18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "ДИЕТА КУДРИНА"

Архивная публикация 2009 года: "ДИЕТА КУДРИНА"

Сворачивание антикризисных мер, как того хочет российский Минфин, подорвет зарождающийся рост экономики. Министр финансов Алексей Кудрин объявил: мы пока еще не вышли из кризиса, но уже начали выходить. В связи с этим "нельзя увеличивать государственное финансирование экономики, так как это будет происходить за счет увеличения дефицита бюджета и за счет использования резервов". Дополнительное финансирование "может возобновить проблемы с инфляцией и ростом процентных ставок, а мы, наоборот, стремимся снизить ставки". Хотя анализ делового цикла всегда входил в сферу ответственности Минэкономразвития, к словам Кудрина стоит прислушаться - все последние годы вектор экономической политики задает Минфин.
В отличие от Алексея Кудрина министры финансов и главы Центральных банков стран "Большой двадцатки" (G20), собиравшиеся недавно в Лондоне, считают необходимым воздержаться от преждевременного сворачивания антикризисных программ по-мощи экономике. Они полагают, что это подорвет зарождающийся рост.
Какое государственное финансирование хотел бы прек-ратить Алексей Кудрин? Отечественный пакет мер представляет собой преимущест-венно краткосрочное фин-ансирование на возвратной основе. По оценкам МВФ, на июль 2009 года помощь в России включала: пополнение капитала банков (1,2% ВВП), помощь Минфина в виде субординированных кредитов и размещения бюджетных средств на депозитах в таком же объеме, выдачу гарантий (0,5% ВВП), прочие меры (2,3% ВВП) и кредиты банкам со стороны Банка России (14,5% ВВП). В общей сложности пакет мер тянет на 19,7% ВВП. И часть денег уже вернулась в бюджет. При этом в странах G20 общий объем помощи в среднем достигал 27,4% ВВП, а у развитых стран 35,1% ВВП, и зарубежные программы не предусматривают быстрого возврата денег. Они предусматривают непрерывную под-держку до тех пор, пока экономика не начнет демонстрировать устойчивые темпы роста. У нас выпуск продукции не успел стабилизироваться, но Минфин уже готов перекрыть кислород. Министр Кудрин, видимо, упустил из вни-мания фактор сезонности в российской экономике. Каждый год в июле выпуск товаров и услуг выше, а с августа по ноябрь идет на убыль. Велика вероятность того, что конъюнктурный всплеск будет воспринят как начало роста, хотя для признания этого факта необходимо, чтобы подъем продолжался по меньшей мере два квартала подряд.
Опасения Алексея Кудрина понятны: наращивание помощи способно привести к не-контролируемому росту дефицита бюджета и долгового бремени. Обжегшись на молоке десять лет назад, Минфин дует на воду. Однако сегодня Россия входит в десятку стран мира с наименьшим госдолгом. В то же время отсутствие полноценного рынка гособлигаций уже привело к серьезным проблемам в финансовом секторе (трудности рефинансирования, отсутствие базового ориентира и целостной кривой процентных ставок и другие). Увеличение займов при столь низком объеме госдолга даст больше положительных эффектов, чем отрицательных.
В том, что касается инфляции, глава Минфина также сгустил краски. Если текущая тенденция не изменится, в 2009 го-ду она должна составить 10-11%. С ценами должна помочь справиться не бюджетная "диета", а равномерное распределение трат в течение года, повышение эффективности госрасходов, сдерживание роста тарифов естественных монополий. Проблема инфляции - это не проблема больших денег, а того, как они используются. Сейчас темпы роста цен падают в основном за счет уменьшения стоимости базового сырья и спроса на продукцию. При сохранении этих условий инфляция в 2010 году действительно может приблизиться к 6-7%. При снижающейся инфляции ограничение кредитного предложения приведет скорее к росту реальных процентных ставок, чем к их снижению.
Интерес Минфина, как всегда, сосредоточен вокруг решения важных, но узких бюджетных задач. Аккумулируя громадные ресурсы, государство могло бы разорвать порочный круг нефтяной экономики. Однако доминирование Минфина в экономической политике не позволяло этого сделать. Фискальное доминирование возникает, если нужды налогово-бюджетной политики преобладают над другими макроэкономическими целями, включая экономический рост. И теперь все возвращается на круги своя - сырьевая рента вновь будет основным источником жизни.

Сворачивание антикризисных мер, как того хочет российский Минфин, подорвет зарождающийся рост экономики. Министр финансов Алексей Кудрин объявил: мы пока еще не вышли из кризиса, но уже начали выходить. В связи с этим "нельзя увеличивать государственное финансирование экономики, так как это будет происходить за счет увеличения дефицита бюджета и за счет использования резервов". Дополнительное финансирование "может возобновить проблемы с инфляцией и ростом процентных ставок, а мы, наоборот, стремимся снизить ставки". Хотя анализ делового цикла всегда входил в сферу ответственности Минэкономразвития, к словам Кудрина стоит прислушаться - все последние годы вектор экономической политики задает Минфин.
В отличие от Алексея Кудрина министры финансов и главы Центральных банков стран "Большой двадцатки" (G20), собиравшиеся недавно в Лондоне, считают необходимым воздержаться от преждевременного сворачивания антикризисных программ по-мощи экономике. Они полагают, что это подорвет зарождающийся рост.
Какое государственное финансирование хотел бы прек-ратить Алексей Кудрин? Отечественный пакет мер представляет собой преимущест-венно краткосрочное фин-ансирование на возвратной основе. По оценкам МВФ, на июль 2009 года помощь в России включала: пополнение капитала банков (1,2% ВВП), помощь Минфина в виде субординированных кредитов и размещения бюджетных средств на депозитах в таком же объеме, выдачу гарантий (0,5% ВВП), прочие меры (2,3% ВВП) и кредиты банкам со стороны Банка России (14,5% ВВП). В общей сложности пакет мер тянет на 19,7% ВВП. И часть денег уже вернулась в бюджет. При этом в странах G20 общий объем помощи в среднем достигал 27,4% ВВП, а у развитых стран 35,1% ВВП, и зарубежные программы не предусматривают быстрого возврата денег. Они предусматривают непрерывную под-держку до тех пор, пока экономика не начнет демонстрировать устойчивые темпы роста. У нас выпуск продукции не успел стабилизироваться, но Минфин уже готов перекрыть кислород. Министр Кудрин, видимо, упустил из вни-мания фактор сезонности в российской экономике. Каждый год в июле выпуск товаров и услуг выше, а с августа по ноябрь идет на убыль. Велика вероятность того, что конъюнктурный всплеск будет воспринят как начало роста, хотя для признания этого факта необходимо, чтобы подъем продолжался по меньшей мере два квартала подряд.
Опасения Алексея Кудрина понятны: наращивание помощи способно привести к не-контролируемому росту дефицита бюджета и долгового бремени. Обжегшись на молоке десять лет назад, Минфин дует на воду. Однако сегодня Россия входит в десятку стран мира с наименьшим госдолгом. В то же время отсутствие полноценного рынка гособлигаций уже привело к серьезным проблемам в финансовом секторе (трудности рефинансирования, отсутствие базового ориентира и целостной кривой процентных ставок и другие). Увеличение займов при столь низком объеме госдолга даст больше положительных эффектов, чем отрицательных.
В том, что касается инфляции, глава Минфина также сгустил краски. Если текущая тенденция не изменится, в 2009 го-ду она должна составить 10-11%. С ценами должна помочь справиться не бюджетная "диета", а равномерное распределение трат в течение года, повышение эффективности госрасходов, сдерживание роста тарифов естественных монополий. Проблема инфляции - это не проблема больших денег, а того, как они используются. Сейчас темпы роста цен падают в основном за счет уменьшения стоимости базового сырья и спроса на продукцию. При сохранении этих условий инфляция в 2010 году действительно может приблизиться к 6-7%. При снижающейся инфляции ограничение кредитного предложения приведет скорее к росту реальных процентных ставок, чем к их снижению.
Интерес Минфина, как всегда, сосредоточен вокруг решения важных, но узких бюджетных задач. Аккумулируя громадные ресурсы, государство могло бы разорвать порочный круг нефтяной экономики. Однако доминирование Минфина в экономической политике не позволяло этого сделать. Фискальное доминирование возникает, если нужды налогово-бюджетной политики преобладают над другими макроэкономическими целями, включая экономический рост. И теперь все возвращается на круги своя - сырьевая рента вновь будет основным источником жизни.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».