Наверх
10 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Для самых маленьких?"

Лизинг традиционно более доступен по сравнению с банковским кредитом: требования к заемщику существенно мягче, не нужны дополнительные залоги и поручительства. Но останется ли сейчас, в условиях финансовых неурядиц, эта услуга столь же доступной для предприятий малого и среднего бизнеса?    Основные тенденции кризисного времени, подмеченные аналитиками российского лизингового рынка, — это, к сожалению, сокращение объемов сделок, активная экспансия лизинговых фирм в регионы и изменение структуры лизингополучателей.
   Так, по данным агентства «Эксперт РА», если в 2007 году на крупнейшую лизинговую компанию приходилось 13,2% объема новых сделок, то в прошлом году — уже почти в два раза меньше (6,48%). По оценкам Ассоциации «Рослизинг«, 2008 год стал самым тяжелым для российского рынка лизинга за 9 последних лет. В целом объем нового бизнеса сократился на 24,7% и составил $26,6 млрд. Какие показатели будут в этом году — ни один специалист, опрошенный «Профилем», прогнозировать не берется.
   Тем временем сами лизингодатели наращивают свое присутствие в регионах. Согласно исследованию «Рослизинга», объемы новых контрактов росли практически во всех регионах за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, а лидерами стали Центральный и Южный федеральные округа, где объем нового бизнеса вырос на 84,15% и 58,5% (55,3 млн и 30,1 млн рублей) соответственно. Наибольшее падение объемов нового бизнеса произошло в Москве — рынок сократился на 35,2%.
   Связано ли это с изменением структуры лизингополучателей, эксперты сказать затруднились, зато они уверены, что если до сих пор лизинг коммерческого транспорта использовался по преимуществу компаниями из сферы грузоперевозок, то в 2009 году основными лизингополучателями такого транспорта станут торговые предприятия. Многие ритейлеры предпочитают теперь перевозить продукцию самостоятельно, и объем заказов у транспортных компаний падает. Из-за этого, по данным представителей российской Ассоциации международных автоперевозчиков, сейчас у многих транспортных фирм возникли сложности — из 12 500 машин, взятых ранее в лизинг, около 3000 уже возвращены, так как транспортникам не из чего осуществлять лизинговые платежи.
Проблемы есть. Есть и решения  
   Да и большинство лизинговых компаний в условиях финансового кризиса сами испытывают сложности с привлечением финансирования. По словам Сергея Дианина, генерального директора лизинговой компании ARVAL, связано это с общим недостатком ликвидности, сокращением объемов фондирования и кредитования банками лизинговых сделок, а также с возросшими рисками. Как следствие — уменьшение объемов лизинговых операций, и в результате — снижение темпов роста рынка лизинга.
   Больше всего проблем, по мнению экспертов, возникнет у независимых лизинговых компаний, которые поддерживают свой бизнес только за счет обеспечения своевременного поступления платежей от клиентов. «С наименьшими потерями из кризиса, скорее всего, выйдут лизинговые компании при автопроизводителях или входящие в состав крупных финансовых групп и банков», — считает Дианин.
   Что подтверждает Наиль Ягудин, руководитель отдела маркетинга Volkswagen Financial Services: «Мы (Volkswagen Group Finanz. — «Профиль»), как часть крупного западного концерна (Volkswagen AG. — «Профиль»), не испытываем сложностей с финансированием. Доступное западное финансирование позволяет нам обеспечить наших клиентов действительно недорогими финансовыми инструментами».
   Так, в компании Volkswagen Group Finanz, специализирующейся на лизинге легковых и легких коммерческих автомобилей, разработали, например, льготные антикризисные программы. Сейчас коммерческие автомобили VW можно приобрести в лизинг с удорожанием от 4% в рублях, а автомобили Audi и того меньше — всего от 1%.
Кто и что берет в лизинг  
    «Мировой финансовый кризис заставил предпринимателей задуматься о повышении эффективности бизнеса, его рентабельности, существенном сокращении издержек, повышении качества продуктов и услуг, — уверен Наиль Ягудин. — Все это возможно лишь при внедрении современного оборудования и технологий. Это, в свою очередь, потребует крупных финансовых вложений».
   Как альтернативную возможность привлечения средств лизинг все чаще стали рассматривать представители малого и среднего бизнеса. В первую очередь это связано с тем, что просто купить автомобиль им дорого. Взять кредит сложно. А техника нужна. Да еще оптимально отвечающая их потребностям и специфике бизнеса — начиная с «рабочих лошадок» для сотрудников отделов продаж до представительских авто для первых лиц компании. Вот и получается, что лизинг для них — инструмент с низкими требованиями, предъявляемыми к потенциальным лизингополучателям, для которого не нужны залоги и поручители, — практически единственное подспорье в решении транспортных проблем.
   Кстати, по данным «Рослизинга», в 2008-м лидером роста по объему нового бизнеса стал как раз автолизинг (32,25% против 24,99% в 2007 году). Подавляющее большинство заключенных контрактов (около 74%) приходится также на лизинг автотранспорта.
   «Автолизинг — единственный крупный сегмент рынка лизинговых услуг, в котором в 2008 году был отмечен рост по отношению к предыдущему году», — подтверждает Сергей Дианин.
   С тем, что инструменты лизинга становятся все более популярными, согласен и Ягудин: «В условиях сокращения банками своих кредитных программ спрос на лизинговые услуги, скорее всего, продолжит увеличиваться. А состояние российского парка легковых и коммерческих автомобилей, его изношенность, а также низкая обеспеченность по сравнению с западными странами говорит о хороших перспективах автолизинга». На высоком уровне, по его мнению, находится также и доля лизинговых продаж в сегментах железнодорожной, сельскохозяйственной и спецтехники, оборудования. «Емкость этого рынка и «понятный» бизнес компаний-лизингополучателей делает этот рынок привлекательным для лизинговых компаний», — считает Ягудин.
   Конечно, большую роль играет и сам предмет лизинга. Например, по мнению Сергея Дианина, в случае лизинга оборудования и грузового транспорта большое значение приобретают налоговые льготы. А если в качестве предмета лизинга рассматривается легковой и легкий коммерческий автотранспорт, то здесь на первое место выходят другие плюсы лизинга, в частности возможность получить необходимый транспорт без больших затрат на старте.
Эпоха узкой специализации  
   Есть и еще одна наметившаяся тенденция, о которой стоит рассказать отдельно, — отраслевая специализация лизинговых компаний. Правда, с одной оговоркой — проявляться она начала еще до кризиса — просто пришло время менять приоритеты с экстенсивного развития на интенсивное.
   «Специализация лизинговой компании на определенных сегментах лизинга позволяет ей накопить большой объем информации о своих клиентах, тем самым усовершенствовав оценку финансово-хозяйственной деятельности», — уверен Наиль Ягудин.
   Ну и самое главное — закупка больших объемов однотипных предметов лизинга позволяет специализированной лизинговой компании добиваться скидок от поставщиков, что существенно снижает стоимость финансирования для лизингополучателей.
   Свое мнение относительно узкой направленности лизинговой компании есть и у Сергея Дианина: «Специализация на определенной отрасли позволяет лизингодателю чувствовать себя более устойчиво на рынке за счет долгосрочных и взаимовыгодных отношений с поставщиками, а также свести к минимуму финансовые и кредитные риски за счет понимания особенностей отрасли и специфики оборудования».
   Оперативные перспективы
   В ближайшие годы в лизинге, по прогнозам экспертов «Профиля», будет отмечаться переход от чистого финансирования к финансированию с предоставлением сервисного обслуживания предмета лизинга. Так, одним из наиболее перспективных лизинговых продуктов может стать оперативный лизинг с полным сервисным обслуживанием.
   «Это достаточно молодой продукт для российского рынка, но на Западе он известен давно и пользуется большой популярностью, — поясняет Дианин. — Предметом лизинга в этом случае, как правило, выступает автотранспорт. Смысл этой услуги заключается в том, что клиент оплачивает лишь право использования автомобиля в течение определенного срока. По окончании срока лизинга автомобиль заменяется на новый. Лизинговая компания берет на себя все риски (технические, страховые, финансовые, риск будущей стоимости автомобиля), а также предоставляет клиенту полный набор сервисов (регистрация, страхование, замена и хранение сезонных шин, ремонт, техническое обслуживание и др. — «Профиль»)».
   Кстати, по желанию клиента договор оперативного лизинга может быть расширен дополнительными услугами, такими как услуга «Аварийный комиссар», аренда водителя, страхование пассажиров. Этот лизинговый продукт весьма привлекателен в сложившейся экономической ситуации благодаря тому, что позволяет лизингополучателю использовать внешнее финансирование, не отвлекая ресурсов от основной деятельности.

 

 

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK