и работает как закрытая лаборатория?
   — Помните фильм «Доживем до понедельника»? «Счастье — это когда тебя понимают». Эту простую формулу никто не отменял. Даже если понимание — это только иллюзия. Вопрос в том, легко ли неподготовленному зрителю понять то или иное произведение. Но и современную науку, которая развивается в лабораториях, понять непросто. Это не значит, что лаборатории не нужны. Задача музея — наладить диалог между художником и зрителем, понимая, что ценность искусства в том, что оно не может и не должно нравиться всем. Искусство учит делать выбор. Общение с ним — процесс самоидентификации человека. Именно вкус в искусстве дарит счастливое чувство духовной общности не только с художником, но и с другими людьми. Вкус в искусстве, который нормально развивается и видоизменяется, наглядная демонстрация того, что мы похожи и не похожи. И это прекрасно.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK